Дорогие читатели! Наша статья носит исключительно информационный характер, что не подразумевает предоставление услуг, описанных в статье!
Система охлаждения защищает двигатель автомобиля от перегрева. Двигатель внутреннего сгорания состоит из совокупности взаимодействующих механизмов, они образуют трение, которое нагревает мотор. Система охлаждения помогает снизить температуру за счет специальной жидкости – антифриза. Он постоянно циркулирует в двигателе, без этого движения он может выйти из строя. В связи с этим актуален вопрос «какой антифриз лучше выбрать».
Рекомендуют постоянно контролировать уровень и состояние антифриза, поэтому перед водителем регулярно встает необходимость долить или поменять охлаждающую жидкость. В статье разберемся, что из себя представляет современный антифриз, на какие виды делится и как определить какой подходит автомобилю.
Что такое антифриз?
Это специальная охлаждающая жидкость, которая не замерзает при обычных температурах, только экстремально низких (ниже — 40). Замерзая, она превращается в хлопья, при нагревании увеличивается в объеме до 15%, за счет чего создается рабочее давление в системе. Химический состав антифриза включает в себя спирты и различные присадки. Присадки нейтрализуют негативное воздействие спиртов на металл, прокладки, резиновые сальники, шланги и другие составные элементы системы. Некоторые виды помогают находить протечки при помощи ультрафиолетового свечения. Нагрев охлаждающей жидкости ускоряет некоторые химические реакции, что также разрушает детали.
Типы присадок
По типу используемого пакета присадок охлаждающие жидкости делят:
- на традиционные – это продукция экономкласса с неорганическими ингибиторами коррозии в составе. Антифризы с такими добавками считаются морально устаревшими и сегодня почти полностью вытеснены с рынка более новыми видами жидкостей для охлаждения;
- гибридные – на основе силикатов, фосфатов, нитратов и других минеральных солей;
- карбоксилатные – с органическими кислотами и их солями в составе;
- лобридные. Эти относительно новые жидкости (появились в 2008 году) содержат как органические соединения, так и компоненты минерального происхождения.
Какой антифриз лучше?
Охлаждающие жидкости различаются по составу, цвету, температуре замерзания, пакетам присадок, сроку эксплуатации и другим параметрам. Единого стандарта не существует, производители сами определяют состав, держат в секрете пакет присадок, окрашивают жидкость по своему усмотрению. Вопрос «какого цвета антифриз заливать» нецелесообразен, если автомобилист не знает какой антифриз заливали в машину, брать такого же цвета не стоит, поскольку это может быть разные по составу жидкости, которые вступят в реакцию и дадут осадок.
Ответ на вопрос «антифриз какой марки лучше» – тот, который разрешен производителем авто. Производители обычно рекомендуют, какой антифриз подойдет каждому из двигателей.
Давайте разберемся в маркировках:
- G11 класс антифриза на основе этиленгликоля, наиболее подходящий для автомобилей до 96 года выпуска. Здесь нет аминов, боратов и фосфатов. Чаще производят в зеленом цвете, но могут встречаться и желтый и синий оттенки. Срок эксплуатации – 2 года.
- Следующий тип – G12 на основе пропиленгликоля, подходит машинам 96-01 годов выпуска. Производят в красно-оранжево фиолетовых оттенках. Срок эксплуатации до 5 лет.
- В G12+ отсутствуют вредные элементы (амины, бораты, нитриты и др.), их используют для автомобилей позже 2001 года выпуска. Цветовая гамма зависит от производителя, чаще всего встречается в лилово-фиолетовой гамме.
- Антифриз с маркировкой G13 максимально теплоемкий и теплопроводный продукт. Подходит для спортивных автомобилей и мотоциклов. Производится по сложной технологии.
Антифризы отличают по содержанию пакетов антикоррозионных присадок.
Каждая группа присадок:
по-разному защищает авто от коррозии; имеет совместимость или антагонизм с материалами охлаждающей системы; отличается по сроку использования.
По этой причине антифризы определенных марок ориентированы под конкретные автомобили и имеют границы условий в своей работе. Из-за разницы в присадках многие ОЖ не совместимы между собой.
