- Для чего необходим турбодвигатель
- Преимущества и недостатки турбины
- Турбина на ВАЗ 2114
- Как установить турбину на ВАЗ 2114
- Полезное видео
Система турбонаддува для автомобиля считается средством, которое способно быстро и эффективно улучшить рабочие показатели двигателя. Турбина на ВАЗ 2114 – не исключение. Но, чтобы достичь желаемого результата, нужно учесть все нюансы установки системы турбонаддува и правильно её выполнить.
Турбина на ваз 2114
Установка турбо на ВАЗ 2114: с чего начать
Установка турбины на любой автомобиль начинается с тщательного изучения матчасти. Нельзя просто прийти в магазин и купить готовый комплект. А даже если можно, систему все равно придется дорабатывать.
Турбированный двигатель ВАЗ 2114
Если беретесь за эту задачу, учтите следующее:
- Ряд стоковых узлов ВАЗ 2114 непригодны для автомобиля мощностью свыше 150 л.с. Без переоснащения подвески и тормозов, установки колес большей ширины с турбо-двигателем обойтись не получится.
- Доработка иномарок отчасти проще, если у тюнингуемой модели есть «старшие» братья с турбодвигателями. Тюнинг обычно сводится к поиску, покупке и подгонке готовых заводских узлов. С автомобилями тольяттинского производства сложнее – турбины на ВАЗе не ставят. К счастью, в крупных городах есть тюнинг-ателье, которые занимаются разработкой и производством тюнинговых деталей. Правда, их продукция, в основном, нелицензирована, поэтому с легализацией изменений будут проблемы.
- Правильный выбор турбины – залог успешного турбо-тюнинга. Прежде чем реализовывать мечту, рекомендуем ознакомиться с краткими описаниями турбин, используемых для доработки ВАЗ.
УСТАНОВКА: ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ
Турбирование мотора – процесс длительный. Планы «турбануть за отпуск» практически неосуществимы. Заранее рассчитывайте свое время. Если машина основная, есть смысл заранее задуматься о покупке временного средства перемещения.
Большинство особенностей турбирования уникальны для разных моделей компрессоров и остального оборудования. Описание ниже усредненно и схематично.
1 этап. Подготовка мотора. Двигатель разбирается, проводится полная ревизия цилиндров, коленвала, шатунов, вкладышей и маслонасоса, шлифовка блока. Поршни покупаются после подготовки цилиндров (возможно, понадобится расточка).
Проверяется (при необходимости шлифуется ГБЦ), гидрокомпенсаторы и клапана можно использовать стандартные.
2 этап. Сборка навесного оборудования. Устанавливаются новые форсунки, заменяется бензонасос. У двигателей ВАЗ 2114 на 8 клапанов есть ряд плюсов в сравнении с 16-клапанными. Во-первых, не нужно мудрить с обраткой. Во-вторых, гораздо проще подключить регулятор давления топлива.
Далее установка ресивера, установка выпускного коллектора, примерка турбины. Если куплен интеркуллер, находим место для него и устанавливаем. Монтируем пайпинг и блоу-офф. Готовим подачу масла и охлаждения к турбине. Удаляем ДМРВ и вживляем систему ДАД и ДТВ.
3 этап. Когда все собрано и закреплено, появилась уверенность, что нигде ничего не течет, начинается самое сложное – настройка. Все лошадиные силы, ньютон-метры и расход топлива зависят от мастерства настройщика. В крупных городах есть хорошие специалисты по турбо – не пожалейте денег на их услуги, иначе в трубу вылетает гораздо большая сумма.
Хороший буст – результат интеллектуального труда и мастерства. Чтобы результат себя оправдал, помните: информации никогда не бывает слишком много. Изучите вопрос досконально – итог Вас поразит.
Что необходимо знать о наддуве
Турбонаддув – это принудительное нагнетание воздуха в камеры сгорания посредством создания на входе впускного тракта зоны высокого давления. Когда водитель автомобиля нажмет на педаль, и дроссельная заслонка откроется, во впускной коллектор попадет значительно больше воздуха, чем, если бы он подавался при атмосферном давлении. С увеличением количества кислорода карбюратор или инжектор увеличивает и порцию топлива. За счет этого вырастает мощность мотора.
