Причины и признаки неисправности двигателя автомобиля

Двигатель внутреннего сгорания (далее ДВС) устанавливается на автомобили более 100 лет. За это время, агрегат прошел длительный путь развития. В настоящее время конструкция ДВС усовершенствовалась настолько, что позволяет совместить высокую эффективность с надежностью, долговечностью.

Но нет ничего вечного, и со временем мотор приходит в негодность. Принцип действия двигателя практически не изменился, соответственно, остались такими же, как и раньше, характерные неисправности.

Чтобы ДВС отработал положенный ему срок без серьёзных поломок, важно своевременно обнаружить и устранить возникшие неисправности. Не всегда существует возможность провести полноценную диагностику состояния двигателя силами технических центров, оснащенных профессиональным оборудованием. Водитель должен обладать умением оценить состояние мотора по косвенным признакам, которые проявляются при возникновении неисправностей.

Основные признаки неисправности двигателя

Ресурс современных двигателей колеблется в больших пределах. Высокофорсированные моторы служат не более 150 тыс. км, тогда как дизели на многотонных тягачах способны пройти 1 млн. км и более до капитального ремонта. Этот пробег сильно зависит от условий эксплуатации. На состояние двигателя оказывает влияние следующие факторы:

  • использование некачественных горюче-смазочных материалов;
  • эксплуатация в тяжелых условиях;
  • агрессивный стиль езды;
  • выход температуры двигателя за допустимые пределы;
  • несоблюдение межсервисных интервалов.

Мотор не приходит в неисправное состояние сразу. Он заводится, работает, но со временем всё громче и громче заявляет о том, что в скором времени потребуется диагностика и замена выработавших ресурс деталей, а то и капитальный ремонт двигателя или его замена в сборе. Чем раньше водитель уловит признаки неисправностей, тем легче и дешевле будет сделать ремонт. Несвоевременное вмешательство приводит к появлению новых поломок, двигатель приходит в негодное состояние.

Насторожить должны характерные признаки, проявляющиеся только в неисправных моторах.

Диагностика выявленных неисправностей

Диагностирование неисправностей – одна из самых сложных технологических операций, предшествующих ремонту. От качества ее выполнения во многом зависит продолжительность и стоимость ремонта.

При этом, диагностирование:

  • механической части проводят, руководствуясь внешними признаками дефекта;
  • систем управления осуществляют с помощью специального диагностического оборудования.

Сложность диагностирования заключается еще и в том, что выявленный дефект часто оказывается только следствием другой, более сложной неисправности. Это связано с тем, что силовой агрегат собран из большого количества самых разнообразных деталей и узлов, дефекты которых проявляются похожими признаками.

Кроме того, на общую картину проявления конкретного дефекта влияет и режим работы мотора. Поэтому опытные мастера, зная как проверить двигатель, проводят его диагностику поэтапно, постепенно сужая круг поиска дефекта. При этом они пользуются типовыми таблицами «Основные неисправности двигателя», составленными для конкретных моделей автомобилей.

Потеря динамики разгона

Со временем ДВС теряет мощность, соответственно, автомобиль хуже разгоняется, потребляет больше топлива. Если снижение динамики – результат естественного износа двигателя, то это нормальное явление. Вмешиваться необходимо, когда потеря мощности достигает 20 % и более. Не почувствовать это сложно.

Помимо износа ДВС, на динамику разгона влияет масса других неисправностей:

  • выход из строя, некорректная работа систем питания и зажигания;
  • использование некондиционного топлива;
  • неисправности трансмиссии, например когда пробуксовывает сцепление.
  • высокое противодавление выхлопных газов в выпускном тракте, вызванное забитым катализатором.

Существует множество других причины потери динамики, но в любом случае это повод для вмешательства. Без диагностики тут не обойтись.

Чрезмерный расход масла

Расход смазочных материалов в двигателе внутреннего сгорания у разных автомобилей может существенно различаться. В каких-то моделях расход 1 л масла на 1000 км считается нормой. Другие, когда находятся в исправном состоянии, не требуют долива от замены до замены. Причин повышенного расхода масла несколько:

  • износ цилиндро-поршневой группы;
  • выход из строя маслосъемных колпачков;
  • закоксовывание канала вентиляции картера, а также другие причины.

При попадании масла в камеру сгорания выхлоп приобретает синеватый, сизый цвет. Во всех случаях необходимо оперативно установить и устранить причину чрезмерного потребления смазочных материалов.

О чем говорит цвет дыма выхлопа

Цвет дыма из выхлопной трубы бывает белым, черным, и других оттенков (в зависимости от присадок в топливе и типа самого топлива). При этом цвет служит важным диагностическим признаком и напрямую указывает на возникшие в двигателе неисправности. Белый дым на прогретом двигателе это 100% износ маслосъемных колпачков (определяется по масляному налету на свечах и (или) расходу масла) и (или) направляющих клапанов, так же белый дым-признак износа маслосъемных колец поршневой группы двигателя (проверяется измерением компрессии двигателя).

Можно избежать дорогостоящего ремонта путем своевременной замены сальников, направляющих клапанов, и колец двигателя.

Низкое давление масла

Во всех автомобилях на панели приборов имеется контрольный индикатор, сигнализирующий о том, что давление смазочной жидкости ниже нормы. При срабатывании сигнализатора необходимо немедленно заглушить двигатель и устранить причину.

Недостаточное давление может быть вызвано как элементарной нехваткой масла, забившимся фильтром, так и серьезными поломками, в числе которых выход из строя масляного насоса, засорение масляных каналов, разжижение масла антифризом через пробитую прокладку головки блока. Это самые распространенные причины падения давления масла.

Перебои в работе двигателя — почему двигатель троит

Основная и самая распространенная причина — грязные форсунки, неполадки в системе зажигания,ЭБУ двигателя.

Лечится промывкой инжектора, определиние неисправности системы зажигания и ЭСУ (нужна компьютерная диагностика).

В противном случае — капитальный ремонт двигателя со всеми вытекающими последствиями: расточка или гильзовка, шлифовка коленчатого вала (по необходимости), замена колец, возможно вкладышей (при проточке коленвала). Причина – очень низкая компрессия с разницей в цилиндрах до 3-х атмосфер.

Стуки в двигателе — посторонние шумы и стуки в двигателе

Стуки в двигателе — посторонние шумы и стуки в двигателе автомобиля НЕ ДОЛЖНЫ сопровождать автомобиль на протяжении его автомобильной «жизни»!

Сильные и слабые, глухие и звонкие — они не только раздражают слух и снижают комфорт, – они свидетельствуют о неминуемом капитальном ремонте двигателя со всеми последствиями! Любые посторонние звуки свидетельствуют о неполадках в узлах и агрегатах (головка блока, пара поршень-цилиндр, пара шатун-коленвал, привод ГРМ, прочее).

Если вы обнаружили (услышали) стук или посторонний нехарактерный (неприятный) шум, стук, скрежет, двигателя — срочно примите все меры чтобы заглушить двигатель! Обратитесь к специалисту! Возможно что это поможет сэкономить вам приличную сумму денег на ремонте двигателя.

Неустойчивая работа на холостом ходу

Исправный двигатель во всех режимах работает ровно и мягко, чего не скажешь об изношенном моторе. Неровный холостой ход может быть вызван разными причинами, такими как:

  • пропуски зажигания, вызванные изношенными свечами, неисправными катушками зажигания;
  • загрязненные или неисправные форсунки;
  • низкое давление топлива;
  • подсос воздуха.

Такие неисправности оказывают серьезное влияние на работоспособность двигателя, но не являются критическими. Поводом для серьезного беспокойства должна стать неустойчивая работа двигателя, вызванная разбросом компрессии по цилиндрам из-за неравномерного износа цилиндро-поршневой группы, негерметичных клапанов.

Какие признаки указывают на ремонт двигателя. Полезные советы

Сегодня мы узнаем, какие существуют признаки, указывающие на ремонт двигателя автомобиля, а также, на что в первую очередь необходимо обращать внимание при появлении посторонний шумов и стуков со стороны силовой установки

КАКИЕ ПРИЗНАКИ УКАЗЫВАЮТ НА РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ. ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Добрый день, сегодня мы узнаем, какие существуют признаки

,
указывающие
на
ремонт двигателя
автомобиля, а также,
на что
в первую очередь необходимо
обращать внимание
при
появлении посторонний шумов
и
стуков
со стороны силовой установки. Кроме того, расскажем про то,
какие факторы влияют на срок службыдвигателя
и
как
можно
продлить жизнь мотора
, чтобы
избежать капитального ремонта
силовой установки
раньше срока
. В заключении поговорим о том,
на сколько
в среднем
способен сократиться срок службы двигателя
, если
не соблюдать регламент технического обслуживания
автомобиля, а также,
почему нельзя экономить
на
расходных компонентах
, таких как
фильтрующие элементы
и
технические жидкости
.