История возникновения стандартов
Стандарты, которые используются в классификациях антифризов, были созданы концерном VW. До этого использовались неорганические антифризы. Практичные немцы разделили ОЖ на следующие группы: G11, G12, G12 plus, G13. В каждом стандарте антифризов используются различные базовые химические вещества, или пакет присадок. Для удобства в антифризы различных стандартов добавляются красители разных цветов.
Виды антифризов
В современных автомобилях чаще используются гибридные и лобридные, какой антифриз лучше заливать?
- В гибридные добавляют пакет из присадок: 60% – неорганические соли, остальное – карбоксилаты. Такая жидкость долго служит, часть присадок оседает на стенках и защищает от коррозии, остальные оседают в местах повреждения системы. Среди минусов – низкий теплообмен из-за плотности слоя, оседающего на стенках.
- В лобридных преобладают карбоксилаты, а на неорганические соли приходится всего 10%. Здесь преобладает система адресного устранения повреждений, а за счет низкого сочетания солей их слой тонкий и уровень теплообмена здесь выше. Эти жидкости подходят для современных моторов, из минусов – высокая цена.
В зависимости от солей, используемых в неорганической части присадок. гибридные и лобридные антифризы, несмотря на одинаковый механизм защиты от коррозии, делятся на силикатные (их используют европейские производители, температура замерзания до -40) и фосфатные (корейские и японские производители желтый замерзает при температуре до -200, зеленый – до -250, красный – до -300).
Гибридные маркируются G11, карбоксилатные (G12 и G12+), лобридные (G12++ и G13).
avtoexperts.ru
Немаловажную роль в эксплуатации автомобиля играет охлаждающая жидкость. Для чего она предназначена, из чего состоит, как часто ее следует менять и какую именно жидкость выбрать для той или иной модели – на эти и другие наиболее часто задаваемые нашими читателями вопросы мы ответим в нашей сегодняшней статье.
Для чего нужна охлаждающая жидкость?
Основная функция охлаждающей жидкости – уменьшать тепловые нагрузки на узлы и детали двигателя внутреннего сгорания, установленного в автомобиле. Она циркулирует по замкнутому контуру, соприкасаясь со стенками цилиндров двигателя (в них температура сгораемого топлива достигает нескольких тысяч градусов Цельсия) через так называемую «рубашку охлаждения» силовой установки (специальная полость), нагревается и отводит от блока цилиндров избыточное тепло.
система охлаждения двигателя
В системе охлаждения двигателя рабочая жидкость течет по двум контурам – малому и большому, периодически нагреваясь (у рабочих поверхностей мотора) и охлаждаясь (в радиаторе). За циркуляцию охлаждающей жидкости в системе отвечает центробежный насос, а за ее перенаправление от большого контура к малому (при прогреве двигателя) в зависимости от рабочей температуры мотора – термостат.
Важную роль в системе охлаждения двигателя играет расширительный бачок: здесь содержится запас «охлаждайки», через его клапан регулируется избыточное давление охлаждающей жидкости, что позволяет мотору работать при более высоких температурах, не допуская ее вскипания.
Расширительный бачок
Из чего состоит охлаждающая жидкость?
Для охлаждения двигателя используются два вида жидкостей: дистиллированная вода и антифризы. Вода является наиболее дешевой, нетоксичной, с максимальной удельной теплоемкостью (способность поглощать тепло на единицу веса) и наибольшей способностью к охлаждению жидкостью. Антифризы – сложные по химическому составу вещества, которые обладают высокой температурой кипения и не подвержены замерзанию при критически низких температурах (от -40°С до -70°С).
Дистиллированная вода, антифриз, тосол
В системе охлаждения двигателя современных автомобилей воду не применяют из-за ее непрактичности: она замерзает уже при 0°С, расширяясь в объеме до 10% и превращаясь в кристаллы льда. Соответственно, выполнять свою основную функцию, отвод тепла от двигателя, в зимнее время эта «охлаждайка» уже не сможет, к тому же кристаллы льда, образовавшиеся в системе охлаждения мотора, могут нанести вред узлам и деталям силового агрегата, приведя к так называемому «размораживанию» двигателя — то есть, разрушению блоков цилиндров и головок блока. Поэтому сегодня автопроизводители отдают предпочтение антифризам, которые лишены присущих воде недостатков.
