Характеристики ВАЗ 2130
Изготовитель | АвтоВАЗ |
Марка ДВС | 2130 |
Годы производства | 1993 – … |
Объем | 1774 см3 (1,8 л) |
Мощность | 61,3 кВт (82 л. с. карбюратор или 84,7 л. с. инжектор) |
Момент крутящий | 130 Нм (на 3200 об/мин) |
Вес | 122 кг |
Степень сжатия | 9,4 |
Питание | карбюратор/инжектор |
Тип мотора | рядный |
Зажигание | бесконтактное |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 2 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | каналы равнодлинные |
Выпускной коллектор | от 21214 |
Распредвал | от 21213 |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | 82 мм |
Поршни | от 21213 |
Коленвал | сталь |
Количество подшипников коренных | 5 |
Ход поршня | 84 мм |
Горючее | АИ-95 |
Нормативы экологии | Евро-3 |
Расход топлива | трасса – 9,7 л/100 км смешанный цикл 12,1 л/100 км город – 16,5 л/100 км |
Расход масла | 0,7 л/1000 км |
Моторное масло для 2130 | 5W-30 и 10W-40 |
Объем масла моторного | 3,75 л |
Температура рабочая | 95° |
Ресурс мотора | заявленный 80000 км реальный 150000 км |
Регулировка клапанов | гайки и щупы |
Система охлаждения | принудительная, антифриз/тосол |
Количество ОЖ | 10,7 л |
Помпа | 21073-1307011 |
Свечи на 2130 | А17ДВР |
Зазор между электродами свечи | 0,5-0,7 |
Привод ГРМ | цепь двухрядная |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst |
Масляный фильтр | номер по каталогу 90915-10001 замена 90915-10003, с обратным клапаном |
Маховик | 6,675 кг |
Болты крепления маховика | М10х1,25 мм, длина 26 мм, проточка 11 мм |
Маслосъемные колпачки | Corteco |
Компрессия | давление в цилиндрах от 11 бар |
Обороты ХХ | 700 – 750 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 18 Нм маховик – 88 Нм болт сцепления – 19 Нм крышка подшипника – 59 Нм (коренной) и 25 + 90° (шатунный) головка цилиндров – три стадии 29 Нм, 49 Нм и 90° |
Ресурс 2130:1
. По данным завода – 80 тыс.км
2
. На практике – 150-180 тыс.км
Двигатель устанавливался на:
ВАЗ 2120 «Надежда» ВАЗ 2121 «Нива»
Двигатель ВАЗ 2130 1,8 л. карбюраторный/инжекторный рядный 4-х цилиндровый с верхним расположением распределительного вала, грм 2130 имеет цепной привод. Двигатель относится к так называемой «классической» серии с высоким блоком. По сравнению с нива блоком 21213, блок двигателя ВАЗ 2130 выше на 1,3 мм, благодаря этому появилась возможность поставить коленвал с ходом поршня 84 мм и получить объем 1,8л.
Техобслуживание
В официальном руководстве по эксплуатации на двигатель 2130 приведены сроки замены расходных деталей:
Объект техобслуживания | Время, г или пробег, 1000 км (что наступает раньше) |
Цепь ГРМ | 5/50 км |
АКБ | 1/20 |
Зазор клапанный | 1/70 |
Вентиляция картера | 2/20 |
Ремни, приводящие навесное оборудование в действие | 2/20 |
Топливопровод, крышка бака | 2/40 |
Масло моторное | 1/10 |
Маслофильтр | 1/10 |
Воздухофильтр | 1/40 |
Топливофильтр | 4/40 |
Фитинги, шланги охлаждения /обогрева | 2/40 |
ОЖ | 2/40 |
Датчик кислородный | 5/100 |
Свеча зажигания | 1 – 2/20 |
Коллектор выпускной | 1/… |
После модернизации устройство ДВС обеспечивает 130 Нм крутящего момента, 83 л. с. мощности и 163 км/ч максимальной скорости транспортного средства. Однако для обеспечения заявленного производителем ресурса 80000 км пробега необходима замена расходников и проведение операций ТО в указанные сроки.
Неисправности ВАЗ 2130
Начнем с масла, несвоевременная замена масла в двигателе или экономия и использование масла низкого качества, приводит к тому, что после пробега 60000 км диаметры цилиндров увеличатся на 0,15мм, забудьте о дешевых маслах. Кроме того, часто бывает, что двигатель ваз 2130 ест масло, более литра на 1000км. В этом случае замеряем компрессию, исходя из этого определяем клапана приехали или кольца или что либо еще. На двигателях имеет место проблема повышенного износа распредвала, болезнь всех жигулей. Как и все предыдущие жигулевские моторы, этот двигатель ваз 2106 нуждается в регулировке клапанов, примерно раз в 7-10 тыс.км, громкий стук при работе двигателя на холостом ходу слышный с места водителя при закрытом капоте говорит именно об этом. Говорить о звуках и стуках в моторах шестерок можно вечно, кроме вышеупомянутых клапанов, к основным причинам шума в двигателе ваз 2130 относится и детонация, почему детонирует двигатель — низкооткановое топливо, нагар в камере сгорания и неверная установка зажигания, регулируете зажигание, льете нормальный бензин и проблема исчезает. Стучит двигатель ваз 2106 издавая металлический звук? Это поршневые пальцы или шатунные подшипники, нужно срочно ехать в сервис. Звук появляется во время прогрева мотора и похож на стук посуды из глины? Проблема в поршнях, неспеша можно доехать до сервиса. Стук в двигателе ваз 2106 раздающийся из нижней части мотора одновременно с падением давления масла говорит о проблеме с коренными подшипниками, глушим машину и едем в сервис на буксире. Если шум больше похож на скрип в двигателе ваз 2106, смотрите на успокоитель и натяжитель цепи грм, если скрежет со стуком — подшипник помпы. Неустойчивая работа двигателя ваз 2130 обычное дело на карбюраторных машинах, чистите жиклеры карбюратора. Если глохнет двигатель на холостом ходу, при этом обороты холостого хода отрегулированы нормально, регулируйте воздушную заслонку. Если глохнет на ходу, причина в системе питания или зажигания. Едем дальше, ваш двигатель 2130 греется или кипит? Проверяем термостат (сэкономили и купили барахло?), радиатор (забит или нет), возможно воздух в системе охлаждения, это основные моменты вызывающие перегрев. Владельцы, особенно те, кто купил машину впервые, часто кричат почему троит двигатель ваз 2130? Назову основные причины: неверно отрегулировали клапана, прогорел клапан, прокладка гбц вышла из строя, об этом подскажет скачущая температура охлаждающей жидкости, повышенная дымность из выхлопной системы (белый дым). К причинам троения мотора относится и низкооктановый бензин, неверно отрегулированный карбюратор, этот же карбюратор может стать причиной, по которой дергается двигатель ваз 2130, но если холостые держит, смотрите систему зажигания. Хочу добавить по поводу дымности, сильно дымит двигатель? Это маслосъемные кольца или сальники клапанов, везите машину в сервис и настраивайтесь на капремонт.
Обрыв привода ГРМ гарантированно приводит к загибу клапанов, потому состояние цепи следует контролировать постоянно. Производитель АвтоВАЗ не рекомендует использовать воду внутри системы охлаждения, даже летом.
Ок, с этим разобрались, теперь обратите внимание на подушки двигателя они могут стать причиной вибрации мотора, если подушки износились езжайте на СТО для их замены. Кроме того причиной вибрации двигателя может стать дисбаланс коленвала и карданного вала, разные поршни и другие менее распространненые причины. Все это диагностируется и устраняется в условиях сервиса. Иногда задают интересный вопрос: что делать когда заклинил двигатель ваз? Однозначного ответа здесь нет, вскрытие покажет. Везите авто в сервис, мастер на месте определит причину и будьте готовы расстаться с хорошей суммой денег. Все вышеизложенные проблемы актуальны для всего классического семейства моторов 1,7л. и 1,8л.
Плюсы и недостатки
Мотор 2130 сохранил основной недостаток базового варианта 21213, гнет клапана при обрыве цепи ГРМ. Остальными минусами являются:
- периодическая сбивка настроек зазоров клапанов;
- повышенный износ распредвала;
- троение, перегрев и стуки в поршневой, КШМ.
Распредвал 2130
Достоинства ДВС перевешивают указанные недостатки:
- смещение максимального крутящего момента в зону низких оборотов;
- капитальный ремонт поршневой можно производить многократно за счет выпускаемых производителей типоразмеров поршней, колец и гильз цилиндров 3 ремонтных типоразмеров;
- навесное в небольшом количестве;
- возможна модернизация движка несколькими способами.
Поршни 2130 имеют несколько ремразмеров
Особенности конструкции
Традиционно для производителя АвтоВАЗ двигатель 2130 частично собран из деталей и узлов, выпускавшихся на тот момент моторов, а недостающие комплектующие создавались с нуля, применялись в более поздних версиях ДВС. Особенностями конструкции в данном случае являются: ➤ два варианта – карбюраторный, инжекторный; ➤ блок цилиндров – от 21213, но увеличенный на 1,3 мм в высоту; ➤ головка блока цилиндров – от 21011, но камеры сгорания увеличены до размера 53 х 81 мм (две ступеньки, выполненные фрезерованием); ➤ поршневая группа – от 21213 без изменений; ➤ шатуны – от 21213; ➤ привод ГРМ – цепь двурядная роликовая и успокоитель от 2103, натяжитель от 21213; ➤ распредвал – от 21213; ➤ коленвал – сталь, ковка, посадочные места, как у 21213, но радиус ➤ кривошипа увеличен до 41,9 мм; ➤ карбюратор Солекс или распределенный попарно-переменный инжекторный впрыск топливной смеси. При обслуживании мотора вначале актуальная информация, какое масло лить по вязкости. Для 90% двигателей АвтоВАЗ допускаются варианты 5W30 – 15W40. Затем для обеспечения высокого ресурса смазки, необходимо знать, какое масло лучше у отдельных производителей. Учитывая характеристики двигателя и экономию эксплуатационного бюджета, специалисты рекомендуют Лукойл, Мобил, Зик и Роснефть.
Техобслуживание
Для нормальной эксплуатации двигатель 21213 следует обслуживать в указанные сроки:
- 10000 км – меняются масло вместе с фильтром;
- 20000 км – проверка работоспособности термостата, обновление фильтра салонного;
- 30000 км – замена фильтра топливного и воздушного;
- 60000 км – обновляются свечи, АКБ и производится прочистка вентиляции картера;
- 100000 км – переустановка кислородного датчика;
- 200000 км – может потребоваться замена цепи ГРМ.
Несмотря на то, что устройство ДВС скопировано с моторов продольного расположения с гораздо более высоким ресурсом, используется он на внедорожнике с неотключаемым полным приводом, поэтому узлы изнашиваются интенсивнее.
В каких авто использовался?
С момента создания по настоящее время мотор 2130 становился силовым приводом следующих автомобилей опытного производства ОПП АвтоВАЗ: • 2121 Нива (до 2006 года), Лада 4х4 (после 2006 года) – трехдверный внедорожник; • Lada 4?4 5D – пятидверный внедорожник; • 2120 Надежда – минивэн семиместный; • 2129 Кедр – трехдверный удлиненный внедорожник; • 2130 Кедр-2 – продолжение серии с измененным салоном; • 2131СП – «Скорая помощь»; • 213102 Лада Бронто – инкассаторский бронемобиль; • Lada 4[4 Pickup – пикап на базе Кедра; • 1922-50 Lada Бронто Марш-Лонг – снегоболотоход; • 2123 Шеви-Нива – компактный внедорожник; • 2328 Волк – укороченный двухместный пикап; • ФВК-2302 Бизон – двухместный пикап на деревянной платформе с усиленной подвеской (рессоры).
Обслуживание
Обслуживание мотора делается спустя 12 000 км пробега, если транспортное средство ездит на бензине. В случае наличие газобаллонной установки следует делать плановое техническое обслуживание каждые 10 000 км.
В процессе ТО, в обязательном порядке меняется моторное масло и масляный фильтр. Мотор вмещает в себя 3,5 литра смазочной жидкости. Рекомендованными маслами являются, которые имеют маркировку — 5W-30, 5W-40, 10W-40, 15W-40.
Особенности двигателя таковы, что каждое второе техническое обслуживание необходимо сменить воздушный фильтр, проверить работоспособность свечей зажигания и сделать комплексную диагностику, электронному блоку управления двигателем.
Тюнинг мотора ВАЗ 2130
С сохранением заявленного производителем ресурса двигатель 2130 можно формировать до 120 л. с. В принципе потенциал мотора позволяет обеспечить мощность 200 л. с., однако в этом случает тюнинг получается слишком дорогим, резко увеличиваются эксплуатационные расходы. Классический тюнинг производится по схеме:
✔ расточка цилиндров до 84 мм – межцентровой размер это позволяет без снижения прочности блока; ✔ использование кленвала с ходом поршня 86 – 90 мм – необходим подбор поршней со смещенным пальцем и коротких шатунов; ✔ доработка коллекторов – «паук» на выпуске, шлифовка внутренних поверхностей впускного тракта; ✔ Установка более злого распредвала; ✔ Расточка каналов головки блока цилиндров. Например, тюнинг расточкой цилиндра до 84 мм с сохранением КШМ позволит увеличить объем до 1.9 л. При дополнительном увеличении хода поршня до 88 мм объем повысится до 2,0 л моментный тракторный мотор. Данный блок с расточенными каналами ГБЦ, легким маховиком и клапанами без усилий позволяет снять порядка 100 л.с. А используя широкоизвестный распредвал Нуждин 10,5 и доработанный карбюратор (увеличенные диффузоры) имеем конфигурацию с отдачей более 105 л.с. При объеме 1,9 с валом Нуждин 11,2 получаем около 110 л.с.
Таким образом, ДВС 2130 действительно улучшил эксплуатационные характеристики взятого за основу мотора 21213. Повысился крутящий момент, причем на малых оборотах, улучшилась приемистость. Возможна дополнительная модернизация ДВС за счет заложенного потенциала.
Плюсы и минусы
На момент создания ДВС 21213 обладал следующими преимуществами в отношении более ранних версий:
- беспроблемный карбюратор – не требует частой регулировки, при настройке специалистом обеспечивает расход бензина на уровне инжекторного впрыска;
- улучшение характеристик – помимо мощности/крутящего момента повысилась оборотистость и приемистость;
- несколько ремонтных размеров ШПГ – капитальный ремонт можно выполнить несколько раз без покупки нового блока.
ШПГ 21213
Недостатком является избыточный шум при работе ДВС, высокий расход ГСМ и антифриза. В настоящее время вместо стандартных эластичных прокладок ГБЦ можно использовать металлопакеты с большим эксплуатационным ресурсом. Однако потребуется станочная шлифовка поверхности головки и блока, соответственно.
Пользователи отмечают в числе минусов мотора низкое качество заводской сборки. Например, втулки пальцев шатунов впрессованы неправильно – разрезом в произвольном направлении. А максимальные нагрузки эти детали испытывают в мертвых точках, поэтому в литературе рекомендуется запрессовывать из либо под 45 градусов, либо в горизонтальном направлении, что позволит увеличить ресурс этого расходника.