Камера сгорания имеет фиксированный размер, а объем ее — это постоянная величина. На штатном двигателе в нее помещается лишь какое-то ограниченное количество топливной смеси. Для повышения мощности необходимо поместить в цилиндр больший объем горючего. Реализовывается это при помощи создания высокого давления, которое сожмет смесь. Тогда она займет меньше места. Для этого и необходим турбонаддув.
Установка системы турбонаддува
Как правильно ставить проставки для увеличения клиренса
Существует два метода установки турбин на «шестёрку»:
- подключение к коллектору;
- подключение к карбюратору;
Подавляющее большинство водителей склоняется именно ко второму варианту, так как хлопот с ним меньше. Кроме того, топливная смесь в случае карбюраторного подключения образуется напрямую, минуя коллектор. Чтобы установить это подключение, потребуются следующие вещи:
- накидные ключи в комплекте;
- плоская отвёртка;
- две пустых ёмкости для слива антифриза и смазки.
Последовательность подключения полноценной турбины
Прежде всего следует сказать, что турбина — устройство довольно крупное. Следовательно, в подкапотном пространстве для неё потребуется место. Поскольку места мало, многие владельцы «шестёрок» ставят турбины туда, где установлен аккумулятор. Сам аккумулятор при этом извлекается из-под капота и устанавливается в багажник. Здесь же следует отметить, что последовательность подключения системы турбонаддува зависит от того, какой тип двигателя установлен на «шестёрке». Если у автовладельца самая ранняя версия «шестёрки», то на неё придётся устанавливать новый впускной коллектор, поскольку стандартный работать с турбиной не сможет. Только после этих подготовительных операций можно переходить непосредственно к установке системы турбонаддува.
- Сначала производится установка дополнительного впускного воздуховода.
- Выпускной коллектор снимается. На его место устанавливается небольшой отрезок воздушной трубы.
- Теперь снимается воздушный фильтр вместе с генератором.
- Из главного радиатора сливается антифриз (перед началом слива под радиатор следует поставить пустую ёмкость).
- Отсоединяется шланг, который соединяет мотор с системой охлаждения.
- Производится слив смазки в заранее подготовленную ёмкость.
- На крышке двигателя с помощью электродрели высверливается отверстие. В нём с помощью метчика нарезается резьба, после чего в это отверстие устанавливается крестообразный переходник.
- Выкручивается масляный датчик.
- Турбина подключается к ранее установленной воздушной трубе.
Последовательность подключения компрессора
Выше упоминалось о том, что подключение полноценной системы турбонаддува на старую «шестёрку» может быть оправдано далеко не всегда, и что более приемлемым вариантом для многих водителей может стать установка обычного компрессора. Так что имеет смысл разобрать последовательность установки и этого устройства.
- С входящего воздушного патрубка снимается старый воздушный фильтр. На его место ставится новый, сопротивление этого фильтра должно быть нулевым.
- Теперь берётся отрезок специального провода (он обычно идёт в комплекте с компрессором). Один конец этого провода прикручивается к штуцеру на карбюраторе, второй конец крепится на выходной воздушной трубе на компрессоре. В качестве крепежа обычно используются стальные хомуты из комплекта.
- Сам турбокомпрессор устанавливается рядом с трамблёром (места там вполне достаточно, так что компрессор средних размеров можно поставить без проблем).
- Практически все современные компрессоры идут в комплекте с крепёжными кронштейнами. С помощью этих кронштейнов компрессор прикрепляется к блоку цилиндров.
- После установки компрессора поставить штатный воздушный фильтр не представляется возможным. Поэтому водители вместо фильтров в стандартных корпусах ставят специальные короба, изготовленные из пластика. Такой короб служит своеобразным переходником при нагнетании воздуха. Причём чем герметичнее короб, тем эффективнее будет работать компрессор.
- Теперь на всасывающую трубку устанавливается новый фильтр, сопротивление которого стремится к нулю.
Эта последовательность является самой простой и при этом самой эффективной при установке турбокомпрессора на всю вазовскую «классику». Занимаясь установкой этой системы, водитель может сам поискать новые способы повысить герметичность короба и трубных соединений. Многие используют для этого обычный высокотемпературный герметик, который можно найти в любом магазине автозапчастей.
Турбо кит ВАЗ 16 клапанов
• Давление наддува до 0.5 бар. • Позволяет увеличить мощность автомобиля до 120 лошадиных сил. • Крутящий момент до 190 Нм. • Не снижает ресурса двигателя. • Установка турбо кита очень проста, все детали являются навесными. • Дополнительные доработки двигателя не требуются. • Компоновка такова, что внешне изменения будут не заметны невооруженным глазом. • Быстрый отклик на педаль газа. • Максимальное давление наддува достигается уже при 2000 об/мин. • Требуется изменение программы управления двигателем. Комплектация:
• Коллектор стальной (нижнее расположение турбокомпрессора) • Турбокомпрессор Mitsubishi TD04HL – 15T style • Прокладка между турбиной и коллектором • Фланец выпуска выхлопных газов из турбокомпрессор • Шланг маслоподачи армированный • Маслослив (заготовка) • Подача тосола для охлаждения турбокомпрессора • Обратка тосола для охлаждения турбокомпрессора • Уплотнительные медные кольца для фитингов • Клапан сброса избыточного давления • Силиконовые соеденители воздушных магистралей • Воздуховоды • Топливные форсунки повышенной производительности 192 cc • Болт забора масла из ГБЦ • Болт маслоподачи для турбокомпрессора • Хомуты • Шпильки • Гайки
Как устроен двигатель ВАЗ-2114
Главная особенность рассматриваемого типа двигателей – наличие инжекторной системы. Двигатель четырехцилиндровый, с двумя клапанами (впускной и выпускной) на каждом из чугунных цилиндров.
На ВАЗ 2114 устанавливалось несколько видов двигателей. К 8-клапанным двигателям, которые можно встретить на этой модели авто, относятся:
- ВАЗ-2111 – его объем составляет 1,5 л, предельная мощность — 78 л.с, максимальный момент силы — 116 Нм.
- ВАЗ-21114 – 1,6 л, мощность 80-84 л.с., максимальный момент силы – 125 Нм.
- ВАЗ-11183 – 1,6 л, максимальная мощность 81-82 л.с, наибольший момент силы – 132 Нм. Этот вид двигателя встречается и с 16 клапанами, однако мы рассматриваем 8-клапанный.
Ресурс двигателя ВАЗ-2114, по данным производителя, составляет 150 тыс. км. При бережном обращении и доработке движка безопасным способом, этот ресурс можно продлить.
Для того, чтобы улучшить мощность и другие показатели работы двигателя, необходимо произвести его доработку – тюнинговать.
Для чего необходим турбодвигатель
При установке турбонаддува на двигатель авто, в цилиндры двигателя поступает сжатый воздух. Он занимает тот же объем, что и до установки турбины, но, благодаря сжатию, его удельная масса возрастает. Появляется возможность пропорционального увеличения мощности двигателя.
Турбированный двигатель ваз 2114
Расход топлива при установке турбины не увеличивается. Это достигается благодаря увеличению плотности воздуха при его охлаждении в цилиндре двигателя. Также снижаются выбросы продуктов сгорания.
Чаще всего применяется компрессор на энергии выхлопных газов. Он приводится в движение благодаря поступлению выхлопных газов на привод компрессора. В результате этого топливо и энергия двигателя не тратятся дополнительно, как при механическом приводе компрессора.
Преимущества и недостатки турбины
В результате использования правильно подобранной турбины, характеристики двигателя, в том числе и на ВАЗ 2114, улучшаются:
- Уменьшается расход топлива в сравнении с другими способами увеличить мощность двигателя.
- Оптимизируются показатели соотношения веса движка и его мощности.
- Двигатель с турбонаддувом работает тише, чем движок с такой же мощностью, но без турбокомпрессора.
К недостаткам применения турбин относятся:
- Необходимость чаще менять масло и фильтры. При этом можно применять лишь специальные масла.
- Малый срок службы турбокомпрессора, необходимость его замены.
- Эффект «воздушной ямы» или «турбоямы» при запуске двигателя – это связано с низкими оборотами коленвала и небольшим количеством выхлопных газов, которых недостаточно для запуска турбины.
Турбины для автомобилей ВАЗ
Вариантов для установки турбины на модель 2114 много. Теоретически адаптировать можно что угодно, но лучше всего 8-клапанному двигателю подойдут следующие модели:
- Garret 1752;
- Mitsubishi TD04 (устанавливалась на автомобили Mitsubishi Lancer EVO, Subaru Impreza WRX, некоторые другие модели);
- IHI VF10 (этой моделью комплектовались машины Subaru Legacy I поколения), как вариант VF11-20 (сток для Легаси II поколения);
Список можно расширить десятками позиций, в том числе, более мощными турбинами TD05, TD06, VF23-30.
Для первого буста рекомендуем Garret, TD04 или IHI VF10-20. Они широко распространены, недороги и ремонтопригодны.
Тем более, если недостаточно денег на новое оборудование, несложно найти б/у киты в достойном состоянии в связи с переходом их владельцев на более мощное оборудование
ТУРБИНЫ НА БАЗЕ ТУРБО-КОМПРЕССОРА TD04
Турбина TD04L с актуатором
Компрессор Mitsubishi TD04 и различные его инварианты (TD04H, TD04L, TD04HL и другие) – одна из самых распространенных в России японских турбо-систем. Устанавливался на Mitsubishi Lancer Evolution IV-V поколения, турбодизельные Mitsubishi Pajero, а так же многие модели Subaru середины 1990-х годов.
Преимущество этого компрессора в том, что в заводском исполнении позволял снимать с двигателей 1,6 – 2,0 литра солидные 280 – 340 Нм и 280 л.с. К тому же она компактно размещается под вазовским капотом.
Высокопроизводительные турбины типа Garret GTX30 (устанавливались на Toyota Chaser или Mark II и немецкие автомобили типа BMW в кузове e39) разместить под капотом труднее. Прецеденты есть, но сделать это самостоятельно непросто.
Качество сборки японской турбины выше китайских Гарретов, а запас ресурса позволяет приобретать даже видавшее виды оборудование. Отличительная особенность турбины – ровная полка крутящего момента. Пиковые показатели различаются в зависимости от разновидности компрессора и дополнительного оборудования.
Для гонок, где разгон имеет первостепенное значение, лучше рассматривать другие турбины. На трассах с длинными прямыми, где есть возможность полноценно использовать максимальные обороты в 4 – 4,5 тысячи, TD04 может потягаться и с более производительными моделями.
С чего начать?
Для тюнинга подходит далеко не любая машина. Важно обязательно обращать внимание на состояние авто. Лучше разобрать автомобиль до основания. Главная проблема – это коррозия. Нужно понимать, что металл на автомобилях от «АвтоВАЗа» достаточно тонкий, и высокие нагрузки ему противопоказаны. Стоит приложить серьезную нагрузку, и ржавый металл буквально порвет.
Начать следует с замены металла в моторном отсеке на более мощный. Когда все неисправности кузова отремонтированы, можно продолжить тюнинг дальше. Если автомобиль куплен специально для тюнинга, то первым делом нужно заставить его двигаться в стоковом состоянии. Далее меняют электропроводку, приводят в хорошее состояние двигатель или же меняют его на шестнадцатиклапанный. Также проводят ревизию тормозной системы и трансмиссии.
Это и есть первый пункт, с которого начинается инструкция по турбированию. Когда железо вернулось в идеальное, близкое к заводскому состояние, можно продолжить дальше. Тем более мы уже достаточно знаем об оборудовании для туробонаддува.
Турбо-кит Garret 1752
Турбо-набор Garret 1752
Турбины от Гаррет устойчиво входят в число наиболее популярных у владельцев ВАЗ.
Среди причин этому:
- продаются готовым набором, нет необходимости собирать отдельные элементы по запчастям на авторазборках;
- относительно низкая стоимость (новый комплект обойдется в 30-35 тыс., б/у можно найти в промежутке от 15 до 25 тысяч);
- без особых доработок с машины можно снять наддув до 0,5 бар, прирост мощности до 120-130 л.с. и крутящий момент до 180-200 Нм;
- с дополнительными доработками системы буст можно раскрутить до 1 бар, мощность – до 170-200 л.с., а момент – до 240 Нм.
Буст-набор от Garret оптимален начинающим поклонникам турбо-тюнинга. Установив наддув в 0,5 бар, можно получить неплохую прибавку мощности и при этом не уменьшить ресурс двигателя. Для серьезных «покатушек» такой вариант не подойдет ввиду своей ограниченности.
Турбокомпрессор
Данный нагнетатель сделан в виде отдельного агрегата, который приводится в действие при помощи приводного ремня.
Последний будет брать крутящий момент от коленвала. Компрессор никак не связан с смазочной или охлаждающей системой мотора. Чтобы сбрасывать лишнее давление, которое иногда возникает во впускном тракте в некоторых рабочих режимах, к воздушным подключен дополнительный клапан. Зачастую для тюнинга автомобилей используют два варианта компрессоров – это центробежный и винтовой. Первый сделан в форме улитки, внутри которой находится крыльчатка. В винтовом компрессоре давление получается за счет одновременного вращения двух валов, оснащенных лопастями.
Для самостоятельного тюнинга автомобилей применяют именно центробежные компрессоры. Они более доступны, имеют небольшие габаритные размеры, просты в монтаже. По причине того, что характеристики производительности ограничены частотой вращения коленвала двигателя, то он может выдавать не более 0,7 Бар давления. Компрессор может поднять мощность мотора от 15% до 30% на максимальных оборотах до 40 тысяч в минуту. Это довольно серьезный показатель.
Среди преимуществ компрессоров можно выделить высокую долговечность и надежность, малые требования к состоянию мотора, простоту монтажа, доступность. В процессе работы турбокомпрессора подхват случается на оборотах от трех и более. Мотор сразу реагирует на нажатие педали – в этом случае нет, так называемой «турбоямы», которая бывает при установке других нагнетателей. Однако на высоких оборотах двигателя (более пяти тысяч) прирост мощности практически незаметен.
Подходящие двигатели
Проще всего сделать турбо ВАЗ на базе 16-клапанного агрегата. Он отличается достаточно простой конструкцией и за счет этого так же прост в тюнинге и обслуживании. И самое важное – он идеально подойдет для автоспорта, так как при минимальных затратах способен выдавать достаточную мощность.
Старые моторы, оснащенные карбюраторной системой питания, подобному тюнингу практически не поддаются. Но некоторые умельцы все-таки строят турбо ВАЗ-2106. 8- клапанные инжекторные моторы подошли бы для гражданской эксплуатации, однако в автоспорте нужна и важна каждая лошадиная сила. Специалисты в автотюнинге рекомендуют использовать именно 16-клапанные двигатели ВАЗ.
Увеличиваем мощность 8 клапанного двигателя ВАЗ-2114 своими руками – мифы и реальность
Ни для кого не секрет, что в своём штатном, то есть в серийном виде двигатель развивает далеко не всю мощность, на которую он способен. Можно по-новому настроить прошивку, но сильно изменить нагрузочную кривую не получится без снижения класса экологии. Можно купить «гоночный распредвал», чтобы установить его вместо штатного. Но тогда под новые фазы надо будет менять и прошивку… Рассмотрим, что получится, если применять только методы доступного тюнинга. Скажем сразу, на хэтчбеке ВАЗ-2114 увеличение мощности может составлять 20% и даже 25%, и речь идёт только о 8-ми клапанах. Растачивать клапанные каналы при этом не придётся.
Оставляем иллюзии в прошлом, и для этого смотрим одно видео.
О подключении турбин к инжектору
Ставить систему турбонаддува на инжекторный двигатель намного целесообразнее, чем на карбюраторный. Расход топлива становится ниже, характеристики двигателя улучшатся. Это в первую очередь относится к экологическим параметрам. Они улучшаются, так как примерно четверть выхлопа в окружающую среду не выбрасывается. Кроме того, вибрация мотора снизится. Последовательность подключения турбины к инжекторным двигателям уже подробно изложена выше, так что повторяться нет смысла. Но кое-что всё-таки следует добавить. Некоторые владельцы инжекторных машин стараются дополнительно повысить наддув турбины. Чтобы этого добиться, они разбирают турбину, находят в ней так называемый актуатор и ставят под него усиленную пружину взамен штатной. К соленоидам в турбине подсоединяется несколько трубок. Эти трубки глушатся, а соленоид при этом так и остаётся подключённым к своему разъёму. Все эти меры приводят к повышению давления, создаваемого турбиной, на 15–20%.
Установка турбины: закупка деталей
Сборка турбо-автомобиля – процесс творческий, многое (если не все) зависит от того конструктора, который Вы соберете.
Однозначных советов здесь давать нельзя – все ответы только по конкретике.
В вазовском магазине понадобится закупить:
- новые поршни (обычно используются нивовские);
- кольца (чем качественнее – тем лучше);
- прокладка ГБЦ (железо, подойдет от Калины на 8 клапанов);
- топливный регулятор на 2,5-3 бара;
- дроссель;
- вакуумные трубки, тройники, гибы и прочее.
Простой турбо-кит для ВАЗ 2114
Если покупается готовый турбо-кит, все просто. Заказываем и получаем. Если нет – к услугам интернет-магазины, японские авторазборки и прочий е-бэй. Понадобятся:
- турбокомпрессор (из вышеперечисленных или какой понравился);
- прокладки (труба, даунпайп, маслослив);
- впускной ресивер;
- выпускной коллектор (под Гаррет и TD04 есть готовые решения, под другие турбины его придется собирать самостоятельно);
- комплект труб, хомутов и прочая мелочевка (есть готовые);
- интеркулер (можно начать и без него, дает дополнительный прирост до 10 л.с.);
- бензонасос (производительностью порядка 250 л/ч, чем качественнее – тем лучше);
- форсунки (бюджетный вариант – от Волги, более производительные – от Субару или Мицу Эво);
- blow-off (перепускной клапан избыточного давления воздуха в турбине, заслуживает отдельного разговора);
- буст-контроллер (для ВАЗ 2114 лучше использовать механический, это проще и дешевле, впрочем, можно установить и электронный);
- датчик абсолютного давления (ДАД), датчик температуры воздуха (ДТВ), датчик давления в турбине (ДД).
Бюджет может начинаться с 40-45 тысяч рублей и стремиться к бесконечности в зависимости от стоимости комплектующих и количества работ, выполняемых в тюнинг-ателье.
ТУРБИНЫ НА БАЗЕ КОМПРЕССОРА IHI VF10
Турбокомпрессор VF22
Субару больше прочих производителей экспериментировал с конфигурациями турбодвигателей. На тех же WRX-ах можно найти и Гарреты, и знаменитые Apexi, и Mitsubishi. Не последнее место в этом ряду занимает американский производитель IHI, суперчарджеры которого ставились на легендарные авто типа Chevrolet Camaro.
На ВАЗ устанавливают много вариантов турбин от IHI, в том числе:
- VF22
- VF23
- VF24
Это классические турбины для дрэг-рэйсинга, которые выходят на буст экстремально быстро, уже на 2800-2900 оборотах.
VF10 менее производителен, чем любой из этих вариантов. Пиковая мощность составляет порядка 250 лошадей (редко, при очень профессиональной настройке и сильном снижении ресурса – до 300). К сравнению, 20-е и 30-е номера способны развить до 325 и более коней. Но для вазовского мотора «десятка» (как и схожие с ней турбины VF11-20), по мнению многих специалистов по турбо, оптимальна.
Если сравнивать с TD04 и даже TD05, VF10 будет резвее на низах, но и турбояма ощутимее. ВАЗ 2114 с такой турбиной будет лучше себя чувствовать на дрэге или в кольцевых гонках с минимумом длинных прямых.