В состав антифризов входят два основных элемента — вода и многоатомные спирты, обладающие высокой способностью к расширению при нагревании, одной из ключевых характеристик охлаждающей жидкости. Помимо воды и многоатомных спиртов в составе антифризов присутствуют разнообразные присадки, улучшающие эксплуатационные характеристики охлаждающей жидкости: подавление образования ржавчины на металлических поверхностях, вспенивания при достижении высоких температур, разрушения поверхностей резиновых деталей, образования парового конденсата и прочих. Еще одним элементом антифриза является краситель, который играет роль маркера – если жидкость в процессе эксплуатации меняет цвет, то настало время для его замены.
По составу спиртов все антифризы делятся на два вида: этиленгликолевые и пропиленгликолевые.
Этиленгликолевые охлаждающие жидкости содержат этиленгликоль – многоатомный спирт сладковатого запаха, желтого цвета, плотность которого при +20°С составляет 1.112-1.113 г/см³, температура кипения — 197°С, а замерзания -11.5°С. В зависимости от того, для каких условий эксплуатации предназначена «охлаждайка» на основе этиленгликоля, ее разбавляют с водой в таких пропорциях 1:1, 1:2 или 2:3. Чем большее содержание в такой смеси этиленгликоля, тем большей стойкостью к замерзанию и закипанию он обладает.
Пропиленгликолевые антифризы в своем составе имеют пропиленгликоль – многоатомный спирт, во много схожий по химическим свойствам с этиленгликолем, но обладающий меньшей токсичностью и большей степенью кинематической вязкости. Последнее его свойство можно отнести к недостаткам, так как при воздействии на силовой агрегат внешних низких температур скорость циркуляции такой «охлаждайки» по системе охлаждения двигателя падает, и жидкость хуже выполняет свои функции.
Антифризы также различаются по химическому составу присадок — их делят на четыре типа: традиционные, карбоксилатные, гибридные и лобридные.
Традиционные, используемые в основном в автомобилях, выпускавшихся в странах Европы, Северной Америки и ряде азиатских стран (Япония, Южная Корея) до 2 000 года, присадки в своем составе содержат замедлители коррозии из неорганических элементов – фосфатов, нитратов, боратов и так далее. Их перестали использовать для охлаждения двигателей по нескольким причинам: сравнительно короткий срок эксплуатации (до 2 лет), низкая температура кипения (до 105°С). В процессе работы традиционные присадки, разлагаясь, покрывали слоем содержащихся в них веществ рабочие поверхности, что приводило к ухудшению охлаждения узлов и деталей силовой установки, разрушению элементов центробежного насоса, засорения магистрали системы охлаждения машины.
Применение: традиционные антифризы (Тосол) сегодня используют в машинах отечественного производства (ВАЗ, УАЗ, ГАЗ).
Карбоксилатные, содержащие в своем составе органические кислоты (карбоксилаты), присадки являются наиболее эффективными в замедлении коррозии. Они способны точечно воздействовать на потенциальные очаги коррозии и кавитации (образовании парового конденсата), покрывая проблемные места защитным слоем не более 1 микрона, что позволяет более эффективно охлаждать двигатель. Срок службы таких присадок – от пяти лет и более, в зависимости от условий эксплуатации.
Применение: карбоксилатные антифризы используют в автомобилях марок Fiat, Ford, KIA, Hyundai, Renault и прочих. Гибридные присадки содержат в своем составе неорганические (силикаты, нитриты или фосфаты) и органические (карбоксилаты) вещества. Совокупное воздействие этих смесей на очаги возникновения коррозии и парового конденсата выше, чем у традиционных присадок, но из-за наличия неограники они имеют те же, но выраженные в меньшей мере, недостатки, что и у «чистых» силикатных, фосфатных и нитритных ингибиторов. Срок службы гибридных присадок – от трех до пяти лет.
Применение: гибридные антифризы используются в автомобилях марок Chrysler, Mercedes-Benz, BMW.
Лобридные присадки – самый новый вид подавителей коррозии и парового конденсата, которые можно отнести к подвиду гибридных. Их особенность — в распределении в смеси органических (90% карбоксилатов) и неорганических (10% силикатов) веществ, что приводит к улучшению технических характеристик таких антифризов по сравнению с гибридными.
Применение: используется в автомобилях марок Peugeot, Citroen, Volkswagen, Skoda, Seat.
Маркировка антифризов от Volkswagen
Концерн Volkswagen разработал для карбоксилатных, гибридных и лобридных антифризов свою маркировку допуска охлаждающей жидкости, которую сегодня применяют множество . Так, карбоксилатные антифризы имеют маркировку G12 и G12+ (соответствуют спецификации VW TL 774-D/VW TL 774-F), гибридные – G11 (соответствуют спецификации VW TL 774-C), лобридные – G12++, G13 (соответствуют спецификации VW TL 774-G).
Оригинальный антифриз Volkswagen
Особенностью этих спецификаций является запрет на использование в составе охлаждающих жидкостей боратов, нитритов, аминов, фосфатов и силикатов (кроме G11 и G12++, где содержание этого вещества допускается в пределах до 680 мг/л и до 500 мг/л соответственно). Фольксваген допускал использование антифризов G11 в своих автомобилях, произведенных до 1996 года, G12 и G12+ — в моделях, выпущенных с 1997 по 2008 годы. Незамерзающие жидкости G12++ и G13 применяются сегодня в системах охлаждения двигателей автомобилей, произведенных концерном с 2008 года.
Фольксвагеновцы тщательно следят за тем, чтобы их допуски соблюдались производителями антифризов, которые маркируют свою продукцию в соответствии со спецификациями G. Если в составе охлаждающей жидкости, помеченной, например, G12+, имеется хотя бы одно из запрещенных веществ, то такой антифриз не соответствует стандартам Volkswagen и может считаться подделкой, так как такая «незамерзайка» не будет выполнять всех функций, может преждевременно «состариться» и нанести вред двигателю.
В чем разница между тосолом и антифризом?
Никакой разницы тут быть не может, так как привычный российским автолюбителям «Тосол» – тот же самый антифриз, относящийся к традиционным охлаждающим жидкостям. Он содержит в своем составе этиленгликоль, воду и неорганические присадки. Различают, к примеру, «Тосол 40» и «Тосол 65», первый – голубого цвета, второй – красного. «Тосол 40» разработан для эксплуатации при температурах не ниже -40°С, а «Тосол 65» — для работы незамерзающей охлаждающей жидкости при температурах не ниже -65°С.
Можно ли смешивать разные по составу охлаждающие жидкости?
Как и в случае с моторными маслами и трансмиссионными жидкостями, смешивать охлаждающие жидкости разных типов и классов не рекомендуется ввиду различий в их химических составах. Так, при смешении карбоксилатных и традиционных присадок их химические вещества могут выпасть в осадок, что приведет к засорению системы охлаждения. Если даже этого не произойдет, то разные по химическому составу присадки могут вступить в реакцию, в результате которой их полезные свойства в значительной мере ослабятся.
Совет: если нет возможности пополнить запас «охлаждайки» немедленно, лучше добавить в расширительный бачок системы охлаждения дистиллированную воду.
Каковы сроки замены охлаждающей жидкости?
Замена в системе охлаждения рабочей жидкости производится в трех случаях: планово, досрочно и в аварийной ситуации.
Планово охлаждающую жидкость заменять в зависимости от сроков, установленных производителем автомобиля. Эту информацию можно почерпнуть их руководств по эксплуатации к каждой конкретной модели. Повторимся: антифризы с традиционными присадками меняют через каждые два года, ОЖ с карбоксилатными присадками – через пять – семь лет, «охлаждайки» с гибридными присадками – через три – пять лет, антифризы с лобридными присадками – через пять – шесть лет.
По истечении этих сроков эксплуатационные характеристики охлаждающих жидкостей меняются: они теряют способность противостоять коррозии, начинают закипать при сравнительно низких температурах, хуже отводят тепло от узлов и деталей силовых установок.
Досрочно менять охлаждающую жидкость нужно, если произошла конструктивная поломка двигателя, например, в антифриз начали поступать выхлопные газы из прохудившейся прокладки блока цилиндров либо при разгерметизации системы охлаждения и поступления в нее воздуха. Взаимодействие ОЖ с выхлопными газами или воздухом приводит к тому, что жидкость преждевременно теряет свои основные эксплуатационные свойства. Понять, что нарушена работа охлаждающей системы можно, если вы заметили, что чаще стал включаться вентилятор радиатора, на стенках расширительного бачка появились похожие на желе отложения либо в бачке появился осадок (зачастую обнаруживается при температуре воздуха -15°С).
Возможная поломка системы охлаждения двигателя
К аварийным ситуациям, во время которых водителю пришлось доливать воду в систему охлаждения, можно отнести лопнувший шланг. Шланг поменяли, недостающее количество «охлаждайки» дополнили водой, взятой из-под крана. Что происходит дальше? Обычная водопроводная вода не обладает свойствами дистиллированной, поэтому содержание в ней солей – повышенное. Эти соли, взаимодействуя с химическими веществами, входящими в состав ОЖ, образовывают осадок, который негативно влияет на металлические детали системы – проще говоря, активизируются коррозионные процессы. Выпавшие в осадок вещества затрудняют циркуляцию антифриза в системе, что приводит к ненадлежащему отведению тепла от узлов двигателя, в результате чего может произойти перегрев мотора. Если вам все-таки пришлось залить в систему охлаждения двигателя воду из-под крана, то при первой же возможности полностью замените «охлаждайку», предварительно промыв систему дистиллированной водой.
Подделки
На вопрос «какой антифриз заливать?» можно ответить и так: «только оригинальный».
Рынок переполнен контрафактной продукцией. Из-за некачественного антифриза может выйти из строя двигатель.
Как определить:
- Место продажи. Сертифицированная, качественная продукция не может продаваться развалом на обочине. Для покупки выбирайте специализированные магазины и крупные заправочные комплексы.
- Дешевизна. В данном случае низкая цена должна смутить и натолкнуть на мысль о подделке.
- Внешний вид товара. Странные, самодельные этикетки, в описании не указан уровень pH, есть осадок – признаки подделки.
- При эксплуатации меняет цвет, и снижает свойства. Если жидкость стала коричневатого оттенка – это значит, что внутри двигателя образуется ржавчина и он разрушается.
- Резкий или неприятный запах.
Допуски от автопроизводителей
Ведущие мировые автопроизводители регламентируют состав и свойства антифризов для своей продукции спецификациями (допусками). Например, автомобилям Ford рекомендованы охлаждающие жидкости со спецификацией WSS-M97B44-D. Такой продукт выпускается под торговыми марками:
- Havoline XLC;
- Ford Super Plus Premium;
- «Лукойл Антифриз Ультра G12»;
- Tatneft Antifreeze Extra и др.
Вся эта продукция имеет идентичный состав, т. е. допускается смешивание различных ее образцов. Если нет возможности залить в Ford «родной» антифриз, можно заменить его охлаждающей жидкостью карбоксилатного типа (Glysantin G30, AWM G12, Mobil Advanced и другими). Спецификации некоторых других производителей:
- Renault – 41-01-001/- -S;
- Mercedes-Benz – 325.3;
- Volkswagen – TL774D (G12) и TL774F (G12+);
- General Motors – GM 6277M;
- MAN – 324 type SNF.
Срок службы антифризов
Заявленный срок службы жидкости с маркировкой G11 – 2 года, G12 может прослужить до 5 лет, примерно как качественная светодиодная фара. Производители утверждают, что охлаждающие жидкости в двигателях последнего поколения вообще можно не менять, срок их годности полностью совпадает со сроком эксплуатации двигателя. Контрафакт может стать непригодным для использования в первый год использования. Внимательно следите за состояние жидкости, смена окраски может свидетельствовать о проблемах в системе охлаждения или составе низкого качества.
Если жидкость стала прозрачной, ее необходимо заменить, потому что она утратила, характеристики.
По каким параметрам выбирают жидкость для системы охлаждения
Если вы покупали автомобиль на вторичном рынке и техническая документация к транспортному средству утеряна, то при выборе антифриза лучше отдать предпочтение продукции:
- известного бренда. В этом случае сводится к минимуму вероятность приобрести подделку;
- с температурой закипания не менее 110 °С;
- с температурой замерзания, которая подходит для климата вашей местности;
- с минимальным сроком службы 5 лет.
Большое значение имеют также показатели пенообразования и вязкости, а также содержание пакета присадок, нейтрализующих агрессивные свойства антифриза.
Как выбрать?
Соблюдайте следующие правила:
- Выбирайте жидкость соответствующего вашему авто класса.
- Уточните какой антифриз можно залить в рекомендациях производителя транспортного средства.
- Определите нужную температуру замерзания.
- Покупайте в проверенных местах.
- Не пытайтесь подобрать жидкость по цвету, если не знаете или не помните, что заливали, при необходимости поменяйте ее полностью.
Проверка уровня охлаждающей жидкости и при необходимости добавление и замена – важный этап подготовки машины к холодам и комфортного использования зимой. Не забывайте и о других лайфхаках, которые помогут легко пережить зиму за рулем: следите за зарядом АКБ, замените штатные галогенки на эргономичные светодиодные фары, поменяйте масло, не ставьте автомобиль на ручник, всегда предварительно прогревайте машину. Записывайте марку антифриза или сохраняйте в машине упаковку, тогда сложностей с выбором не будет.
Основные параметры выбора антифриза
Современные реалии заставляют автомобилиста рассматривать антифриз не только как охлаждающую жидкость, но и обращать внимание на другие его особенности и преимущества, такие как:
антикоррозийные свойства;
температура замерзания;
температура кипения;
вспениваемость – чем меньше показатель, тем качественнее продукт;
воздействие на резину и полимеры – современные антифризы должны защищать прокладки, уплотнители, шланги, пластиковые детали от высыхания.
Выбор не зависит от оттенка антифриза. Каждый водитель выбирает охлаждающую жидкость по критериям своего автомобиля.
Если произошла утечка
К незначительным причинам утечки относятся сезонность и испарение воды. Как известно, любая жидкость при снижении температуры уменьшается в объеме. Маслянистые разводы на асфальте после продолжительной стоянки говорят о том, что антифриз протекает через трещины расширительного бачка или радиатора. Пятна внутри салона на ковриках указывают на неисправный радиатор печки.
Самая серьезная проблема — внутренняя разгерметизация системы охлаждения
, вследствие чего антифриз сгорает вместе с топливом, из выхлопной трубы валит белый дым, в расширительном бачке появляется пена, повышается уровень масла. Проблема решается заменой прокладки блоков цилиндров и промывкой охлаждающей системы.
Облегчить поиск протечек помогут антифризы со специальными флуоресцентными красителями. В теплое время года утечку допускается восполнить с помощью дистиллированной воды, однако при первой возможности настоятельно рекомендуем заменить жидкость в сервисе. Не стоит использовать воду из-под крана, поскольку в ней содержатся вещества, провоцирующие ржавчину и накипь. В холодное время года вода может замерзнуть.
Зимой временные трудности решаются только доливом антифриза, соответствующего допускам производителя. В любом случае при серьезных дефектах лучше довериться профессионалам. Не забывайте делать профилактический осмотр и удачи на дорогах!
ЛУКОЙЛ предлагает антифризы трех типов: тосол для автомобилей предыдущих поколений, карбоксилатные G12 и гибридные G11 в разных цветах для современных машин. Продукты всех трех типов обеспечивают высококачественную защиту двигателей, отлично справляются со своими задачами в условиях низких температур, имеют сертификаты, подтверждающие соответствие допускам крупных автоконцернов.