Общая информация
Двигатель ЯМЗ-236НЕ2 V6 с турбонаддувом
Двигатели ЯМЗ-236НЕ2, его модификации и комплектации по выбросам вредных веществ соответствуют Правилам ЕЭК ООН №49-02В; №24-03 — Евро-2, Правилам №96-01. Двигатели данного семейства предназначены для установки на транспортные средства повышенной проходимости, автомобили «Урал», МАЗ, ЗИЛ, автобусы.
Основные характеристики
Тип двигателя: дизель, размерности D×S=130×140 мм, рабочим объемом 11,15 л, 6-цилиндровый, с V-образным расположением цилиндров, четырехтактный с воспламенением от сжатия, непосредственным впрыском топлива, турбонаддувом, жидкостным охлаждением, промежуточным охлаждением наддувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленном на автомобиле.
Поршни, поршневые пальцы и кольца на ЯМЗ-236
Поршни, устанавливаемые на двигателях ЯМЗ-236, изготавливаются из высоко-кремнистого эвтектического алюминиевого сплава. Для улучшения приработки поршня к гильзе его поверхность покрывается тончайшим (0,003-0,006 мм) слоем олова. На юбке поршня предусмотрена специальная выемка для форсунки охлаждения; а также две боковые выемки, дабы противовесы коленвала при работе не задевали поршня. Наружная поверхность поршня снабжена пятью канавками для поршневых колец. Три верхние канавки отведены под установку компрессионных колец. Одна канавка выше поршневого пальца и ещё одна – в нижней части юбки поршня – для размещения колец малосъёмных. Поршневой палец, служащий для соединения поршня с шатуном, является пустотелым, плавающего типа. Его делают из стали 12-ХН/ЗА. Наружные поверхности пальцев цементуются на глубину 1,0-1,4 мм; подвергаются закалке и отпуску до твердости НКС 56-65. Наружный диаметр пальца составляет 50 мм.
Поршневые кольца на ЯМЗ-236 отлиты из специального чугуна и установлены в канавки поршня в определённом порядке (см. выше). Они являются хромированными, разрезными. Компрессионные и малосъёмные кольца отличаются друг от друга различными типами сечения.
Технические характеристики
Модель | ЯМЗ-236НЕ2-1 | ЯМЗ-236НЕ2-3 | ЯМЗ-236НЕ2-5 | ЯМЗ-236НЕ2-6 | ЯМЗ-236НЕ2-7 |
Число и расположение цилиндров | V6 | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | ||||
Ход поршня, мм | 140 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 11,15 | ||||
Степень сжатия | 17,5 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 169 (230) | ||||
Частота вращения, об/мин | 2100 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 882 (90) | ||||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1100-1300 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 197 (145) | ||||
Сцепление | ЯМЗ-182 | ||||
КПП | ЯМЗ-236П4 | ЯМЗ-236УЗ | ЯМЗ-236П4 | ЯМЗ-236Л1 | ЯМЗ-236П4 |
Габариты, мм | 1840×1045×1070 | 1885×985×1294 | 1840×1045×1070 | 1810×1045×1080 | 1840×1045×1070 |
Масса, кг | 1280 | 1280 | 1275 | 1280 | 1275 |
ТНВД | 133.5 | 324.5-10.01 | 133.5 | 324.5-10 | |
Генератор, модель | 1322.3771 | 1322.3771 | |||
Применяемость | Автомобили, шасси МАЗ-533602, МАЗ-533702; седельные тягачи МАЗ-543202, МАЗ-543302; самосвалы МАЗ-555102, МАЗ-555140, МАЗ-555402 и их модификации | Автомобили, шасси Урал-43206-41, Урал-4320-41; самосвал Урал-5557-40; седельный тягач Урал-44202-41; вахтовые автобусы Урал-3255-41, Урал-32552-41 и их модификации | Автомобили МАЗ | Автобусы ЛАЗ-52523, ЛАЗ-4207, ЛАЗ-5207 | Автомобили МАЗ |
Модель | ЯМЗ-236НЕ2-8 | ЯМЗ-236НЕ2-9 | ЯМЗ-236НЕ2-10 | ЯМЗ-236НЕ2-12 | ЯМЗ-236НЕ2-14 |
Число и расположение цилиндров | V6 | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | ||||
Ход поршня, мм | 140 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 11,15 | ||||
Степень сжатия | 17,5 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 169 (230) | ||||
Частота вращения, об/мин | 2100 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 882 (90) | ||||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1100-1300 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 197 (145) | ||||
Сцепление | ЯМЗ-182 | ||||
КПП | ЯМЗ-236Л1 | ЯМЗ-236П4 | |||
Габариты, мм | 1810×1045×1080 | 2035×1045×1165 | 1810×1045×1080 | 1840×1045×1070 | |
Масса, кг | 1280 | 1350 | 1280 | ||
ТНВД | 133.5 | 324.5-10 | 133.5 | ||
Генератор, модель | 6582.3701-03 или 3112.3771 | 1322.3771 | |||
Применяемость | Автобус «Волжанин-5270» | Автомобили ЗИЛ-541730, ЗИЛ-54432, ЗИЛ-544332; ЗИЛ-6309 | Автобусы МАЗ-104, МАЗ-104С | Автобус ЛиАЗ-5256 | Автомобили МАЗ-533602, МАЗ-533702, МАЗ-543202, МАЗ-543302, МАЗ-555102, МАЗ-555402 и их модификации |
Модель | ЯМЗ-236НЕ2-15 | ЯМЗ-236НЕ2-16 | ЯМЗ-236НЕ2-18 | ЯМЗ-236НЕ2-22 | ЯМЗ-236НЕ2-23 |
Число и расположение цилиндров | V6 | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | ||||
Ход поршня, мм | 140 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 11,15 | ||||
Степень сжатия | 17,5 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 169 (230) | ||||
Частота вращения, об/мин | 2100 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 882 (90) | ||||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1100-1300 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 197 (145) | ||||
Сцепление | ЯМЗ-182 | ЯМЗ-182 | |||
КПП | ЯМЗ-236Л1 | ЯМЗ-336-01 | |||
Габариты, мм | 990×1045×1080 | 1810×1045×1080 | 990×1045×1080 | 1815×985×1294 | |
Масса, кг | 985 | 1265 | 985 | 1280 | |
ТНВД | 324.5-10 | 133.5 | 324.5-10 | 324.5-10.01 | |
Генератор, модель | 6582.3701-03 или 3112.3771 | 6582.3701-03 или 3112.3771 | 1322.3771 | ||
Применяемость | Автобус ЛиАЗ-5256 | Автобусы «Неман-5201», «Неман-52012» (РУП «Опытный завод «Неман», Лида) | Автобус «Волжанин-5270» | Автобусы МАЗ-104, МАЗ-104С | Автомобиль «Урал-43206» |
Модель | ЯМЗ-236НЕ2-24 | ЯМЗ-236НЕ2-28 | ЯМЗ-236НЕ2-30 | ЯМЗ-236НЕ2-33 | ЯМЗ-236НЕ2-36 |
Число и расположение цилиндров | V6 | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | ||||
Ход поршня, мм | 140 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 11,15 | ||||
Степень сжатия | 17,5 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 169 (230) | ||||
Частота вращения, об/мин | 2100 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 882 (90) | ||||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1100–1300 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 197 (145) | ||||
Сцепление | ЯМЗ-182-15 | ЯМЗ-182-10 | ЯМЗ-182-15 | ЯМЗ-182-15 | ЯМЗ-182-10 |
КПП | ЯМЗ-2361-56 | ЯМЗ-2361-81 | ЯМЗ-2361-06 | ЯМЗ-2361-87 | ЯМЗ-2361-04 |
Габариты, мм | 1885×985×1294 | 1810×1045×1080 | 1840×1045×1070 | 1810×1045×1080 | 1840×1045×1070 |
Масса, кг | 1280 | 1275 | 1280 | ||
ТНВД | 324.5-10.01 | 324.5-10 | 133.5-20 | ||
Генератор, модель | 9422.3701-03 | — | — | — | — |
Применяемость | Автомобили «Урал»: бортовые, шасси «Урал-4320-40, -4320-41, -43203-41, -43206-41», «Урал-4320-1912», «Урал-5557-40, -5557-1112, -55571-40», седельный тягач «Урал-44202-41», вахтовые автобусы «Урал-3255-41, -325512-41, -32552-41, -32552-47» и их модификации | Автобус ЛиАЗ-5256 — в запчасти | Автомобили МАЗ: бортовые, шасси МАЗ-533602, -533702, самосвалы МАЗ-555102, -555402, сед. тягачи МАЗ-543202, -543302 и их модификации | Автобус «Волжанин-5270» | Автомобили МАЗ: бортовые, шасси МАЗ-533602, МАЗ-533702, -543202, -543302, -555102, -555402 и их модификации — в запчасти |
Модель | ЯМЗ-236НЕ2-37 | ЯМЗ-236НЕ2-38 | |||
Число и расположение цилиндров | V6 | ||||
Диаметр цилиндра, мм | 130 | ||||
Ход поршня, мм | 140 | ||||
Рабочий объем цилиндров, л | 11,15 | ||||
Степень сжатия | 17,5 | ||||
Мощность, кВт (л.с.) | 169 (230) | ||||
Частота вращения, об/мин | 2100 | ||||
Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м) | 882 (90) | ||||
Частота при максимальном крутящем моменте, об/мин | 1100–1300 | ||||
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт·ч (г/л.с.·ч) | 197 (145) | ||||
Сцепление | ЯМЗ-182-15 | ЯМЗ-182-10 | |||
КПП | ЯМЗ-2361-87 | ЯМЗ-2361-01 | |||
Габариты, м | 1810/1045/1080 | 1840/1045/1070 | |||
Масса, кг | 1265 | 1275 | |||
ТНВД | 324.5-10 | 133.5-20 | |||
Генератор, модель | 6582.3701-03 или 3112.3771 | — | |||
Применяемость | Автобусы «Неман-5201, -52012» (ПРУП 03 «Неман») — в запчасти | Шасси МАЗ-533702-240, -270, -280 |
Дизельный двигатель ЯМЗ 236НЕ2 и его модификации
Двигатель ЯМЗ 236НЕ2 – четырехтактный, 6-ти цилиндровый, имеет V-образное расположение цилиндров, рабочий объем 11.150см3, охлаждение жидкостное, непосредственный впрыск топлива, жидкостно-масляной теплообменник, механический регулятор частоты вращения, промежуточное охлаждение надувочного воздуха в теплообменнике типа «воздух-воздух», установленный на автомобиле, турбонаддув, соответствует экологическим стандартам по выбросу вредных веществ ЕЭК ООН№49-02В, №24-03-Евро-2, №96-01. Двигатель ЯМЗ 236БЕ2 может комплектоваться коробкой передач с механизмом отбора мощности, гашения крутильных колебаний и сцеплением, имеет ресурс до капитального ремонта 800000 км.
Основные технические характеристики ЯМЗ-236НЕ2 и его модификаций
Характеристики | Значение |
Мощность, кВт (л.с.) | 169 (230) |
Частота вращения, об/мин | 2100 |
Максимальный крутящий момент, Н.м(кгс.м) | 882 (90) |
Частота при максимальном крутящем моменте об/мин | 1100-1300 |
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч.) | 197 (145) |
Габаритные размеры, мм (длинна/ширина/высота) | 1840/1045/1070 |
Масса, кг | 1280 |
Сцепление | ЯМЗ-182 |
Коробка передач | ЯМЗ-236П4 |
ТНВД | 133.5-5 |
Генератор | 1322.3771 |
Двигатель ЯМЗ 236НЕ2 имеет следующие действующие модификации ЯМЗ 236НЕ2-3, -236НЕ2-5, -236НЕ2-6, -236НЕ2-8, -236НЕ2-12, -236НЕ2-14, -236НЕ2-15, -236НЕ2-16, -236НЕ2-18, -236НЕ2-24, -236НЕ2-28, -236НЕ2-30, -236НЕ2-31, -236НЕ2-33, -236НЕ2-36, -236НЕ2-37, -236НЕ2-38. Все эти двигатели имеют схожие технические характеристики с указанными в таблице для ЯМЗ 236НЕ2 и отличаются только габаритами, массой, иногда сцеплением, коробкой передач и генераторной моделью.
Двигатель ЯМЗ 236НЕ2 имеет некоторые примечательные конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ-236НЕ2-1 и имеет индивидуальные головки цилиндров, прокладки головки цилиндров, водяные трубы, форсунки, топливопроводы высокого и низкого давления.
ЯМЗ 236НЕ2-3 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-1, оборудован ТКР (расположен вверху), системой подвода впускных газов в ТКР, спускными коллекторами, масляным картером (установлен глубокой частью вперед), удлиненным указателем уровня масла, 3-х ручьевым шкивом коленвала, V-образным ТНВД, соединительным патрубком впускных коллекторов, коробкой передач ЯМЗ-236У3 (сцепление и модель генератора те же, что в таблице), габариты 1885/985/1294 мм (д/ш/в), масса 1280 кг. Данная модификация двигателя эксплуатируется на автомобилях Урал-43206-41, -4320-40, -5557-40, -44202-41, поставляется в запчасти.
ЯМЗ 236НЕ2-5 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-1 и имеет сцепление ЯМЗ-182, коробку передач ЯМЗ-236П4, габариты 1840/1045/1070 мм и массу 1275 кг, не установлен стартер, но имеется нижний кронштейн крепления для его установки. Применяется на автомобилях МАЗ-533602, -543202, -555102, поставляется в запчасти.
ЯМЗ 236НЕ2-6 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-1, оборудован V-образным ТНВД, индивидуальными блоком цилиндров, впускными коллекторами, топливными трубками высокого и низкого давления, 3-х ручьевым шкивом с проточкой, системой выпуска газов, автобусным масляным картером, указателем уровня масла, приводом компрессора и генератора, сцеплением ЯМЗ-182 и коробкой передач ЯМЗ-236Л1; ТКР сдвинут в сторону вентилятора, габариты и масса двигателя равны 1810/1045/1080 мм (д/ш/в) и 1280 кг. Эта модификация двигателя не имеет крыльчатки, муфты включения и кожуха вентилятора, соединительной трубы ОНВ, генератора (детали его крепления присутствуют) и ЭФУ, используется на автобусах ЛАЗ-52523, -4207 -5207, поставляется в запчасти.
ЯМЗ 236НЕ2-8 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-1, укомплектован передней опорой с хомутом тракторного типа, шкивом коленвала с проточкой, автобусным масляным картером, указателем уровня масла, приводом генератора и компрессора, сцеплением ЯМЗ-182, коробкой передач ЯМЗ-236Л1, имеет габариты 1810/1045/1080мм (д/ш/в) и массу 1280кг. Дизель не имеет крыльчатки, кожуха и муфты включения вентилятора, соединительной трубы ОНВ, генератора (присутствуют детали его крепления и ремни привода), используется на автобусах Волжанин, поставляется в запчасти.
ЯМЗ 236НЕ2-12 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-1, оборудован V-образным ТНВД (12×13), сцеплением ЯМЗ-182, коробкой передач ЯМЗ-236Л1, имеет габариты 1810/1045/1080мм (д/ш/в) и массу 1280кг, эксплуатируется на автобусах ЛиАЗ-5256, поставляется в запчасти(конструктивные особенности идентичны с ЯМЗ 236НЕ2-6).
ЯМЗ 236НЕ2-14 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-5, оборудован 3-х ручьевым шкивом коленчатого вала без смещения ручьев ГУР, приводом вентилятора, сцеплением ЯМЗ-182, коробкой передач ЯМЗ-236П4, имеет габариты 1840/1045/1070мм (д/ш/в) и массу 1280кг, не имеет кожуха и муфты включения вентилятора. Данный дизель эксплуатируется на автомобилях МАЗ-533602, -533702, -555102, поставляется в запчасти.
ЯМЗ 236НЕ2-15 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-12, не укомплектован сцеплением и коробкой передач, не имеет подшипника в коленчатом валу, габариты двигателя – 1045/1045/1080мм (д/ш/в), масса 985 кг, используется на автобусах ЛиАЗ-5256, поставляется в запчасти.
ЯМЗ 236НЕ2-16 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-12, оборудован передней опорой Т-образной формы, приводом компрессора и генератора, генератором 6582.3701, ЭФУ, сцеплением ЯМЗ-182, коробкой передач ЯМЗ-236Л1. Габариты дизеля составляют 1810/1045/1080мм (д/ш/в), а масса 1265кг, используется на автобусах Неман-5201, поставляется в запчасти.
ЯМЗ 236НЕ2-18 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-8, не имеет сцепления, коробки передач, подшипников в коленчатом валу, габариты дизеля – 1045/1045/1080мм (д/ш/в), масса равна 985кг, эксплуатируется двигатель на автобусах Волжанин-5270.
ЯМЗ 236НЕ2-24 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-3, оборудован сцеплением ЯМЗ-182, коробкой передач ЯМЗ-236У2 с торцевыми шлицами, габариты двигателя – 1885/985/1294мм (д/ш/в) и масса 1280кг. Дизель эксплуатируется на автомобилях, шасси Урал-4320-40, -43203-41, -43206-41, -5557-40 и их модификациях, седельных тягачах Урал-44202-41, вахтовых автобусах Урал-3255-41, -32552-41 и их модификациях.
ЯМЗ 236НЕ2-28 имеет следующие конструкционные отличия: собран на базе ЯМЗ 236НЕ2-12, имеет коробку 2361.1700010-81, сцепление ЯМЗ-182-10, коробку передач ЯМ-2361-81, габариты 1810/1045/1080мм (д/ш/в), массу 1280кг, эксплуатируется на автобусах ЛиАЗ-5256. Технические характеристики и конструкционные особенности оставшихся модификаций схожи.
Начало
Рождение силовой установки началось в пятидесятые года прошлого века. Завод в Ярославле получил заказ государства на создание мощных дизельных агрегатов. Перед конструкторами поставлена задача, разработать универсальный двигатель с возможностью использования на автомобилях, тракторах и для других нужд.
За разработку установки взялся талантливый конструктор, и учёный Чернышев Г.Д. Под его руководством началась история прославленного двигателя ЯМЗ 236 и другие серии дизельных агрегатов. Благодаря курсу на массовый переход с бензина на дизель, силовой агрегат быстро распространился по всей территории Советского Союза. Новый агрегат был экономичным, надёжным, простым в обслуживании. Установка ценилась за доступность в плане цены на запасные части и повышенный ресурс, который позволял преодолевать по 500000км пробега.
Чернышев Георгий Дмитриевич (1923-1999 года жизни) разработчик ЯМЗ 236:
Разновидности и эксплуатация
Количество силовых установок разработанных и выпущенных со времени, когда первый агрегат сошел с конвейера, большое количество, классификация по экологическим стандартам облегчает процесс.
- Агрегат ЯМЗ 236М2 (Евро 0). Силовые агрегаты модификации выпускаются без наддува, соответствуют нормам Евро 0. Моторы монтируются на: шагающие эскалаторы, корабли, преобразователи и прочие установки. Двигатель ЯМЗ 236М2 имеет основные характеристики, аналогичные базовой модели. Отличия заключаются в навесном оборудовании.
«Евро 0»:
Модели «ЯМЗ» | Применение |
«236М2» | Стреловое и оборудование, передвигающееся самостоятельно, корабельные агрегаты, корабельные агрегаты преобразующего типа. |
«236М2-4» | Агрегаты, планирующие и разравнивающие грунт, используемые для погрузки и разгрузки материалов, проводящие работу с землей, станции сжатия газа. |
«236М2-7» | Станции по производству электрической энергии, экскаваторы, генератор. |
«236М2-43» | Транспорт «Урал 43206» для преодоления водных преград, глубиной 1,7 метров. |
Модификации двигателя ЯМЗ-236
Существует 35 модификаций «атмосферников» ЯМЗ-236: без турбонаддува, с мощностью от 150 до 195 л./с. Подробная спецификация каждого из них имеется на сайте Ярославского моторного завода. Сфера применения этих двигателей следующая: судовые моторы; компрессорные станции; электроагрегаты; судовые дизельные электроустановки; ж/д дрезины; экскаваторы, дорожные грейдеры и катки, самоходные краны, фронтальные погрузчики, бульдозеры, вездеходы, бронетранспортёры, автомобили «ЗИЛ», «Урал», «МАЗ» (в основном «советские», предыдущих годов выпуска).
Турбированных модификаций ЯМЗ-236 имеется 54, их мощность варьируется от 230 до 300 лошадиных сил. Ими комплектуются современные автобусы; комбайны; трактора и спецтехника различных производителей; некоторые варианты автомобилей «МАЗ» и «Урал».