В процессе эксплуатации

любого
двигателя
его
износ
ежедневно
увеличивается
и происходит это до определенного периода времени. Когда происходит
плавный износ мотора
, то как правило, это
не заметно
и силовая установка продолжает
работать нормально
. Однако, когда
детали
и
узлы двигателя
начинают
вырабатывать
свой
ресурс
, то
износ мотора
начинает
стремительно нарастать
, как снежный ком, после чего в силовой установке одна за одной
начинают появлятьсянеисправности
. Первые ласточки, которые свидетельствуют о
проблемах
в
двигателе
являются
посторонние шумы
,
скрежет
и
стуки
, а также появляется
повышенный расход моторного масла
с
топливом
. Вот поэтому, чтобы
вовремя обнаружить
ту или иную
неисправность
в силовой установке, очень важно знать
основные признаки
приближающегося
ремонта мотора
.

Какие признаки указывают на ремонт двигателя. Полезные советы

ЧТО ТАКОЕ ХОНИНГОВАНИЕ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ

Какие признаки указывают на ремонт двигателя. Полезные советы

ЧТО ТАКОЕ КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ

Сам по себе двигатель

автомобиля – это своего рода его сердце,
срок службы
которого состоит из большого количества
показателей
и
параметров
. Производственные
свойства мотора
напрямую зависят от
качества деталей
, которыми оснащен
двигатель
, а также от
своевременной замены расходных элементов
и в
положенный
ли
регламентом срок проводится технический осмотр
. Справочно заметим, что в большинстве случаев в первую очередь в
моторе изнашиваются трущиеся детали
. В том случае, если
проигнорировать
очевидные
признаки
той или иной
неисправности
с
мотором
, то зачастую
первыми страдать
начинают
поршневые кольца
,
поршни
,
коленчатый вал
и прочие немаловажные
составляющие
любой силовой установки. Чтобы не дожидаться
серьезных поломок мотора
, в нашей статье мы разберем самые
распространенные признаки
, которые однозначно
указывают
на определенные
проблемы
с
двигателем
.

В ниже приведенный списке главных признаков неисправности

силовой установки
не включены
обстоятельства
форс-мажорного
плана, на примере “
дружественной встречи

клапанов
и
поршней
после
разрыва ременной передачи
,
заклинивания мотора
или
попадания
во
внутрь двигателя посторонних предметов
, так как все эти моменты просто
очевидны
.


ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РЕМОНТА ДВИГАТЕЛЯ

Большой расход моторного масла:

является
плохим симптомом
, который зачастую говорит о
серьезных проблемах
с
двигателем
. Заметим, что
измерение предельного показателя расхода моторного масла
для автомобиля
определяется
по
щупу
от
риски

Минимум
” до “
Максимум
” за
1000 километров пробега
. Как правило,
оптимальным расходом масла
, так сказать
на угар
считается
не более 1 литраот замены до замены технической жидкости
. В том случае, если силовая установка начинает
подъедать масло
и на
доливку
каждые
1000 километров пробега
уходит
более 500 миллилитров
, за исключением
конструкторских особенностей двигателя
, то это говорит о
серьезных неполадках
в
моторе
. В этом случае, необходимо делать
детальную диагностику
силовой установки, чтобы
выяснить причины проблемы
.


– Дымный выхлоп:

также может свидетельствовать о
неполадках
с
мотором
.
Дым из глушителя
может быть с
белым
,
сизым
или
синим
и
черным оттенками
. Тот или иной
цвет выхлопных газов
может являться четким
диагностическим признаком
и
указывать
на те или иные
неисправности
, которые
возникли
в
двигателе
. О чем
точно
может
свидетельствовать
тот или иной
цвет отработанных газов
, нам смогут помочь также
косвенные признаки
, которые
зачастую появляются
у автомобиля (
чрезмерные вибрации на холостом ходу
,
повышенный расход масла
с
топливом
и другие). Справочно заметим, что
наиболее опасным
считается
оттенок выхлопных газов черного цвета
, который может
свидетельствовать
о
скором капитальном ремонте мотора
.


Образование нагара на свечах зажигания:

является
косвенным признаком
, который так или иначе
указывает
на
определенные неполадки
, которые имеются у силовой установки. В том случае, если
нагар
на
свечах
имеет
оттенок светло-серого цвета
, то
мотор функционирует оптимально
, то есть такой
окрас не несет ничего серьезно
и за
двигатель
можно быть спокойным. Все же
остальные цвета нагара
на
свечах
, например
красный
,
черный
или
белый
, говорят о том, что имеются те или иные
неполадки
с
двигателем
.


В том случае, если свечи зажигания

имеют
нагар черного оттенка
, то быстрее всего возникли
поломки
в
топливной системе мотора
автомобиля. Как правило, такой
оттенок
свидетельствует о
снижении компрессии
в
цилиндрах двигателя
. Если
налет на свечах белого оттенка
, то быстрее всего в
системе
силовой установки
сильная задымленность
и одной из
рекомендаций специалистов
в таком случае служит
отказ
от
заправки низкооктановым
и
не качественным топливом
. Когда возникает
налет красного оттенка
на
свечах зажигания
, то это свидетельствует о
сгорании
разных
присадок
в
моторном масле
или
топливе
машины. В любом случае понадобиться
делать
тщательную
диагностику
силовой установки с
замером компрессии
в
цилиндрах
.


– Вибрация при работе мотора на холостом ходу

:
особо четко проявляется после прогрева
силовой установки, которая
характеризуется трясущимся рычагом коробки передач
. В том случае, если автомобиль
оснащен карбюратором
, то зачастую это говорит о
неисправностях с двигателем
, а если
оборудован инжектором
, то
проблема кроется
в
датчиках системы
и возможно
из строя вышел датчик холостого хода
. Однако, как
рекомендуют специалисты
в одном и другом случаях, необходимо в
обязательном порядке
делать
диагностику мотора
.


– Повышенный расход топлива (бензина)

:
также может указывать
на некоторые
сбои в работе двигателя
. В том случае, если транспортное средство
раньше расходовало не больше 9-10 литров
на
100 километров пробега
, а затем, например
расход повысился до 14-15 литров
, то быстрее всего придется
делать диагностику систем двигателя
. При данном
признаке
в расчет
нельзя брать новые
машины или
эксплуатацию
автомобиля в
зимнее время года
, потому что в этих моментах, данный
расход
считается
закономерным явлением
, то есть
нормой
. Отметим, что
однозначно
дать ответ,
из-за чего появляется резкий рост расхода топлива
, может дать только
диагностика
на станции технического обслуживания.


– Снижение мощности мотора

:
считается серьезным признаком
, который зачастую
проявляется
во время
разгона
машины
с места до 100 километров в час
. В том случае, если данное
время разгона увеличивается
в среднем
на 20-25 процентов
относительно
эталонных значений
, при этом
максимальная скорость снижается
примерно
10-15 процентов
, то это может говорить о
проблемах
в
цилиндро-поршневой группе
силовой установки. Такой
проблемой
не в коем случае
нельзя пренебрегать
, потому что на этом
неполадки
с
двигателем не закончатся
.


Как правило, основной причиной снижения мощности мотора

является
ухудшение показателей компрессии
, которые зачастую
возникает
вследствие
механического износа цилиндров
,
поршневых колец
и самого
поршня
. Существуют определенные
величины компрессии
, которые говорят о том или ином
текущем состоянии двигателя
, например, если
параметры измерения
равняются
12 пунктам
, то все
отлично
,
10 пунктов
, то являются
средним значением
и
9 пунктов
– имеются
проблемы
с
мотором
. Справочно заметим, что
замеры компрессии
осуществляются при помощи специального
инструмента
, который называется
компрессометр
.


– Перебои в функционировании мотора:

как правило, довольно
часто появляются
у
сильно изношенного двигателя
и зачастую
характеризуются
тем, что
двигатель
начинает
троить
, как в
не прогретом
, так и
прогретом состояниях
. В этом случае,
самостоятельно решить проблему
бывает довольно
сложно
, поэтому лучше всего
показать
автомобиль
специалистам
и
произвести
необходимые
диагностические процедуры
.


– Посторонние стуки и шумы в силовой установке

:
как правило, сопровождают
машину на
протяжении
значительной доли ее
эксплуатации
. Зачастую
появление
даже
слабых
,
глухих
или
звонких посторонних звуков
со стороны
мотора
на автомобилес
большим пробегом
,могут говорит о
больших проблемах
в
узлах
и
агрегатах двигателя
. Одной из
распространенных проблем
при
появлении шумов
выступает
повышенный износ цилиндро-поршневой группы
силовой установки и нужно быть готовым к
дорогостоящему ремонту деталей двигателя
. Но опять же,
без детальной диагностики мотора
, на сто процентов
определить неисправность
достаточно
сложно
.


– Низкое давление масла в моторе

:
как неисправность
возникает тогда, когда
бортовой компьютер
машины
сигнализирует
об этой
проблеме
при помощи
загорающейся индикаторной лампочки

Давление масла
” на
приборной панели
транспортного средства. Чтобы
установить причину
появления этого
индикатора
, первым делом
специалисты
всегда делают
компьютерную диагностику
силовой установки и
производят замеры показателей компрессии
в
цилиндрах двигателя
.


– Перегрев силовой установки

:
проявляется тогда, когда мотор
постоянно
перегревается без видимых
на это
причин
, но за исключением таких факторов,
как повышенная температура воздуха
на улице
, двигатель работает длительное время
на
повышенных оборотах
и
прочие моменты
. Зачастую
одной
из
причин неисправности становятся детали охлаждения мотора
. Как правило,
специалисты
на станциях технического обслуживания автомобилей
начинают решать
такую
проблему
с
диагностики термостата двигателя
и его возможной дальнейшей
замены
, то есть идут к
поиску причины
от
наименьшего узла
к
большему
.


– Пробитая прокладка двигателя

:
является одной из самых страшных проблем мотора
. Как правило,
пробивается прокладка
в случае ее
сильного износа
. Когда возникает
прорыв прокладки
, то во внутрь
мотора
начинает
попадать охлаждающая жидкость
, в результате чего
детали
силовой установки
перестают смазываться
должным образом. Самое интересное, что в
разобранном состоянии
все
детали двигателя
будут выглядеть
идеально чистыми
, без какого либо
нагара
. Все это благодаря тому, что
охлаждающая жидкость
отлично
слизывает масло
с
деталей
и они остаются
сухими
и
чистыми
.

Главным симптомом

такой
проблемы
является
появление белого дыма
из
выхлопной трубы
автомобиля. В том случае, если
прокладка
достаточно
сильно пробита
, то может
возникать
даже
течь антифриза
или
тосола
из
глушителя
при
работе двигателя
, а также будет существенно
сокращаться уровень технической жидкости
в
расширительном бачке
.


– Неправильная работа силовой установки:

отражается в виде возникающей
детонации
,
преждевременном
или
калильном зажигании
, то есть, когда мы
глушим мотор
, а он
все равно
еще
старается работать
. Зачастую такая
проблема исправляется
обычной
регулировкой системы зажигания
автомобиля.


Таким образом, если в той или иной степени

в нашем автомобиле
появляются вышеописанные признаки
и
симптомы неисправностей
силовой установки, то хотим мы того или нет, придется
готовиться
к возможной
разборке
и
серьезному ремонту двигателя
.

Видео обзор: “Какие признаки указывают на ремонт двигателя. Полезные советы”

В заключении отметим, как правило, при правильной эксплуатации

силовой установки, а также ее
обкатке
,
современные моторы
способны
отходить
до
серьезных проблем не менее 150-200 тысяч километров пробега
, а то и
больше
. Также справочно заметим, что в случае
увеличения расхода топлива
автомобилем до
15 литров
и
более на 100 километров пробега
, то зачастую такой
двигатель
признается
неисправным
. Кроме того, о
необходимости ремонта мотора
может говорить
не каждый признак
в
отдельности
, а
наличие многих
из перечисленных.

БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ОСТАВЛЯЙТЕ СВОИ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ. ЖДЕМ ВАШИХ ОТЗЫВОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Нагар на свечах

Свечи для опытного водителя являются своеобразным индикатором состояния двигателя. Матово белый цвет электродов свидетельствует о попадании антифриза в камеру сгорания. Темный зернистый налет вызван попаданием на свечи масла. Черный нагар образуется при переобогащении топливо-воздушной смеси. Попадание антифриза или масла в камеру сгорания – серьезная неприятность, в некоторых случаях требующая капитального ремонта мотора.

Перегрев двигателя

Чрезвычайно важно внимательно следить за температурой охлаждающей жидкости, информация о которой выводится на панель приборов. Перегрев мотора в большинстве случаев приводит к тяжелым последствиям, для устранения которых потребуется капитальный ремонт. Само по себе это явление может быть вызвано неисправной системой охлаждения, тяжелыми условиями эксплуатации, сильной жарой. Но когда все агрегаты работают исправно, а двигатель перегревается без видимых причин, наверняка сильно изношена поршневая группа. Такой перегрев сопровождается детонационными стуками, автомобиль отказывается нормально ехать, сильно теряет мощность.

Появление признаков некорректной работы двигателя — повод для немедленного вмешательства. Современные ДВС имеют сложную конструкцию, и самостоятельно можно только уловить косвенные признаки неисправностей. Точный ответ о состоянии двигателя даст комплексная диагностика двигателя, включающая в себя проверку электронной системы управления, электрооборудования, навесных агрегатов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: