Особенности конструкции и порядок самостоятельной замены водяной помпы на различных модификациях автомобилей «Газель»


Выход из строя подшипника

Одним из важных узлов двигателя, требующих периодической замены, является помпа. Она же водяной насос. Соединённаяремнём со шкивом коленчатого вала она обеспечивает непрерывную циркуляцию охлаждающей жидкости. В некоторых дорогих автомеханической помпы нет, вместо неё установлен электрический насос. Причина в том, что на высоких оборотах помпа перестаёт качать ОЖ, из-за кавиации жидкости – то есть крыльчатка попросту взбалтывает жидкость. Основные узлы помпы, подверженные износу – это подшипник, сальник оси и крыльчатка. Сальник начинает течь, а крыльчака разрушается (либо проворачиваетсяотносительно оси) как правило у поддельных помп с низким качеством изготовления. В случае же подшипника он либо начинает выть(когда вся смазка уходит из него), либо сильно люфтить. Причём износ подшипника происходит в любом случае. Даже на “неломающихся” иномарках. В конце концов дело заканчивается вот чем:

На фото видно дренажное отверстие.Причём в случае 402го это чревато тем, что начинает гулять механический венлятор и своими лопастями он может разрубить что-нибудь – радиатор к примеру. В моём случае движок начал шуметь, помимо металлического шума подшипника было такжешкрябание лопастей вентилятора по кожуху, а также крыльчатки по корпус помпы, это видно на фото:

При это тосол начал течь наружу, забрызгивая капот, а намокнувший ремень генератора стал проскальзывать, отчего сталаплавать зарядка. Пробег помпы составлял к тому времени порядка 100 тыс. км. Судя по сложностям при замене, помпа эта былазаводская, 1996 года.

Два сердца вашего автомобиля

Так, например, циркуляция жидкостей не только в двигателе, но и в любых других системах автомобиля, осуществляется посредством насосов – точно так же, как под воздействием сердечной мышцы происходит циркуляция крови в человеческом организме. Разница лишь в том, что у человека один насос – сердце, – а у автомобиля этих насосов несколько и называются они помпами. Поэтому помпу вполне можно называть сердцем автомобиля.

Итак, помп в автомобиле, как минимум, две: топливная и водяная.

Функция первой состоит в бесперебойной подачи топлива (дизельного либо бензина) в двигатель. До недавнего времени, когда в качестве дозатора топлива в автомобилях использовался карбюратор, топливная помпа была механической и ее вал раскручивался непосредственно двигателем при помощи прямой ременной передачи. Поршень помпы, совершая поступательные движения, толкал диафрагму, создавая тем самым в карбюраторе область пониженного давления, благодаря чему топливо туда и попадало. С появлением более совершенного, электронного, механизма дозирования топлива – инжектора – изменилась и топливная помпа: из механического она превратилась в электронасос, сохранив при этом все свои функции. Итак, топливная помпа во всех типах двигателей внутреннего сгорания служит не только для доставки топлива в двигатель с определенной скоростью (а двигателей разных мощностей эта скорость разная), но и для поддержания в топливной системе постоянного давления (для большинства двигателей оно составляет порядка 700 атмосфер). Регулируется это давление специальным датчиком, который в случае необходимости срабатывает, заставляя открываться возвратный клапан, и излишки топлива сливаются обратно в бак.

Будучи, по сути своей, электромотором постоянного тока, топливная помпа устроена, как и все электрические двигатели коллекторного типа.

Его основные элементы – это вращающийся в процессе работы помпы коллектор и скользящие по нему щетки (именно этот узел помпы чаще всего и выходит из строя). На вал помпы крепится ротор, который и проталкивает топливо в двигатель. Устанавливается топливная помпа либо в бензобаке, либо, в случае Газели Бизнес, на баке – в противном случае для ее замены требовалось бы разрезать бензобак. Это основной топливный насос Газели. Но есть в Газели Бизнес, на которой установлен двигатель Камминз, и еще один топливный насос – так называемый насос высокого давления, который подает дизельное топливо в общую для всех рабочих цилиндров двигателя магистраль. Причем, интенсивность работы этого насоса нисколько не зависит от частоты вращения двигателя. Выход из строя любого этого насоса влечет за собой нарушение подачи топлива в двигатель и его остановку.

Водяная помпа, в отличие от топливной, на Газели Бизнес не электрическая, а самая обыкновенная механическая.

Она представляет собой прочный герметичный корпус, в котором проходящем вдоль него валу закреплена крыльчатка, проталкивающая охлаждающую жидкость. Вал помпы соединен с двигателем посредством ременной передачи и, соответственно, чем выше обороты двигателя, тем интенсивнее работает помпа. Эта зависимость оправдана: чем быстрее работает двигатель, тем сильнее он нагревается и, соответственно, тем более интенсивное охлаждение ему требуется. Неисправность водяной помпы неминуемо ведет к перегреву двигателя. Если своевременно эту неисправность не устранить, дело может дойти до загнутых клапанов и капитального ремонта мотора Газели.

Аналоги

КодБрендАртикулНазвание [А-Я]Цена с НДС
071486FENOX
История корпорации FENOX берет свое начало в 1989 году. За двадцать лет организация прошла путь от монопроизводителя гидроцилиндров до мультипроизводителя комплексных систем и автокомпонентов. Прошедший период доказал нашим партнерам, что FENOX является надежной и постоянно развивающейся корпорацией. А, как известно, за развитием – будущее.FENOX начала с выпуска колесного гидравлического цилиндра для автомобиля «ВАЗ 2105». Благодаря дефициту автокомпонентов, который в то время испытывал рынок, предприятие смогло быстро нарастить объемы производства и за несколько лет значительно расширить представленный ассортимент автогидравлики. Первые годы своего развития компания специализировалась исключительно на производстве гидроцилиндров, именно поэтому в сознании потребителей FENOX ассоциируется, в первую очередь, с гидравликой.В 1996 году компания FENOX провела серию успешных переговоров с немецкой компанией Bremse Hydraulic по приобретению новейшего европейского оборудования, которое позволило вывести производство автокомпонентов на качественно новый уровень. Одновременно с производственным комплексом компания Bremse Hydraulic передала организации FENOX своих основных клиентов – международные компании Lucas (TRW), Continental-Teves и LPR. Получение таких крупных компаний в качестве клиентов открыло корпорации FENOX дорогу на европейские и американские рынки. Сегодня мощная, стабильная и надёжная корпорация является производителем самого широкого в СНГ спектра автокомпонентов для основных систем автомобиля: тормозной, электрической, системы охлаждения, подвески, трансмиссии и рулевого управления.Начав свою историю с производства гидроцилиндров, за 20 лет успешной деятельности компания FENOX превратилась в мультипроизводителя автокомпонентов, лидирующего в своем сегменте рынка. Сегодня в активе FENOX – 12 узкоспециализированных заводов, расположенных в Беларуси, России и Германии. Предприятия, оснащенные инновационным оборудованием, выпускают детали для автомобилей европейского, российского и американского рынков: AUDI, Mercedes, Volkswagen, CITROEN, Peugeot, RENAULT, OPEL, ВАЗ, УАЗ, МАЗ, ГАЗ.

Перейти к странице бренда

4022.1307010-10 HB1101L1 Опт 3 1431.06 ₽

Опт 2 1447.02 ₽

Опт 1 1447.02 ₽

Розница 1650 ₽

3 в наличии На складах : 3 шт.

3 шт. Люберцы, Машково д.

120471PEKAR
Компания “Авто-Альянс” – официальный дилер ООО “Топливные системы” (бывший “Ленинградский карбюраторный завод”). Предлагаем к продаже широкий ассортимент продукции торговой марки ПЕКАР, которая зарекомендовала себя среди клиентов своим качеством и надежностью.Основную долю в ассортименте компании составляют узлы и агрегаты марки “Пекар”, своим качеством и надежностью заслужившие признание как у производителей авто- и мототехники, так и у потребителей.В настоящее время значительная часть автомобильного парка России и стран СНГ оснащены автокомпонентами марки “Пекар”.Продукция PEKAR производится в России, удовлетворяя потребности рынков автомобилестроения и запчастей. Портфель PEKAR – это несколько сотен наименований изделий для отечественных транспортных средств (ВАЗ, ИЖ, АЗЛК, ГАЗ, УАЗ, ЗИЛ, ПАЗ, ЛИАЗ, УРАЛ, КамАЗ, МАЗ и пр.), в том числе компоненты и запчасти для ключевых систем автомобиля – систем впрыска топлива, питания, охлаждения, отопления, смазки, электрооборудования, зажигания и ходовая часть. Сегодня практически каждый владелец российского автомобиля знает, что торговая марка PEKAR – это идеальное соответствие качества и цены!

Перейти к странице бренда

4022.1307010 402-1307010-02 Опт 3 1658.52 ₽

Опт 2 1677 ₽

Опт 1 1677 ₽

Розница 1800 ₽

033468HERZOGHW2 1307 4022.1307010 Опт 3 1309.68 ₽

Опт 2 1351.5 ₽

Опт 1 1365 ₽

Розница 1420 ₽

3 в наличии На складах : 3 шт.

3 шт. Москва, Кетчерская ул.

849885ГАЗ4022-1307010 4022.1307010, Л.4022-1307010 Опт 3 1450.32 ₽

Опт 2 1481.04 ₽

Опт 1 1481.04 ₽

Розница 1690 ₽

37 в наличии На складах : 37 шт.

4 шт. Москва, Варшавское ш. 31 шт. Люберцы, Машково д. 2 шт. Москва, Кетчерская ул.

Новинка Самые свежие позиции, появившиеся на сайте за последнюю неделю. Так же доступны в разделе “Новинки”LUZAR4022-1307010 4022.1307010, LWP 0302 Опт 3 2083.86 ₽

Опт 2 2104.02 ₽

Опт 1 2104.02 ₽

Розница 2180 ₽

3 в наличии На складах : 3 шт.

1 шт. Сабурово 2 шт. Москва, Кетчерская ул.

Характеристики

Код для заказа428988
Артикулы42020.402200-1307010-10
Каталожная группаДвигатель, ..Система охлаждения
Ширина, м0.17
Высота, м0.155
Длина, м0.185
Вес, кг1.805

Параметры

Срок, при поставке под заказ83
ПроизводительАДС

Другие склады и магазины партнера

Название точкиНаличиеТипАдресКонтактный телефон
Все склады19 шт.Склад
Оптовый центр продаж запчастей на Варшавском шоссе (Юг)5 шт.Склад
ТерминалНет в наличииСклад
Оптовый центр продаж запчастей на Ярославском шоссе (север)Нет в наличииСклад
Оптовый центр продаж запчастей на Дмитровском шоссе (Север)1 шт.Склад
Оптовый центр продаж запчастей в Екатеринбурге1 шт.Склад
Оптовый центр продаж запчастей в Люберцах (Восток)3 шт.Склад
МарусиноНет в наличииСклад
Люберцы, Машково д.1 шт.Склад
Оптовый центр продаж запчастей в Новосибирске1 шт.Складг. Новосибирск, Кировский район, ул. Петухова, дом 69В
N, ‘E
Оптовый центр продаж запчастей в ПермиНет в наличииСклад
“Автозапчасти на Рябиновой”Нет в наличииСклад г. Москва, ул. Рябиновая, владение 63Г N, ‘E
Гипермаркет “Автозапчасти в Новогиреево” 24 часа5 шт.Склад г. Москва, ул. Кетчерская, д. 2а N, ‘E
Супермаркет “Автозапчасти в Сабурово” 24 часа1 шт.Склад г. Москва, Каширское шоссе, д. 53, к. 1 N, ‘E
Оптовый центр продаж запчастей в Нижнем Новгороде1 шт.Склад
Оптовый центр продаж запчастей на Новорижском шоссе (Северо-Запад)Нет в наличииСклад
Оптовый центр продаж запчастей в Уфе (Нефтекамск)Нет в наличииСклад 452683, Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Монтажная, д. 8

N, ‘E

Терминал МШ3Нет в наличииСклад
БеговаяНет в наличииСклад

Артикул: 4022.1307010 Дополнительный артикул: 42020.402200-1307010-10 Насос водяной ГАЗ-2410, 3302 дв.ЗМЗ-402 АДС Производитель: АДС Система автомобиля: Двигатель, ..Система охлаждения

#Насос охлаждающей жидкости

Насос охлаждающей жидкости

В системе охлаждения двигателя охлаждающая жидкость должна постоянно циркулировать, отбирая тепло у блока и головки блока цилиндров и отдавая его в атмосферу в радиаторе. Решается эта задача жидкостным циркуляционным насосом. О том, как устроен и как работает циркуляционный насос, вы узнаете из этой статьи.

В настройках личного кабинета Вы можете указать территорию отгрузки по умолчанию, чтобы быстро получать список актуальных остатков.

Задать территорию

Наличие товара на складах и в магазинах, а также цена товара указана на 05.03.2021 12:00. Представленные данные о запчастях и товарах на этой странице несут исключительно информационный характер.

Снятие насоса охлаждающей жидкости с двигателя

Чтобы снять насос нужно ослабить и снять ремень привода насоса.

Удерживая шкив насоса «газовым» ключом, ключом «на 12» отворачиваем четыре болта крепления шкива.

Можно еще удерживать шкив с помощью монтажной лопатки, вставив ее в распор между двумя болтами.

Снимаем шкив и пластину

Если на ступице насоса крепится вентилятор, то откручиваем болты, удерживая за лопасти вентилятора.

Головкой «на 13» отворачиваем пять гаек крепления насоса к блоку цилиндров.

Снимаем насос охлаждающей жидкости

Снимаем прокладку, осторожно поддев ее ножом

Ключом или головкой «на 10» отворачиваем болт крепления крышки насоса

Осторожно постукивая медным молотком, снимаем крышку насоса

Снимаем прокладку

Замена помпы: инструкции для разных модификаций моторов «Газели»

После того как охлаждающая жидкость была слита, можно приступать к работе по демонтажу устройства:

Первым делом понадобится снять радиатор охлаждения.

Далее, после того как откроется доступ к ГРМ, нужно будет открутить три болта шкива водяного насоса.

Рекомендуется удерживать насос от проворачиваний длинным болтом или специальной лопаткой.

Снять ремень привода насоса.

После чего снять открученный шкив и отражатель.

От корпуса помпы открутить штуцер патрубка, по которому подаётся тосол.

Ослабить хомуты крепления и отсоединить все шланги и патрубки от механизма.

После этого шестигранным ключом открутить четыре винта, которыми устройство крепится к корпусу двигателя.

Под помпой располагается также ещё один болт крепления — его нужно открутить в последнюю очередь.

Снять водяной насос.

С места посадки устранить уплотнитель.

Монтаж нового насоса производится в обратной последовательности. Причём необходимо грамотно выставить отметки на шкиве и ролике, чтобы ремень ГРМ не порвался при первым же запуске двигателя.

Видео: замена водяного насоса своими руками

Для всех модификаций двигателей УМЗ и ЗМЗ на «Газелях» принцип замены помпы будет одним и тем же. Возможны отличия по месту расположения помпы, однако она всегда будет входить в состав ГРМ.

На моторах «Газель-бизнес» УМЗ-4216 радиатор снимать необязательно, так как доступ к помпе открывается через правую нижнюю часть машины. Однако для этого потребуется демонтировать переднее колесо.

Автомобиль нового поколения, на котором пересмотрено место монтажа помпы

Таким образом, для всех модификаций автомобилей «Газель» процесс замены помпы будет выглядеть примерно одинаково. Потребуется снимать приводные ремни и сливать охлаждающую жидкость из системы. При этом процедура сама по себе не считается сложной, замену водяного насоса может выполнить водитель, имеющий базовые навыки обслуживания своего автомобиля.

Источник: carnovato.ru

Какую помпу поставить на газель 402 двигатель

Какую помпу купить.

Сообщение Leon » Вт июл 21, 2009 22:29 pm

Сообщение Димок » Вт июл 21, 2009 23:48 pm

Сообщение TANKER » Ср июл 22, 2009 1:24 am

Сообщение Leon » Ср июл 22, 2009 13:45 pm

Сообщение Leon » Чт июл 23, 2009 19:17 pm

Re: Какую помпу купить.

Сообщение Ice_Man » Пн апр 04, 2011 13:08 pm

Re: Какую помпу купить.

Сообщение Сергей-Волгарь » Пн апр 04, 2011 13:12 pm

Re: Какую помпу купить.

Сообщение Ioshka » Чт апр 07, 2011 20:04 pm

Re: Какую помпу купить.

Сообщение Ice_Man » Пт апр 08, 2011 19:50 pm

Re: Какую помпу купить.

Сообщение Ioshka » Сб апр 09, 2011 17:55 pm

Re: Какую помпу купить.

Сообщение Aurora man » Пт апр 29, 2011 18:56 pm

Сейчас в Китае все делают. Почти все запчасти известных брендов включая многие родные запчасти для всех иномарок.

По теме — у меня на 402 родная помпа прошла 200тыс.км. Потом поставил новую из магазина,не знаю кто производитель, прошла 2 года всего. Заменил в 2009 на какую то без упаковки, работает пока. На будущее буду ставить или Советскую если найду, или KENO/ЗМЗ.

Re: Какую помпу купить.

Сообщение Ice_Man » Ср май 04, 2011 13:02 pm

Aurora man писал(а): Сейчас в Китае все делают. Почти все запчасти известных брендов включая многие родные запчасти для всех иномарок.

По теме — у меня на 402 родная помпа прошла 200тыс.км. Потом поставил новую из магазина,не знаю кто производитель, прошла 2 года всего. Заменил в 2009 на какую то без упаковки, работает пока. На будущее буду ставить или Советскую если найду, или KENO/ЗМЗ.

Источник

Какую помпу поставить на газель 402 двигатель

Ваш браузер не поддерживает фреймы! —>

Смотрите все объявления в архиве
Поиск по форуму
Поиск по метке
Расширенный поиск
Найти все хорошие сообщения
Поиск по дневникам
Поиск по метке
Расширенный поиск
Поиск в галерее
Расширенный поиск

Собираю сейчас мотор, блок 4022, ГБЦ от ЗМЗ-24Д. Соответственно, можно поставить помпу от 402-го мотора а термостат на ГБЦ установить через переходную пластину, а можно поставить помпу от ЗМЗ-24, заглушив отверстия на блоке.

Вот теперь думаю, какая из этих помп лучше работает?

Термостат надо крепить не через переходную пластину, а использовать термостат от УМЗ-421.

По-вторых — в головках 24 и 402 циркуляция жижи организована по-разному, и 402-й блок с 24-й головой будет охлаждаться очень дурственно.

Заглуши отверстия в блоке и используй 24-ю помпу, не забыв вставить в головку водораспределительную трубку.

CTAC

, голова доработанная, выпускные клапана 39 мм. седла соответственно тоже большего диаметра.

DMAD

, отличия насклько я понимаю только в вставной водораспределительной трубке? дык ее можно убрать если ставить помпу от 402-го. ну или наоборот оставить, если 24-ю.

а термостат от УМЗ-421 он в алюминиевом корпусе или выносной, как на ВАЗах?

Термостат у 421-го крепится так-же — на головку, как у 402-го, только корпус термостата у 421-го своеобразный.

Если чесно, не помню, чем именно отличается циркуляция в 421-м от 402-го, но точно знаю, что когда унифицировали 417-е и 421-е двигатели, у 417-х перерабатывали рубашку охлаждения для совместимости с 421-ми головками, до этого циркуляция в 417-х была как в 24Д. Так-же знаю, что на 402-е двигатели ставят 421-е головки, но в подробности не вникал, вроде как всё работает.

Сам я ставил 421-ю головку на 24Д, есс-но вставив водораспределительную трубку. Всё работало просто чудно. Двигатель был зажат под 95-й бензин и эксплуатировался весьма несщадно, но проблем с охлаждением никогда небыло. Помпа 24-я мне кажется надёжнее, т.к. она чугунная(нагрузка от натянутого ремня воспринимается так или иначе корпусом), разборная, на 2-х нормальных подшипниках, а не одноразовая, как у 402-го. Кроме того, на 24-ю помпу в продаже есть практически вечные аллюминиевые крыльчатки.

Источник

Технические характеристики

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению характеристики охлаждающей системы ЗМЗ 402, стоит рассмотреть основные технические характеристики силового агрегата. Волговский мотор считался в Союзе одним из самых надёжных. Несмотря на высокий расход, двигатель 402 полюбился многим автомобилистам. Итак, рассмотрим, основные характеристики двигателя ЗМЗ 402, а также устройство работы:

НаименованиеХарактеристика
ИзготовительЗМЗ
МодельЗМЗ 24, ЗМЗ 24Д
МодификацииЗМЗ 4021, ЗМЗ 4022, ЗМЗ 4025, ЗМЗ 24С
Тип мотораБензиновый
Тип впрыскаКарбюратор
Конфигурация4-цилидровый рядный продольный ДВС
Мощность двигателя95 л.с.
Количество цилиндров4
Количество клапанов8
Диаметр поршня92 мм
Ход поршня92 мм
ОхлаждениеЖидкостное
Материал блока и головкиАлюминий
Ресурс300 000 км
Порядок работы цилиндров1-2-4-3
Система зажиганияКонтактная или бесконтактная

Новая помпа

На замену была куплена помпа ЗМЗ “Двойной ресурс”.

Судя по лазерной гравировке помпа оригинальная:

Самым сложным этапом замены помпы оказалось снятие старой помпы. Гайки открутились без проблем. Но при их откручивании изакручивании советую быть предельно осторожным, так как в случае повреждения шпильки, её придётся менять. А выкрутить шпилькус вероятностью 90% не получится, она обломается и её обломок придётся извлекать из блока. Дело в том, что почти все отверстияпод шпильки в 402м – сквозные. И если помпа заходила внутрь блока и там покрылась ржавчиной, то выкрутить её в любом случае неполучится. Проблемной шпилькой оказалась шпилька, к которой крепится регулировочная планка генератора. Я думаю причина какраз в этом и есть, то есть через данную шпильку тёк ток, ускоряя электро-химические процессы, отчего всё пространство междушпилькой и помпой оказалось заполнено плотным и прочным веществом. После снятия специально поскоблил шпильку – она былав порядке, то есть разрушался алюминий. Итак, для снятия помпы необходимо было расклинить блок и помпу. Но вбивать клин между помпой и блоком нельзя, так как будет повреждена привалочная поверхность блока, отчего новая помпа не встнет плотно и потечёт.К счастью, помпа состоит из двух частей, и выкрутив сверху болт на 6 я стал вбивать клин между деталями помпы. Колотить пришлось молотоком в 1,5 кг – помпа шла очень туго. На завершающем этапе снимал переднюю часть помпы фомкой. При этом старайтесьне повредить шпилек – их замена будет очень трудоёмкой. Задняя крышка помпы снялась относительно просто, так как она в разытоньше передней части помпы. Вот так выглядел задняя крышка старой помпы вследствие расклинивания:

Восстановлению помпа уже не подлжала. Садил новую на прокладку из комплекта помпы, без герметика. Шпилек крепления вполнедостаточно для полного прижима. Во избежание проблем при последующих заменах помпы, на все шпильки я намотал фум-ленты -это должно будет уменьшить коррозию. На данный момент помпа прошла порядка 5 тыс. км. появился небольшой люфт. Субъективнов районе 5 соток, но не течёт, не шумит.

Помпа ЗМЗ 406: процесс замены

Процесс смены элемента с одной стороны простой, с другой потребуется где-то 2-2,5 часа времени. Для того чтобы помпа ЗМЗ 406 была заменена, придется демонтировать значительную часть деталей автомобиля. Как показывает практика, водяные насосы не ремонтируют, хотя для 406-го есть возможность сменить шкив.

Сначала стоит определить причины снятия изделия с автомобиля:

  • Течь из-под вала помпы. Это означает, что уплотнительные свойства были утеряны и имеет место люфт. Связано это с выработкой металлической части или износом подшипника.
  • Шкив помпы ЗМЗ 406 износился. При этом может присутствовать деформация, при которой съедает ремень. Эту неисправность легко попутать с деформацией вала.
  • Износ крыльчатки.

Причины были определены, и можно приступить непосредственно к самому процессу замены. Во-первых, рекомендуется рассмотреть подробную схему разборки и сборки узла, которую предоставляет завод изготовитель. Во-вторых, собираем необходимый инструментарий (набор ключей и отверток). В-третьих, двигатель ЗМЗ 406 (помпа) ремонтируется достаточно легко. Для этого необходимо только строго соблюдать технологию.

Замена помпы ЗМЗ 406 своими руками:

  1. Сливаем охлаждающую жидкость с силового агрегата.
  2. Проводим демонтаж радиатора и электровентилятора.
  3. Снимаем ремень, который крутит вспомогательные узлы.
  4. Ослабляем и откручиваем крепежные болты шкива.
  5. Демонтируем шкив с посадочного места.
  6. Ослабляем хомуты патрубков подачи и оттока охлаждающей жидкости к водяному насосу.
  7. Отсоединяем все хомуты.
  8. Выкручиваем крепежные элементы и болты помпы.
  9. Откручиваем боковой болт крепления насоса к блоку.
  10. Демонтируем насос с силового агрегата.
  11. Приступаем к сборке. Проверяем в коробке с насосом наличие уплотнительной прокладки. Если таковая отсутствует, то необходимо докупить.
  12. Уплотнительную прокладку перед монтажом необходимо промазать герметиком и только потом устанавливать. Это устранит вероятность течи.
  13. Устанавливаем новый насос и затягиваем все крепежные элементы.
  14. Устанавливаем шкив и приводной ремень.
  15. Присоединяем патрубки.
  16. Ставим на место радиатор и вентилятор.
  17. Когда все собрано, заливаем в систему охлаждающую жидкость. Не забываем прокачать, чтобы выгнать воздух.
  18. Заводим автомобиль, и даем ему поработать несколько минут. Доливаем тосол при необходимости в систему.

Разборка насоса охлаждающей жидкости

У насоса двигателя мод. 402 нужно сначала отвернуть два болта и снять крышку насоса с прокладкой.

Снять с помощью съемника крыльчатку 1 насоса. Крыльчатка отлита из пластмассы, но имеет металлическую ступицу, в которой нарезана резьба под съемник.

Съемником спрессовать ступицу 1 шкива насоса. Вывернуть фиксатор 2 подшипника и выпрессовать подшипник с валиком насоса в сторону шкива

Выпрессовать сальник 1 насоса

Промыть и очистить от отложений детали насоса

Помпа от Хоттабыча

В самом деле: хорошее масло или «правильные» лампочки нужны каждому — от «газовода» до обладателя БМВ. Не то, что, скажем, водяные насосы «газелей» — кому, кроме их владельцев, могут еще понадобиться эти узконаправленные изделия? И все же сегодня поговорим именно о них!

Почему? Во-первых, популяция «газелей» у нас весьма солидная — как с 402-ми, так и с 406-ми движками, а во-вторых, о помощи попросил… моторов — ЗМЗ! Мол, мы в свое время разработали нормальные насосы — с документацией, техническими условиями и т.п., а в продаже сплошь и рядом — черт знает что. Эдакие изделия от старика Хоттабыча, который запросто сделал для Вольки копию часов с руки прохожего, но не подумал о том, что они должны не просто висеть на запястье, а еще и показывать точное время…

Заявленный производитель —

Ориентировочная цена — 890 руб.

Подшипниковый узел недостаточно надежно защищен от осевого перемещения — возможно появление течи. Чугунная крыльчатка не имеет резьбы на ступичной части, чтоДля проверки «насосного хозяйства» было приобретено семь «газелевских» помп — четыре под двигатели семейства ЗМЗ-406.10 и три — под ЗМЗ-402.10. Водяные насосы с электромагнитной муфтой под 405-е моторы в экспертизе не участвовали — с ними пока что особых проблем не отмечено. Испытания проводили в испытательном УГК ЗМЗ на специальном стенде для исследования насосов жидкостных систем. Основополагающий документ — ОСТ 37.001.232–80 «Насосы жидкостных систем охлаждения автомобильных двигателей». Расход жидкости в системе и давление, развиваемое насосами, измерялись по скоростной характеристике при частоте вращения валиков насосов от 800 до 6000 об/мин для двигателей 406.10 и от 1000 до 5000 об/мин для двигателей 402.10. Отношение диаметра шкива коленвала к диаметру шкива валика насоса составляет 1,11 для 406-х моторов и 1,06 — для 402-х.

Заявленный производитель —

Ориентировочная цена — 680 руб.

Некачественная зачистка патрубка насоса может привести к возникновению течи. Фиксатор подшипника не закернен — возможно ослабление фиксации. Неметаллическая

Заявленный (г. Сим Челябинской обл.)

Ориентировочная цена — 680 руб.

Штуцер под шланг 16 мм рассчитан на старую систему отопления салона — должно быть 20 мм! Замена при этом невозможна, посколь

Испытания вели при температурах охлаждающей жидкости +30°С и +95°С. Образцом-эталоном при этом служили водяные насосы производства ЗМЗ, имеющие оптимальные параметры. В качестве охлаждающей жидкости применялась вода. Почему не антифриз? Практически все антифризы отличаются друг от друга, а вот свойства пресной воды стабильны. Так что полученные результаты повторяемы, независимо от времени и места проведения испытаний. Да и в стандарте не случайно упомянута именно вода.

Результаты испытаний, увы, подтвердили опасения заводчан. Все семь насосов дружно уступили эталону — как по техническим характеристикам, так и по конструкции. Подробности — в подписях под фото. Выделять лучших из худших не имеет смысла, и мы расположили изделия по возрастанию цены, сначала — под 406-е моторы, затем — под 402-е. Любопытно, что если до 3000 об/мин насосы еще худо-бедно качают, то на более высоких оборотах начинаются проблемы — здесь и кавитация, и неверно выбранная геометрия лопастей крыльчатки… впрочем, потребителю все это неинтересно. Отметим, что насос, условно названный продавцами «Москва», вообще не испытывался, поскольку… отказался занять штатное место!

Можно, конечно, из серии «А судьи кто?» — заволжские моторы далеки от идеала и сами способны преподнести своим владельцам разнообразные сюрпризы. Однако ж будем справедливы: только создатели двигателей имеют моральное право называть себя законодателями мод по части их температурного режима. Тем более что при ближайшем рассмотрении (а это было зафиксировано официальным протоколом испытаний) выяснилось, что «чужаки» со своей работой действительно не справляются. Но все шишки при этом валятся как раз на ЗМЗ — мол, это же их мотор перегрелся! А им бы со своими болячками разобраться — на чужие нет ни сил, ни желания. Потребитель же продолжает свято верить в то, что любая запчасть конечно же многократно согласована с заводчанами и не может продаваться без их на то разрешения. Как видим — может…

Словом, перегретые «газели» еще долго будут «украшать» наши дороги своими задранными капотами. Старик Хоттабыч, помнится, в итоге занялся самообразованием — стыдно стало. Пожелаем того же изготовителям тех изделий, что на прилавках почему-то именуются водяными насосами.

Источник

Замена штуцера печки

Изначально на новой помпе стоял штуцер с внутренним диаметром 11, при этом он рассчитан на шланг диаметром 16.Я сразу же хотел сменить его, для этого купил новый штуцер на помпу змз 402 и рассверлил его до внутреннегодиаметра в 13 мм, но сразу поменять не получилось:

Сложность была в том, что шлиц у штатного штуцера специфический – из двух лысок, и посажен он былна резьбовой герметик:

И вот недавно мне пришла идея, как его открутить, причём без какой-бы то ни было разборки двигателя.Для этого пришлось купить длинную торцевую головку на 19:

И болгаркой аккуратно срезать у неё 4 грани из 6:

Так старый штуцер открутился без проблем, из сложностей – буртик слегка превышал 19 мм в диаметре,то есть головку пришлось наколачивать молотком, соориентировав её в правильном положении. Потом былисложности с выбиванием штуцера из головки, но это уже совсем другая история.

Новый штуцер, расточенный до 13 мм вкрутил той же головкой с уплотнением ФУМ-лентой.

Основные компоненты ЖСО автомобиля

Для нормальной работы двигателя его необходимо постоянно охлаждать, включая даже зимний холодный период.

Особое внимание рекомендуется обращать на исправность системы трубопроводов, по которым циркулирует охлаждающая жидкость (ОЖ), а также на корректную работу основной детали жидкостной системы охлаждения (ЖСО) — водяного насоса либо по-другому — водяной помпы автомашины.

В силу конструктивных особенностей силовые агрегаты современных автомашин эксплуатируются при высоких уровнях температуры. К примеру, отечественные автомобили марки «Газель» рассчитаны на диапазон рабочей температуры силового агрегата, составляющий 92—99 °C.


Отечественные автомобили марки «Газель» являются довольно распространёнными бюджетными вариантами для местных грузоперевозок

В случае интенсивной эксплуатации машины двигатель начинает нагреваться сверх нормы. Но благодаря своевременной подаче к элементам мотора ОЖ рабочая температура силового агрегата быстро приходит к необходимым показателям, а значительные нагрузки для авто становятся не страшны. В качестве ОЖ в системах охлаждения различных моделей «Газели» применяются антифриз либо тосол.


Антифриз — один из популярных вариантов качественной ОЖ

Таким образом, ЖСО выполняет задачу по своевременному охлаждению механизмов двигателя. Для эффективной работы системы крайне необходима постоянная циркуляция ОЖ. Во время своего передвижения по трубопроводам ЖСО антифриз (тосол) существенно охлаждается, благодаря чему и поддерживается работоспособность ДВС.


Более дешёвый вариант незамерзающей охлаждающей жидкости — тосол

Применяемая жидкость в ЖСО циркулирует в принудительном режиме. Обеспечивает данную циркуляцию водяной насос (помпа) автомобиля. Благодаря этому компоненту конструкции мотора последний не перегревается и его технико-эксплуатационные параметры всегда находятся в необходимом для эффективной работы температурном диапазоне.

Общее устройство помпы для «Газели»

В состав стандартного водяного насоса входят следующие детали:

В конструкции помпы для некоторых модификаций «Газели» предусмотрен специальный механизм автоматического включения вентилятора обдува радиатора. Речь идёт об электромуфте. Замена помпы в этих моделях двигателей (к примеру, в ЗМЗ 405) возможна лишь вместе со всем механизмом.


Один из удачных вариантов установки электромуфты — монтаж в одном узле с помпой

К основным недостаткам такого конструктивного решения относятся следующие моменты:

  • довольно высокая стоимость узла;
  • обязательная замена всего компонента, даже если произошла поломка лишь одного из элементов (электромуфты либо помпы);
  • ремонт узла может быть произведён только в специализированных ремонтных мастерских со специальным оборудованием.

Располагаясь на блоке цилиндров двигателя, насос функционирует посредством подсоединения через приводной ремень от коленчатого вала.


Оптимальный вариант обеспечения функционирования водяного насоса — подсоединение через приводной ремень от коленвала

Принцип работы помпы состоит в следующем:

  • при работе двигателя и помпы в корпусе последней возникает центробежная сила в отношении поступающей в неё ОЖ;
  • благодаря движению крыльчатки ОЖ из радиатора попадает в центр помпы;
  • затем происходит её откидывание к краям внутренней полости насоса;
  • сквозь специальное технологическое отверстие, расположенное в корпусе, ОЖ далее попадает в блок цилиндров, а также на другие участки силового агрегата, которые нуждаются в охлаждении.

Для избежания нежелательной утечки ОЖ между блоком цилиндров и корпусом помпы устанавливается специальная уплотнительная прокладка. При этом необходимо тщательно зачищать поверхности соприкосновения на двигателе и помпе.


При ремонте необходимо в обязательном порядке заменять прокладку под помпу

Выход вала помпы оборудуется сальником, способным к уплотнению, благодаря своей конструкции. Он состоит из резинового рукава и уплотнительной шайбы. Сальник обеспечивает необходимую герметизацию изделия.


Сальник помпы не должен пропускать в насос воздух, обеспечивая её полную герметичность

Устройство обладает прочным корпусом из сплава металлов, а также специальными петлями, которые обеспечивают надлежащее крепление к силовому агрегату.


Популярная модель водяного насоса для «Газели» без электромуфты

Признаки неисправности помпы

Помпа является довольно надёжным механизмом, однако нередки случаи её внезапного выхода из строя. Чтобы избежать этого, необходимо знать основные признаки, указывающие на возможную поломку этого компонента.

К таковым относятся:

  • быстрый перегрев двигателя, который происходит по причине неисправности самого водяного насоса, его крыльчатки либо привода;
  • наличие посторонних шумовых эффектов в районе крепления помпы, несвойственных правильной работе мотора;
  • недостаточная интенсивность циркуляции ОЖ по системе охлаждения, которая выражается в быстром увеличении температуры жидкости;
  • чрезмерный износ подшипников, определяемый наличием существенного люфта вала;
  • течь из корпуса водяной помпы, указывающая на неисправность сальника.

Ремонт мотонасоса признан специалистами нецелесообразным. Его конструктивные особенности исключают проведение качественных самостоятельных ремонтных мероприятий, поэтому рекомендуется менять этот компонент в сборе.

Особенностью конструкции водяного насоса, применяемого на отдельных двигателях автомашин «Газель» (ЗМЗ 405 и других модификациях), является то, что помпа собрана в едином узле с электромуфтой, осуществляющей своевременное включение вентилятора охлаждения радиатора. Замена помпы на новую деталь производится в комплекте с электромуфтой.


Современная модель водяного насоса на двигатель ЗМЗ 405 идеально подходит для автомобилей «Газель»

Маркировка отдельных моделей водяных насосов, собранных в едином механическом узле с электромуфтой, имеет следующий вид:

  1. Идентификационный №4063–1307007–20 (помпа, используемая в автомашинах «Газель», которые оснащаются силовыми агрегатами модели 40524 Е3).
  2. Идентификационный №4063–1307010–10 (помпа для «Газелей» с мотором ЗМЗ 405).

В иных случаях с модификациями двигателей (4216, 406, 421, 402) применяются помпы, в конструкциях которых не предусмотрена электромуфта. Данный компонент монтируется отдельно от водяного насоса.


Помпа на двигатель 4216 устанавливается на новейших автомобилях «Газель-бизнес»

Видео: признаки неисправной помпы «Газели»

Расположение водяного насоса на авто

Насос работает синхронно с мотором машины. Для обеспечения вращения вала помпы с крыльчаткой шкив принимает энергию вращательного движения посредством ремённой передачи со шкива коленчатого вала.


Водяной насос размещается в передней верхней части двигателя «Газели»

Это оптимальное решение для эффективной работы помпы двигателя.

Узлы системы ОЖ

Как ДВС ЗМЗ 402, так и система охлаждения, имеют достаточно простую конструкцию, что позволят владельцам транспортного средства без труда производить ремонтно-восстановительные операции своими руками. Рассмотрим, каждый элемент узла охлаждения по отдельности, его характеристики и неисправности.

Термостат

Термостат — деталь системы охлаждения, которая обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по малому или большому кругу. При прогреве силового агрегата деталь находится в закрытом состоянии, но когда температура ОЖ достигает 50-60 градусов Цельсия, термостат открывается на большой круг, который идёт через радиатор, где и происходит охлаждение.

Основной неисправностью, с которой стыкаются все автомобилисты — заклинивание термостата в закрытом виде. Это довольно не плохо в зимний период эксплуатации транспортного средства, но не хорошо, когда автомобильный силовой агрегат начинает перегреваться. В случае если заклинивание происходит в открытом состоянии, то мотор будет достаточно долго греться. Единственный выход в данном случае — замена детали на новую.

Водяной насос

Водяной насос или помпа — деталь двигателя, которая обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по системе. Водяной насос ЗМЗ 402 имеет разборную основу, и в случае поломки некоторые детали можно сменить отдельно. Обычно, при проведении капитального ремонта движка, водяной насос разбирается, и меняются следующие детали: вал с подшипниками, крыльчатка, шкив и сальник.

Радиатор и вентилятор

На Волги и Газели устанавливали 3-х рядный радиатор медного изготовления. Его ресурс достаточно большой, но так, как автомобилям уже по 30 лет, то деталь не выдерживает. Именно в этом элементе охлаждается охлаждающая жидкость. Основной неисправностью является коррозия металла, которая приводит к течи.

Вентилятор на ЗМЗ 402 работает принудительно, поэтому охлаждение идёт постоянное. Крепится деталь на шкив коленчатого вала. Это не совсем удобно, поскольку двигатель нагревается достаточно долго.

Элементы отопления

В элементы отопителя салона входят — радиатор отопителя, вентилятор отопителя и патрубки. При помощи горячей ОЖ, которая течёт через радиатор, отапливается салон автомобиля. Данная система работает в зимней период, а вот в летнее время — подача жидкости перекрывается.

Патрубки и водяная рубашка

Водяная рубашка охлаждения находится непосредственно в самом блоке цилиндров и головке. Так, протекающая жидкость через водяные каналы мотора поглощает тепло и выводится, чтобы охлаждаться в радиаторе. Существует два типа неисправности этой системы — забивание сторонними предметами каналов и коррозия, при эксплуатации на воде или некачественном тосоле.

Самое страшное, что может в данном случае произойти — это попадание ОЖ в цилиндры мотора, что может привести к гидроудару. Коррозия водяной рубашки обнаруживается при проведении капитального ремонта силового агрегата.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: