Обслуживание и ремонт коробки отбора мощности КамАЗ


Ремонт корпуса коробки отбора мощности

Корпус коробки отбора мощности изготовлен из серого чугуна СЧ 18-36.

Основными дефектами коробки отбора мощности являются износ отверстий под шариковые подшипники вала ведомой шестерни и под ось промежуточной шестерни.

При износе отверстий под шариковые подшипники до диаметра более 62,08 мм их восстанавливают постановкой ремонтных втулок или микронаплавкой.

При восстановлении отверстий постановкой ремонтных втулок отверстия растачивают в одну линию до диаметра 66+0,06 мм и шероховатости поверхности 2,5 мкм. Затем запрессовывают ремонтные втулки, изготовленные из стали 20 с наружным диаметром 66+0,075+0,135 мм и внутренним диаметром 60+0,2 мм, которые приваривают к картеру электросваркой в двух диаметрально противоположных точках с внутренней стороны картера коробки. Окончательно отверстия во втулках обрабатывают в линию до диаметра 62 мм и шероховатости поверхности 2,5 мкм.

Отверстия растачивают на токарном станке в планшайбе, при этом базой служит фланец крепления масляного насоса с расточкой до диаметра 90+0,07 мм, биение поверхности которой относительно поверхностей отверстий под подшипники должно быть не более 0,03 мм.

Восстановление отверстий под подшипники микронаплавкой заключается в нанесении на поверхность отверстий медным дисковым вращающимся электродом слоя металла и последующей прошивки отверстий до номинального размера.

Отверстия под ось промежуточной шестерни, изношенные до диаметра более 20,70 мм, восстанавливают постановкой ремонтных втулок. Для этого картер коробки фланцем крепления масляного насоса устанавливают в кондуктор и обрабатывают оба отверстия в линию на вертикально-сверлильном станке до диаметра 24+0,045 мм и шероховатости поверхности 2.5 мкм. Затем запрессовывают ремонтные втулки, изготовленные из стали 20 с наружным диаметром 24+0,050+0,095 мм и внутренним диаметром 20,4+0,1 мм и соответствующей длиной 13 и 16 мм.

При запрессовке втулки длиной 16 мм необходимо совместить отверстие в ней диаметром 7 мм с резьбовым отверстием в корпусе.

Окончательно отверстия во втулках обрабатывают до диаметра 20,612+0,045 мм и шероховатости поверхности Rz 20.

Резьбовые отверстия восстанавливают или ремонтируют методом постановки ввертышей или нарезанием ремонтной резьбы.

Источник

Ремонт коробки отбора мощности устройство

ГАЗ-66-11. Коробка отбора мощности (устройство и ремонт)

Коробка отбора мощности служит для передачи крутящего момента через карданное соединение и редуктор на барабан лебедки. Она крепится на коробке передач с правой стороны и имеет две передачи: одну для намотки троса на барабан лебедки и другую для выдачи троса. Передаточное число (от двигателя) 2,41 — намотка и 1,7 — размотка. Ведущая шестерня 12 (рис. 171) постоянно зацеплена с шестерней III передачи промежуточного вала коробки передач и блоком шестерен 10 промежуточного вала 11 коробки отбора мощности.

Включение той или другой передачи в коробке отбора мощности осуществляется передвижением скользящего блока шестерен 10 по вторичному валу 9. При включенной передаче «Намотка» скользящий блок 10 сцеплен с блоком шестерен промежуточного вала 11, при передаче «Размотка» — непосредственно с ведущей шестерней 12.

Коробкой отбора мощности управляет водитель рычагом 1, соединенным с помощью пальца с штоком 4 вилки 7 включения. Три углубления на штоке 4 служат для фиксации включения обеих передач и выключения коробки отбора мощности. Фиксатор состоит из шарика 5 и пружины, помещенных в приливе картера 6. Для предотвращения случайного включения передач рычаг коробки отбора мощности стопорится в нейтральном положении специальной откидной петлей упора, установленной на полу кабины автомобиля.

Размеры сопрягаемых деталей коробки отбора мощности даны в прил. 2.

Уход за коробкой отбора мощности в процессе эксплуатации заключается в проверке состояния крепежных деталей и в проведении периодической смены смазочного материала.

Неисправности коробки отбора мощности и способы их устранения даны в табл. 17.

Рис. 171. Коробка отбора мощности

Ремонт

. Коробку отбора мощности снимают с автомобиля вместе с коробкой передач, после чего отсоединяют коробку отбора мощности от коробки передач.

Разборка коробки отбора мощности. Отсоединяют нижний конец рычага (см. рис. 171) управления от штока 4

отвертывают гайку оси рычага управления, снимают ось, рычаг и опорную шайбу. Выпрессовывают втулку из отверстия рычага; вывертывают винт крепления оси ведущей шестерни, выбивают заглушки оси и выпрессовывают ось 13, снимают ведущую шестерню 12 и опорные шайбы, вынимают подшипники ведущей шестерни. Снимают шпонку с вторичного вала; спрессовывают с передней крышки защитное кольцо сальника; отвертывают болты и снимают переднюю крышку с прокладкой; выпрессовывают из крышки сальник вторичного вала; отвертывают болты и снимают заднюю крышку 8 подшипников и ее прокладку. Выбивают заглушку люка картера; снимают заглушку отверстия под фиксатор; вывертывают винты и снимают защитный колпак штока и его прокладку; расшплин-товывают и вывертывают винт крепления вилки; отвертывают гайку штока, снимают войлочное кольцо, шайбу и сальник. Выбивают шток, вынимают фиксатор и пружину; выбивают промежуточный вал 11 со стороны передней крышки 3, выпрессовывают передний и задний подшипники промежуточного вала; выпрессовывают вторичный вал 9 в сборе с передним подшипником из картера; вынимают из картера вилку, скользящий блок 10, задний подшипник вторичного вала и спрессовывают передний подшипник с вторичного вала; вывертывают маслослив-ную пробку 2.

Повышенный шум в работе шестерен

Не выдержано межосевое расстояние между ведущей шестерней коробки отбора мощности и шестерней коробки передачУстановить между фланцем картера коробки отбора мощности и при вал очной по верхностью коробки передач прокладку толщиной 0,7. 0,9 мм

>> Главная > КОРОБКИ ОТБОРА МОЩНОСТИ (Италия) КОМ КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ, ZF, VOLVO, MERCEDES, SCANIA, MAN, ISUZU, IVECO и др. c КПП КАМАЗ-14, КАМАЗ-15, КАМАЗ-ZF, КПП УРАЛ ЯМЗ-236, ЯМЗ-239, КПП ЗИЛ-130, ЗИЛ 5301, КПП ГАЗ-3309 ГАЗ-33081 ГАЗ-33086 ГАЗ-3310. Гидравлика
* Примечание
за более полной информацией и консультациями просим обращаться к сотрудникам компании || КОРОБКИ ОТБОРА МОЩНОСТИ — КОМ КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ, ZF, VOLVO, MERCEDES, SCANIA, MAN, ISUZU, IVECO и др.

Посмотреть программу
Коробок Отбора Мощности: КОМ TDZ(каталог в формате .PDF)
Коробки отбора мощности OMFB, HydroCar, Bezares, TDZ.

Число зарубежных компаний, стремящихся завоевать Российский рынок продолжает расти. Свидетельствует об этом и рост числа предложений на коробки отбора мощности ( КОМы — Коробки отбора мощности ) — от таких производителей, как OMFB, HydroCar, Bezares, TDZ. При этом, Европейские производители готовы предложить как свою оригинальную продукцию, так и изделия специально адаптированные для нашего рынка. Речь идет не только об учете условий эксплуатации, но даже об изменении всех присоединительных размеров, в частности КОМ ов (коробок отбора мощности) под технику, применяемую и выпускаемую в России. В частности, почти все заводы Европы, выпускающие КОМ ы ( OMFB , HydroCar , Bezares , TDZ ), адаптировали свою продукцию под коробки передач (КПП), устанавливаемые на отечественных шасси и технику на их базе ( КАМАЗKamAZ , ЗИЛAMO ZIL , ГАЗGAZ , УРАЛUral AZ , МАЗMAZ , КРАЗ ).
[td]

Благодаря отлаженной технологии, большому объему выпуска и стремлению Европейских компаний расширить свое присутствие на Российском рынке конечные цены на Европейские коробки отбора мощности ( КОМ ы ), гидравлику , пневматику и прочую продукцию оказываются часто на ровне со стоимостью отечественных изделий. А качество и надежность, по отзывам организаций, эксплуатирующих мобильную технику , оказывается от 1.5 до 3 раз выше. Стремление зарубежных изготовителей удовлетворять через своих Российских дистрибьюторов запросы клиентов в кротчайшие сроки позволяют формировать солидные складские запасы и держать весь ассортимент продукции в наличии. Европейские коробки отбора мощности можно сравнить с аналогами КОМ ов отечественного производства. для КАМАЗ, КОМы, монтируемые на боковой ( правый — левый) люк КПП: МП01-4202010, МП05-4202010, МП05-4202010-20, МП05-4202010-40, МП05-4202010-50, МП05-4202010-60, МП07-4202010, МП07-4202010-20, МП07-4202010-40, МП07-4202010-50, МП07-4202010-60(61), МП07-4202010-65(66), МП21-4202010, МП21-4202010-20, МП22-4202010, МП29-4202010, МП29-4202010-20, МП41-4202010, МП41-4202010-20, МП41-4202010-50, МП41-4202010-60, МП50-4202010, МП50-4202010-60(61), МП57-4202010, МП73-4202010, МП73-4202010-20, МП74-4202010, МП74-4202010-10(11), МП74-4202010-15, МП74-4202010-20, МП74-4202010-30, МП74-4202010-40(41), МП74-4202010-60, МП74-4202010-80, МП100-4202010, МП101-4202010

для КАМАЗ, КОМы, монтируемые на боковой ( левый — правый) люк КПП: МП39-4202010, МП39-4202010-10, МП39-4202010-30, МП39-4202010-40, МП39-4202010-50

для ЗИЛ, КОМы, монтируемые на боковой люк КПП: МП69-4202010, МП69-4202010-10, МП69-4202010-20, МП69-4202010-30, МП69-4202010-40, МП69-4202010-60, МП69-4202010-70, МП69-4202010-80, МП70-4202010

для ЯМЗ, КОМы, монтируемые на боковой люк КПП: МП10-4202010-10, МП58-4202010, МП58-4202010-10, МП58-4202010-15, МП10-4202010, МП58-4202010-25, МП58-4202010-30, МП58-4202010-40, МП58-4202010-50, МП58-4202010-70, МП58-4202010-80

для ГАЗ, КОМы, монтируемые на боковой люк КПП: МП82-4202010, МП82-4202010-20

под ZF, КОМы, монтируемые на боковой люк КПП: МП49-4209010, МП49-4209010-10, МП49-4209010-20

для ISUZU, КОМы, монтируемые на боковой люк КПП: МП16-4202010, МП16-4202010-10, МП16-4202010-20, МП16-4202010-30, МП16-4202010-40

Коробки отбора мощности являются наиболее экономичным решением для привода гидронасосов, поэтому они оказываются неотъемлемым компонентом гидросистемы мобильных машин. Присоединительные размеры КОМов и гидравлических насосов унифицированы, особенно это удобно, когда насос необходимо монтировать непосредственно на корпус КОМа. Кроме этого, в номенклатуре вспомогательных частей к коробкам отбора мощности предусмотрена большая гамма дополнительных переходных элементов, например, фланцев для выхода под карданную передачу.

Номенклатура коробок отбора мощности для отечественных шасси включает:

1. Коробка Отбора МощностиКОМ КАМАЗ-14 2. Коробка Отбора МощностиКОМ КАМАЗ-15 3. Коробка Отбора МощностиКОМ КАМАЗ-ZF 4. Коробка Отбора МощностиКОМ ЯМЗ-236 5. Коробка Отбора МощностиКОМ ЯМЗ-239 6. Коробка Отбора МощностиКОМ ЗИЛ-130 7. Коробка Отбора МощностиКОМ ЗИЛ 5301 8. Коробка Отбора МощностиКОМ ГАЗ-3309 9. Коробка Отбора МощностиКОМ ГАЗ-33081 10. Коробка Отбора МощностиКОМ ГАЗ-33086 11. Коробка Отбора МощностиКОМ ГАЗ-33104 и некоторые другие.

Просим Вас обращаться к нашим сотрудникам за получением каталожных данных и другой необходимой информации.

Общие сведения о
КОМ ( Коробка Отбора Мощности )
КОРОБКИ ОТБОРА МОЩНОСТИ ( КОМ ) для автомобильной коммунальной, лесной, строительной, дорожной, буровой, нефтепромысловой, горно-шахтной и другой специальной мобильной техники, автокранов, подъемников (на шасси КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ, ZF, VOLVO, MERCEDES, SCANIA, MAN, ISUZU, IVECO и др. c КПП КАМАЗ-14, КАМАЗ-15, КАМАЗ-ZF, КПП УРАЛ ЯМЗ-236, ЯМЗ-239, КПП ЗИЛ-130, ЗИЛ 5301, КПП ГАЗ-3309 ГАЗ-33081 ГАЗ-33086 ГАЗ-33104).

В мобильной технике (коммунальной, лесной, строительной, дорожной, буровой, нефтепромысловой, горно-шахтной и специальной) на базе различных шасси (отечественных и СНГ — КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ, а также импортных — ZF, VOLVO, MERCEDES, SCANIA, MAN, ISUZU, IVECO и др. c КПП КАМАЗ-14, КАМАЗ-15, КАМАЗ-ZF, КПП УРАЛ ЯМЗ-236, ЯМЗ-239, КПП ЗИЛ-130, ЗИЛ 5301, КПП ГАЗ) для привода насосов или непосредственно рабочих органов вращательного действия используется или специальный двигатель необходимой мощности, либо двигатель самого шасси — через КПП и коробку отбора мощности ( КОМ).

Тип выбираемого привода определяется уровнем передаваемой мощности и условиями работы спецтехники. За базу специальных машин обычно выбираются заводские автомобильные шасси (КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ, ZF, VOLVO, MERCEDES, SCANIA, MAN, ISUZU, IVECO и др. и КОМ к их КПП КАМАЗ-14, КАМАЗ-15, КАМАЗ-ZF, КПП УРАЛ ЯМЗ-236, ЯМЗ-239, КПП ЗИЛ-130, ЗИЛ 5301, КПП ГАЗ). Тогда уровень передаваемой на навесное оборудование мощности определяется мощностью приводного дизеля и параметрами КОМ (Коробка Отбора Мощности). Для большинства задач, выполняемых коммунальной, лесной, строительной, дорожной, буровой, нефтепромысловой, горно-шахтной и специальной техникой , автокранами, подъемниками (на базе АМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ, ZF, VOLVO, MERCEDES, SCANIA, MAN, ISUZU, IVECO и др. с приводом через КОМ c КПП КАМАЗ-14, КАМАЗ-15, КАМАЗ-ZF, КПП УРАЛ ЯМЗ-236, ЯМЗ-239, КПП ЗИЛ-130, ЗИЛ 5301, КПП ГАЗ ГАЗ-3309 ГАЗ-33081 ГАЗ-33086 ГАЗ-33104) мощности дизеля хватает, и нужно только правильным образом подойти к вопросу выбора коробки отбора мощности (КОМ).

КОМ (коробки отбора мощности) может устанавливаться в различные штатно предусмотренные положения на КПП (КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ, ZF, VOLVO, MERCEDES, SCANIA, MAN, ISUZU, IVECO, КОМ для КПП КАМАЗ-14, КАМАЗ-15, КАМАЗ-ZF, КПП УРАЛ ЯМЗ-236, ЯМЗ-239, КПП ЗИЛ-130, ЗИЛ 5301, КПП ГАЗ ГАЗ-3309 ГАЗ-33081 ГАЗ-33086 ГАЗ-33104) и обеспечивает возможность передавать мощность:

1. при стоянке шасси и при движении шасси (автомобиля)

2. при стоянке шасси и при движении шасси (автомобиля) без изменения передачи КПП

3. только при стоянке шасси

КОМ (Коробка Отбора Мощности), входящие в первый раздел, относятся также к еще двум подразделам: работа при непрерывности мощностного потока при перемене передачи в коробке (при этом передаваемая мощность лежит в пределах 25 кВт — 65 кВт), такие КОМ могут устанавливаться практически на все шасси (КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ, ZF, VOLVO, MERCEDES, SCANIA, MAN, ISUZU, IVECO, КОМ и др c КПП КАМАЗ-14, КАМАЗ-15, КАМАЗ-ZF, КПП УРАЛ ЯМЗ-236, ЯМЗ-239, КПП ЗИЛ-130, ЗИЛ 5301, КПП ГАЗ ГАЗ-3309 ГАЗ-33081 ГАЗ-33086 ГАЗ-33104); во второй подраздел входят КОМ при работе которых происходит прерывание мощностного потока при перемене передачи в коробке; в этот и моменты вспомогательные навесные агрегаты создают сопротивление для шасси, идущего под накат, поэтому применение таких КОМ может влиять на характеристики шасси в целом, а при работе на стоящем шасси эти КОМы имеют возможность пропускать полную мощность дизеля. Эти КОМ (Коробка Отбора Мощности) могут отбирать мощность из разных точек КПП: вторичный вал КПП, первичный вал раздатки, от опор карданных валов. Обороты и момент на выходе описываемых КОМ определяется выбранной передачей КПП при движущемся шасси, что часто является недостатком, но при этом позволяет иметь широкий диапазон по моменту и оборотом при использовании неподвижного шасси (КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ, ZF, VOLVO, MERCEDES, SCANIA, MAN, ISUZU, IVECO, КОМ для КПП КАМАЗ-14, КАМАЗ-15, КАМАЗ-ZF, КПП УРАЛ ЯМЗ-236, ЯМЗ-239, КПП ЗИЛ-130, ЗИЛ 5301, КПП ГАЗ ГАЗ-3309 ГАЗ-33081 ГАЗ-33086 ГАЗ-33104).

Количество передаваемой через КОМ мощности должно определяться исходя из скоростных характеристик шасси, чтобы не происходило их ограничения в таких режимах, как совершение опережения транспортного потока и др. Эти данные КОМа должны учитываться при расчете мощностных характеристик коммунальной, лесной, строительной, дорожной, буровой, нефтепромысловой, горно-шахтной и специальной техники, если таковая базируется на мобильном шасси (КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ, ZF, VOLVO, MERCEDES, SCANIA, MAN, ISUZU, IVECO, КОМ для КПП КАМАЗ-14, КАМАЗ-15, КАМАЗ-ZF, КПП УРАЛ ЯМЗ-236, ЯМЗ-239, КПП ЗИЛ-130, ЗИЛ 5301, КПП ГАЗ ГАЗ-3309 ГАЗ-33081 ГАЗ-33086 ГАЗ-33104); часто в соответствие с расчетом характеристик иметь более мощный приводной дизель для привода вспомогательных агрегатов (насосы, редукторы, лебедки, роторы и проч.).

У КОМ (Коробка Отбора Мощности) второго раздела для мобильного шасси (КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ, ZF, VOLVO, MERCEDES, SCANIA, MAN, ISUZU, IVECO, КОМ для КПП КАМАЗ-14, КАМАЗ-15, КАМАЗ-ZF, КПП УРАЛ ЯМЗ-236, ЯМЗ-239, КПП ЗИЛ-130, ЗИЛ 5301, КПП ГАЗ ГАЗ-3309 ГАЗ-33081 ГАЗ-33086 ГАЗ-33104) передача мощности производится от КПП шасси. Такие КОМ более часто используются, а передача мощности при этом разрешается лишь на низкой скорости, изменять передачу при этом запрещается, иначе есть риск преждевременного выхода из строя синхронизаторов КПП.

У КОМ (Коробка Отбора Мощности) третьего раздела для мобильного шасси (КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ, ZF, VOLVO, MERCEDES, SCANIA, MAN, ISUZU, IVECO, КОМ для КПП КАМАЗ-14, КАМАЗ-15, КАМАЗ-ZF, КПП УРАЛ ЯМЗ-236, ЯМЗ-239, КПП ЗИЛ-130, ЗИЛ 5301, КПП ГАЗ ГАЗ-3309 ГАЗ-33081 ГАЗ-33086 ГАЗ-33104) установка предусматривает разрыв мощностного потока, при этом имеется возможность переключения между работой на трансмиссию шасси и работой на специальные агрегаты: коммунальной, лесной, строительной, дорожной, буровой, нефтепромысловой, горно-шахтной и другой специальной мобильной техники, автокранов, подъемников. Такая КОМ может устанавливаться и в торцевой части коробки перемены передач, либо к раздаточной коробке. Применение КОМ, относящихся к этому разделу, обеспечивает передачу всей мощности от приводного дизеля шасси (КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ, ZF, VOLVO, MERCEDES, SCANIA, MAN, ISUZU, IVECO, КОМ для КПП КАМАЗ-14, КАМАЗ-15, КАМАЗ-ZF, КПП УРАЛ ЯМЗ-236, ЯМЗ-239, КПП ЗИЛ-130, ЗИЛ 5301, КПП ГАЗ ГАЗ-3309 ГАЗ-33081 ГАЗ-33086 ГАЗ-33104), при этом нельзя использовать шасси в движении.

КОМ (Коробка Отбора Мощности) (КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ, ZF, VOLVO, MERCEDES, SCANIA, MAN, ISUZU, IVECO, КОМ КАМАЗ-14, КОМ КАМАЗ-15, КОМ КАМАЗ-ZF, КОМ УРАЛ ЯМЗ-236, КОМ ЯМЗ-239, КОМ ЗИЛ-130, КОМ ЗИЛ 5301, КОМ ГАЗ) можно выделить в следующие категории по передаваемой мощности (кВт): 40, 120, боле 130 кВт. Эти группы КОМов позволяют получить представление по передаваемой мощности о прочностных характеристиках элементов КПП и раздаточных коробок, от которых отбирается мощность на КОМ. КОМ из первых 2-х категорий имеют возможность отбирать мощность в неподвижном положении шасси.

Условия включения КОРОБКИ ОТБОРА МОЩНОСТИ (КОМ) для автомобильной коммунальной, лесной, строительной, дорожной, буровой, нефтепромысловой, горно-шахтной и другой специальной мобильной техники (на шасси КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ, ZF, VOLVO, MERCEDES, SCANIA, MAN, ISUZU, IVECO и др. КОМ КАМАЗ-14, КОМ КАМАЗ-15, КОМ КАМАЗ-ZF, КОМ УРАЛ ЯМЗ-236, КОМ ЯМЗ-239, КОМ ЗИЛ-130, КОМ ЗИЛ 5301, КОМ ГАЗ ГАЗ-3309 ГАЗ-33081 ГАЗ-33086 ГАЗ-33104)

Управление КОМ осуществляется механически, посредством пневматики, посредством гидравлики, посредством и пневматики по электрическому сигналу.

Для управления КОМ посредством пневматики требуется наличие сжатого воздуха на борту шасси, который обычно отбирается из штатной тормозной системы шасси КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ, ZF, VOLVO, MERCEDES, SCANIA, MAN, ISUZU, IVECO и также КОМ КАМАЗ-14, КОМ КАМАЗ-15, КОМ КАМАЗ-ZF, КОМ УРАЛ ЯМЗ-236, КОМ ЯМЗ-239, КОМ ЗИЛ-130, КОМ ЗИЛ 5301, КОМ ГАЗ ГАЗ-3309 ГАЗ-33081 ГАЗ-33086 ГАЗ-33104, при этом возможны различные варианты автоматизации процесса управления включения КОМ, например можно обеспечить автоматическое включение или автоматическое отключение КОМа при подаче дублированного сигнала от рабочих органов спец машины и трансмиссии самого шасси.

Виды приводимых КОМ рабочих органов

Если для приведения в движение рабочих органов спец машины коммунальной, лесной, строительной, дорожной, буровой, нефтепромысловой, горно-шахтной и другой специальной мобильной техники применяется гидропривод, то установка насосов определяется часто протяженностью гидравлических линий, при этом насос, как одинарный, так и сдвоенный (тандем) может устанавливаться непосредственно на корпус КОМ. Таким образом отпадает необходимость в установке различного рода проставок или карданных валов. Ограничение может возникнуть только по разрешенному весу насоса, прикрепляемого к КОМу, что определяется прочностью последнего. Такие КОМ (Коробка Отбора Мощности) имеют высокую степень унификации, поскольку позволяют монтировать насосы, крепление которых выполнено по различным стандартам: ISO, UNI.

Монтаж КОМа (Коробка Отбора Мощности)

Наиболее распространенный вариант КОМ для шасси КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ, ZF, VOLVO, MERCEDES, SCANIA, MAN, ISUZU, IVECO и также КОМ КАМАЗ-14, КОМ КАМАЗ-15, КОМ КАМАЗ-ZF, КОМ УРАЛ ЯМЗ-236, КОМ ЯМЗ-239, КОМ ЗИЛ-130, КОМ ЗИЛ 5301, КОМ ГАЗ ГАЗ-3309 ГАЗ-33081 ГАЗ-33086 ГАЗ-33104 — это коробка отбора мощности с одной ступенью (а также варианты с соосным и несоосным расположением входного и выходного валов). Такая КОМ устанавливается на корпус КПП с одной из сторон: справа или слева, что в последующем определяет направление вращения вала гидронасоса, если привод рабочих органов спец машины осуществляет посредством гидропривода. Между корпусом КПП и корпусом КОМ монтируется уплотнительная прокладка, и в зависимости от модели КПП (КОМ КАМАЗ-14, КОМ КАМАЗ-15, КОМ КАМАЗ-ZF, КОМ УРАЛ ЯМЗ-236, КОМ ЯМЗ-239, КОМ ЗИЛ-130, КОМ ЗИЛ 5301, КОМ ГАЗ ГАЗ-3309 ГАЗ-33081 ГАЗ-33086 ГАЗ-33104) металлическая пластина-проставка, для изменения расстояния между осями ведущей и ведомой шестерен. Поронитовыми прокладками достигается регулирование межосевого расстояния шестерен (эта операция осуществляется производителем спец машины при установке КОМ и при ремонте или съеме КОМ регулировочное расстояние не должно быть изменено).

При управлении включением и выключением КОМа пневматически — с помощью пневмокамеры, происходит подача воздуха из пневмосистемы шасси (или от палубного компрессора) под мембрану, которая сжимает пружину возврата и перемещает палец и вилку ведомой шестерни, осуществляя зацепление последней и промежуточной шестерни КОМ а. Чтобы в момент зацепления не происходило задира или выкрашивания зубьев шестерен, на шестернях КОМ а имеется специальная залысовка с рабочей стороны. Необходимо все же соблюдать осторожность и не допускать повышенных оборотов двигателя (и КПП) в момент включения, также необходимо ограничивать и максимальное давление воздуха. При простейшей схеме включения КОМа (обычно встречается на отечественной спец технике на базе КОМ КАМАЗ-14, КОМ КАМАЗ-15, КОМ КАМАЗ-ZF, КОМ УРАЛ ЯМЗ-236, КОМ ЯМЗ-239, КОМ ЗИЛ-130, КОМ ЗИЛ 5301, КОМ ГАЗ ГАЗ-3309 ГАЗ-33081 ГАЗ-33086 ГАЗ-33104) при выпуске воздуха из-под мембраны посредством возвращающей пружины происходит выведение шестерен коробки отбора мощности из зацепления.

Коробки отбора мощности (КОМ) для шасси КАМАЗ-14, КОМ КАМАЗ-15, КОМ КАМАЗ-ZF, КОМ УРАЛ ЯМЗ-236, КОМ ЯМЗ-239, КОМ ЗИЛ-130, КОМ ЗИЛ 5301, КОМ ГАЗ ГАЗ-3309 ГАЗ-33081 ГАЗ-33086 ГАЗ-33104 имеют несколько основных характеристик, определяющих их работу: передаваемый номинальный момент (250 Нм,320 Нм, 400 Нм), частота вращения (1000 об/мин, 1500 об/мин.), количество зубьев (22 зуба, 25 зубьев), передаточное отношение (1,294; 1,3889; 1,05), передаваемая мощность (кВт), количество выходных валов.

Стоит отметить, что Коробки Отбора Мощности широко применяются и на грузоподъемном оборудовании — автокранах и автомобильных гидравлических подъемниках. В таких случаях через КОМ мощность передается либо на гидравлический насос, либо на электрогенератор. Здесь КОМ, чаще всего, — это редуктор, содержащий одну ступень. Монтаж производится традициооно на КПП шасси крана или подъемника. Управляет работой КОМа (включение- выключение) машинист-водитель, посредством механической тяги, или пневматически. В независимости от качества изгоовления КОМ нередкими бывают выхода его из строя вследствии неправильной и небрежной эксплуатации, поскольку очень важно соблюдать верную последовательность включения при эксплуатации коробки отбора мощности.

Конструкция и ремонт коробки отбора мощности ЗИЛ-131

Коробка отбора мощности (рис 1) реверсивная, служит для привода лебедки и устанавливается на фланец люка коробки передач.

Ведущий блок 16 зубчатых колес и промежуточное зубчатое колесо 13 установлены на неподвижных осях 11 и 14 на роликовых подшипниках 17

Вал 10 вращается на двух шариковых подшипниках 8. По шлицам вала скользит зубчатое колесо 9 включения передач.

На выходе вала, уплотненном манжетой 23, установлен фланец 22. Установка фланца на валу при необходимости может быть осуществлена как для передачи момента вперед по ходу автомобиля, так и назад, соответствующей перестановкой вала 10.

Передачи включаются вилкой 4, неподвижно закрепленной на штоке 1. На выходе штока имеется манжета 2. Все зубчатые колеса коробки отбора мощности — прямозубые. Управление коробкой отбора мощности осуществляется через люк в полу кабины ключом S=46 из комплекта шоферского инструмента, применяемым в качестве удлинителя рычага коробки отбора мощности и вставляемым во втулку на рычаге

Шестерня ведущего блока 16 коробки отбора мощности находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом блока заднего хода коробки передач.

Неправильная установка коробки отбора мощности увеличивает шум зубчатых пар и приводит к ускоренному их изнашиванию.

Для правильной установки следует гайки шпилек затягивать равномерно крест- накрест, одновременно проворачивая вал 10.

Уплотнительная прокладка 31 между привалочными плоскостями фланцев коробки передач и коробки отбора мощности должна быть толщиной 0,3—0,4 мм (используется прокладка из-под крышки люка коробки передач).

При правильной установке коробки отбора мощности вал 10 проворачивается свободно (без заедания зубчатых колес) усилием руки, приложенным к выходному концу вала.

Техническое обслуживание коробки отбора мощности такое же, как и коробки передач. После проведения технического обслуживания коробки отбора мощности или ее замены необходимо проверить нахождение рычага коробки отбора мощности в нейтральном положении. Невыполнение этого требования может привести к обрыву троса лебедки при пуске двигателя.

Стоимость ремонта и замены

При выборе коробки отбора мощности необходимо обратить внимание на следующие характеристики: компактность и небольшой вес, достаточный ресурс, простота при переключении передач, соблюдение необходимой мощности, снижение расхода топлива, а также повышение ресурса двигателя. Так, цена новой коробки отбора мощности на KAMAZ начинается от 15000-20000 рублей. Верхний предел стоимости этого узла обычно составляет около 40000 рублей, хотя может и превышать эту цифру. Бывшие в употребление подобные запчасти можно приобрести еще дешевле. В таком случае, КОМ будет стоить, как правило, менее 10000 рублей. В Москве можно найти данный механизм даже дешевле 5000 рублей, однако при выборе бывшего в употреблении устройства внимательно проверяйте его состояние, а также качество всех его элементов.

Сервисные центры устанавливают следующую цену за свои услуги: ремонт — от 5000 руб., замена — от 7000 руб.

Вам приходилось самостоятельно ремонтировать коробку отбора мощности? Какие советы Вы можете дать тем, кто столкнулся с данной проблемой?

Устройство коробки отбора мощности от раздаточной коробки (КОМ-1)

Односкоростную коробку отбора мощности (рис. 2) устанавливают на верхний люк раздаточной коробки. Это дает возможность отбора мощности от трансмиссии для привода различных специальных агрегатов, применяемых потребителем при использовании шасси автомобиля в качестве транспортной базы. Односкоростная коробка отбора мощности предназначена для кратковременной работы.

Длительность непрерывной работы зависит от фактической величины отбираемой мощности и в каждом конкретном случае проверяется предварительными испытаниями.

Детали односкоростной коробки отбора мощности смонтированы в литом чугунном картере 1 (см. рис. 2).

Блок зубчатых колес установлен на неподвижной оси 27 на двух роликовых подшипниках 29, между которыми расположено распорное кольцо 30.

Ось запрессована в переднюю и заднюю стенки картера и застопорена пластиной. На оси по торцам ступицы блока зубчатых колес установлены опорные шайбы 28, которые предотвращают изнашивание опорных торцов картера. Ось имеет осевое и радиальное отверстия для подвода масла из картера к роликовым подшипникам. Осевое отверстие снаружи закрыто конической пробкой 26.

При включении коробки отбора мощности шестерня-каретка 7, установленная подвижно на шлицах вала 5, входит в зацепление с шестерней 25.

Для предотвращения самовыключения вторичный вал имеет щлиц-замок. Между шлицевой частью вала и передним подшипником 6 установлена распорная втулка 2. Подшипник и распорная втулка затянуты гайкой 3.

Стопорение гайки осуществляется вдавливанием тонкого края гайки в паз вала 5. Вал вращается на двух шариковых подшипниках 6 и 23, наружные кольца которых установлены в гнездах картера, а внутренние — напрессованы на шейки вала. В осевом направлении вторичный вал фиксируется крышками подшипников 4 и 18. В крышку 18 установлена манжета, предохраняющая коробку от попадания грязи и течи масла. На шлицевом конце вала 5 установлен фланец 19 крепления карданного вала. Фланец закреплен гайкой 20, которую стопорят так же, как гайку 3.

Включение коробки отбора мощности осуществляется вилкой 31. Вилка закреплена неподвижно на штоке 15 болтом 33, который застопорен проволокой. В передней стенке картера имеется отверстие, в котором перемещается шток 15. Это отверстие закрыто заглушкой 8.

Верхний люк коробки отбора мощности закрыт крышкой. На крышке установлен штуцер 32, соединенный резиновым шлангом с вентиляционной трубкой, закрепленной на задней стенке кабины. Штуцер защищен от прямого попадания масла щитком 10.

Электропневматическое управление осуществляется кнопкой, установленной на панели приборов в кабине. Кнопка размыкает и замыкает электрическую цепь управления реле электромагнита привода воздушного клапана.

Реле установлено на щите двигателя в подкапотном пространстве над реле включения электромагнита переднего моста.

При включении коробки отбора мощности выключателем реле срабатывает и замыкает цепь электроснабжения электромагнита.

Сердечник электромагнита, перемещаясь вниз, давит на шток включения воздушного клапана и открывает его.

Воздух через впускной клапан поступает в камеру включения и, воздействуя на мембрану 13, перемещает шток 15, соединенный с вилкой включения коробки отбора мощности.

На корпусе камеры включения установлен выключатель 11 сигнализатора выключения коробки отбора мощности.

При перемещении штока контакты выключателя замыкаются, и загорается сигнализатор красного цвета.

При выключении коробки отбора мощности размыкается цепь электроснабжения электромагнита, воздушный клапан закрывается, возвратная пружина мембранной камеры перемещает шток с вилкой в исходное положение.

Шестерня-каретка 7 выходит из зацепления, и коробка отбора мощности выключается, при этом контакты выключателя сигнализатора размыкаются и сигнализатор гаснет.

Техническое обслуживание односкоростной коробки отбора мощности такое же, как и раздаточной коробки.

Ремонт коробки отбора мощности

Перед снятием коробки отбора мощности надо сначала слить масло из картера коробки передач и коробки отбора мощности, отвернув две сливные пробки спускных отверстий.

Отсоединить карданную передачу привода лебедки, отвернуть гайки крепления коробки отбора мощности на фланце люка картера и снять вручную со шпилек люка коробки передач коробку отбора мощности.

Отвернуть торцовым ключом гайку крепления фланца, снять шайбу.

При отвертывании гайки надо удерживать вал от провертывания при помощи медной или алюминиевой оправки, вставив ее между шестернями коробки (рис. 3).

Снять рычаг переключения, предварительно расшплинтовав пассатижами и вынув осевой и соединительный пальцы со штоком вилки.

Установить на фланец съемник 20П-7973 и с его помощью снять фланец с вала (рис. 4).

Отвернуть болты крепления крышек, слегка постучать молотком по крышкам и снять крышки и прокладки.

Для снятия стопорной пластины осей блоков шестерен надо отвернуть болт крепления пластин и снять пластину

Демонтаж блока шестерен

Установить коробку на пресс и выпрессовать (в направлении конца с канавкой) ось блока шестерен (рис. 5), вынуть блок шестерен из картера, снять упорные шайбы, вынуть из блока два роликовых подшипника и распорную втулку.

Снятие шестерни 25 (см. рис. 2) постоянного зацепления проводится так же, как блока шестерен. При этом шестерня 7 включения передач должна быть выведена из зацепления с шестерней постоянного зацепления.

Демонтаж главного вала

Установить корпус коробки на пресс, выпрессовать (рис. 6) главный вал до выхода колец одного подшипника из коробки и снять подшипник и шестерню включения.

Спрессовать второй подшипник с главного вала при помощи съемника мод. 20П-7973.

Расшплинтовать пассатижами стопорный болт крепления вилки включения и вывернуть его.

Затем вывернуть пробку фиксатора и вынуть из гнезда пружину и шарик фиксатора.

После чего вынуть шток, одновременно снимая с него вилку переключения передач.

Манжета штока вынимается из гнезда только при ее замене.

Детали коробки отбора мощности

Требования при ремонте к картеру, шестерням, валам и другим деталям коробки отбора мощности аналогичны требованиям к деталям коробки передач.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: