Функциональный прицеп – хотя и не предмет первой необходимости для владельца легкового автомобиля, но зачастую он становится палочкой-выручалочкой, когда нужно перевести сыпучий груз на дачу, доставить до водоема катер или лодку, снегоход и т. д. Не вдаваясь в исторические подробности появления этого «довеска» к транспортному средству, сразу отметим, что сегодня есть вполне систематизированные представления о том, какие сцепные устройства хуже или лучше, насколько они подходят для конкретной машины, исходя из ее мощности. Кроме того, есть целый перечень конструкционных особенностей, от которых зависит выбор прицепа.
Классификация
При ранжировании прицепов для легковых авто в первую очередь учитывается их грузоподъемность: легкими считаются те, у которых собственный вес плюс масса груза (снаряженная масса) составляет до 750 кг; все устройства, у которых этот показатель больше, являются тяжелыми, и они обязательно должны иметь собственную тормозную систему, не зависимую от самого «тягача», т. е. автомобиля.
Помимо этого, прицепы подразделяются на:
универсальные грузовые – они приспособлены для транспортировки самых разных видов грузов, а потому наиболее распространены;
специального назначения, которые также разделяются на подвиды в зависимости от своей функции:
прицепы-дома – их стоимость определяется уровнем комфорта, а название говорит само за себя;
для транспортировки моторизованной техники (катера, лодки, квадроцикла и пр.);
туристические, на которых в дальних походах перевозится багаж и все, что необходимо для комфортного отдыха в живописных местах.
Также существует целый ряд специализированных сцепных устройств, которые работают совместно с грузовыми автомобилями – цистерны, для перевозки сыпучих, опасных грузов и т. д. Их мы рассматривать не будем, ибо такие транспортные средства частными лицами практически не используются.
Как подобрать прицеп для легкового автомобиля по габаритам
Потребности дачника, приобретающего прицеп для перевозки грузов, и бизнесмена, выбирающего прицеп как альтернативу коммерческому автомобилю, разительно отличаются. В первом случае можно выбрать прицеп для легкового автомобиля как небольшого, так и среднего размера, помещающийся в гараж, во втором — вместительный автоприцеп, не уступающий по объему «Газели». Собственно, по этой причине, судя по отзывам, выбор желательно начинать с анализа потребностей — что именно будет перевозиться и как часто. Производители предлагают широкий ассортимент автоприцепов, отличающихся габаритами и ценой.
Составляющие конструкции
Перед тем, как выбрать прицеп для легкового автомобиля, нужно хотя бы в общих чертах изучить, из каких базовых элементов он состоит. Такой подход поможет определить возможности предмета покупки и позволит не переплачивать за дополнительный функционал.
Кузов.
Понятно, что у домика на колесах (трейлера, кемпера, автодачи) кузовные панели формируют подобие небольшого жилища, только без всем привычной скатной крыши. Однако это еще не все: такие прицепы могут быть дополнительно утеплены и оснащены усиленной рамой, а также иметь конструкционные элементы, позволяющие удобно разместить внутри встраиваемую бытовую технику. У транспортных средств классической компоновки, в зависимости от их стоимости, добавляются регулировочные лебедки – они помогают надежнее закреплять груз – крыша из стеклопластика, дополнительные борта, увеличивающие объем перевозимых предметов или материалов.
Подвеска.
Она может быть одно- или двухосной (со спаренной осью). Во втором варианте расстояние между осями составляет менее метра. Далее подвески подразделяются на несколько типов.
Первая – зависимая, главным достоинством которой считается конструкция, которая предоставляет возможность вывешивания одной оси, что зачастую спасает транспортное средство от «посадки» на днище. Такие прицепы прекрасно справляются с бездорожьем, однако при прохождении поворотов, особенно на высокой скорости, они склонны к опрокидыванию. В свою очередь, они делятся на несколько подвидов:
пружинная, состоящая из балки и установленной на ней пружин. Помимо этого, по бокам, для улучшения плавности хода, имеется пара амортизаторов. Пружинная подвеска отличается «мягкостью», что негативно влияет на долговечность транспортного средства. Уже через 4, максимум 5 лет, из-за постоянной работы под нагрузкой, пружины теряют свои демпфирующие свойства, они проседают, а у прицепа, помимо уменьшения массы перевозимого груза, теряется плавность;
рессорная во многом повторяет пружинную с той лишь разницей, что вместо пружин используются рессоры. Данная подвеска конструкционно очень схожа с той, которая применяется на грузовых машинах, поэтому имеет и соответствующие плюсы – простота в сочетании с надежностью, повышенная грузоподъемность. К недостаткам рессорного варианта относят снижение плавности при преодолении препятствий – неровностей дороги, выбоин и пр.
Второй тип подвески – независимая, которая по сравнению с зависимой более устойчива на поворотах. Кроме того, она куда успешнее нивелирует неровности дороги. Причем реакция на эти неровности очень быстрая. Есть три подвида независимой подвески:
рычажно-пружинная, способствующая повышенной устойчивости на поворотах и плавности хода. Рычаги, на которых крепятся пружины с амортизаторы, могут быть установлены как поперечно, так и продольно ходу движения;
резино-жгутовая, представляющая собой трубу, закрепленную продольно. В нее вставлены резиновые амортизаторы и ось для пары колес, а на концах оси смонтированы рычаги, на которые непосредственно и крепятся колеса. Такой вариант отличается мягкостью и плавностью хода, однако существуют значительные ограничения по грузоподъемности. Кроме того, мост у резино-жгутовой независимой подвески не обслуживаемый, и в случае его износа приходится устанавливать новый;
торсионная, по своим ходовым качествам сходная с резино-жгутовой. Конструкция состоит из торсиона, прикрепленного к кузову, с рычагами на концах с установленными амортизаторами. Это достаточно удачная компоновка, однако есть и серьезный недостаток: поскольку торсион постоянно подвергается нагрузке на кручение, он просто ломается. А замена главного элемента такой подвески – удовольствие дорогое.
Исходя из описания, на вопрос как выбрать прицеп для легкового авто с учетом подвески, однозначного ответа нет – у каждого типа и подвида имеются и положительные, и отрицательные стороны.
ТОП-10 лучших прицепов
При выборе прицепа для легкового автомобиля следует учитывать огромное количество параметров: технические характеристики транспортного средства, его стоимость и даже отзывы владельцев. Эта работа утомительная и требует много времени, поэтому мы сделали ее за вас. Ниже вы сможете ознакомиться с рейтингом лучших прицепов, который поможет вам быстро сделать выбор.
Кремень 1,65х1,3
Простой, но весьма надежный прицеп, который отлично справляется со своей основной задачей – перевозкой бытовых грузов. Модель имеет одну ось, а борта и днище сделаны из оцинкованной стали. Благодаря этому транспортное средство можно использовать много лет и не опасаться коррозии.
На модели установлена рессорная подвеска ALKO, которая обеспечивает плавный ход даже во время поездки по грунтовым или проселочным дорогам. Для прикрепления к автомобилю есть специальное V-образное крепление.
Плюсы
- борта не подвержены коррозии, так как изготовлены из качественной оцинкованной стали;
- качественная подвеска обеспечивает ровный ход, высокую маневренность и бережную перевозку грузов;
- компактные габариты позволяют хранить прицеп в обычном гараже.
Минусы
- в комплекте нет тента для защиты грузов от атмосферных осадков.
Цена: от 26 000 рублей.
Кремень 1,65х1,3
Цинк-Мастер 2,х1,30
Еще одна простая функциональная и недорогая модель прицепа, которая отлично подойдет для всех владельцев легковых автомобилей. Борта транспортного средства изготовлены из нержавеющей стали, днище – из ламинированной фанеры, устойчивой к воздействию влаги. Благодаря такой конструкции вы можете не опасаться, что через несколько лет устройство сломается и станет непригодным для эксплуатации.
Конструкция оснащена надежной рессорной подвеской ALKO c гидравлическим амортизатором, который обеспечивает ровный ход транспортного средства. Удобную загрузку и выгрузку обеспечивает открывающийся задний борт.
Плюсы
- в комплекте предоставляется тент;
- прочные и надежные борта из нержавеющей стали;
- благодаря качественным рессорам прицеп двигается плавно.
Минусы
- на поворотах транспортное средство иногда заносит.
Цена: от 32 000 рублей.
Цинк-Мастер 2,х1,30
Креон 1800
Надежный стальной прицеп с металлическим днищем и прочным V-образным креплением. Конструкция окрашена порошковой краской, которая устойчива к неблагоприятным факторам окружающей среды.
В конструкции предусмотрена одна ось и две пары колес с прочной подвеской рессорного типа. Задний борт прицепа открывается, что обеспечивает удобство погрузочно-разгрузочных работ. Прицеп способен перевозить примерно 550 кг бытовых грузов.
Плюсы
- компактные габариты позволяют хранить прицеп в небольшом гараже;
- есть место для крепления дополнительного колесика;
- достаточно высокие борта;
- в комплекте предоставляется непромокаемый тент.
Минусы
- прицеп не предназначен для крепления к высокому фаркопу;
- металлические детали со временем ржавеют.
Цена: от 33 000 рублей.
Креон 1800
Кремень 2,5х1,3
Если вам нужен вместительный прицеп для перевозки бытовых грузов, то эта модель отлично справится с поставленной задачей. Благодаря внушительным габаритам кузова и оптимальной высоте бортов, вы можете не беспокоиться, что товар выпадет во время движения.
Для крепления к легковому автомобилю предусмотрено треугольное дышло, а качественная рессорная подвеска ALKO гарантирует мягкое перемещение. Кроме того, у транспортного средства всего одна ось, что обеспечивает его маневренность.
Плюсы
- высокая маневренность;
- отличная вместимость;
- борта изготовлены из качественной нержавеющей стали.
Минусы
- подвеску нужно регулярно смазывать;
- укрывной тент придется покупать дополнительно;
- из-за больших габаритов прицепа придется предусмотреть отдельное место для его хранения.
Цена: от 40 000 рублей.
Кремень 2,5х1,3
Фаворит 2,56х1,4
Еще один прицеп с одной осью, который отлично подойдет для путешествий, поездки на природу или перевозки бытовых грузов. Модель отличается достаточно большой высотой бортов и хорошими габаритами.
Кроме того, борта изготовлены из нержавеющей стали устойчивой к коррозии, а для дополнительной защиты груза от атмосферных осадков в комплекте предусмотрен тент.
Плюсы
- высокие борта и вместительное внутреннее пространство;
- хорошая грузоподъемность;
- плавный ход за счет надежной подвески.
Минусы
- при слишком интенсивной эксплуатации подвеска может начать греметь.
Цена: от 48 000 рублей.
Фаворит 2,56х1,4
ССЕ-7132-11
Двухосная модель прицепа с достаточно высокими оцинкованными бортами. Отличительная особенность – повышенный комфорт загрузки за счет того, что боковые борта являются съемными, а передний и задний откидываются при необходимости.
Днище прицепа изготовлено из водонепроницаемой фанеры, что обеспечивает длительную эксплуатацию транспортного средства. Кроме того, крепление к машине можно регулировать по высоте, а поскольку прицеп является двухосным, то его грузоподъемность существенно выше предыдущих моделей.
Плюсы
- высококачественные материалы бортов и днища;
- повышенная грузоподъемность;
- дополнительные поворотные устройства обеспечивают повышенную маневренность;
- предусмотрена функция крепления дополнительного колеса.
Минусы
- тент нужно покупать отдельно, так как он не входит в комплект;
- низкая маневренность при полной загрузке.
Цена: от 75 000 рублей.
ССЕ-7132-11
Трейлер 3,5х1,5 (двухосный)
Прицеп данной модели предназначен не столько для перевозки бытовых грузов, сколько для транспортировки габаритных предметов и небольшой техники. Высокая грузоподъемность транспортного средства обеспечивается двумя осями и 4 колесами (размер резины – R15 или R16).
Борта из оцинкованной стали отличаются высокой прочностью, а крепление прицепа к легковому автомобилю можно регулировать. Передний и задний борт можно полностью снять, а боковые при необходимости откидываются.
Плюсы
- отличная грузоподъемность (до 1500 кг) при сохранении плавности хода;
- устойчивые к коррозии материалы;
- регулировка высоты крепления;
- в комплекте предоставляется тент.
Минусы
- низкая маневренность.
Цена: от 90 000 рублей.
Трейлер 3,5х1,5 (двухосный)
«7169» Стандарт 2,5
Пожалуй, это самая популярная модель прицепа для легковых автомобилей, причем не только из-за своей демократичной стоимости, но и по ряду других причин. Несмотря на небольшую массу (всего 750 кг), транспортное средство позволяет перевозить достаточно габаритные грузы.
Прицеп способен вместить до 800 кг, но при этом за счет качественной рессоры и подвески сохранит маневренность. Единственный недостаток – конструкция не предполагает наличие собственного тормоза.
Плюсы
- качественные борта из нержавеющей стали;
- достаточно высокая грузоподъемность для бытового использования;
- в комплекте предоставляется тент.
Минусы
- нет собственных тормозов.
Цена: от 31 900 рублей.
«7169» Стандарт 2,5
ЛАВ 81014
В отличие от предыдущих моделей, этот прицеп сложно назвать подходящим для перевозки бытовых грузов. Его конструкция была специально разработана для транспортировки лодок, мотоциклов, квадроциклов и другой аналогичной техники.
Грузоподъемность составляет 800 кг, причем боковые борта (высота 4 метра) с легкостью откидываются. Преимущество модели также в том, что в комплекте к ней предоставляется запасное колесо и тент для защиты груза от атмосферных осадков.
Плюсы
- хорошая маневренность;
- высокая грузоподъемность;
- материалы не подвергаются воздействию коррозии;
- расширенная комплектация (есть тент и запасное колесо).
Минусы
- подходит только для перевозки небольшой техники.
Цена: от 91 000 рублей.
ЛАВ 81014
МЗСА 821121.202
Еще один узкоспециализированный прицеп, основная функция – перевозить лодки и катера. Такая специализация напрямую отражается на конструкции модели: в ней предусмотрены специальные петли и подножки для надежного крепления груза.
Расположение осей регулируется, чтобы владелец мог равномерно распределить вес лодки. Кроме того, прицеп оснащен тремя тормозными системами, а грузоподъемность одной оси составляет 1300 кг.
Плюсы
- высокое качество сборки;
- функция регулировки оси для равномерно распределения веса;
- качественный материалы устойчивы к коррозии.
Минусы
- очень габаритный;
- предназначен исключительно для транспортировки лодок и катеров.
Цена: от 134 000 рублей.
МЗСА 821121.202
Ходовая часть
Прагматичные производители при выборе колес для прицепов не стали изобретать велосипед и взяли за основу уже имеющиеся типоразмеры шин. В данном случае 13-14 дюймов. Соответственно, размерность дисков, ступиц и подшипников та же. Поэтому для российских прицепов прекрасно подходят детали ходовой части даже от советских «Москвичей» и «Жигулей».
Что касается шин, то к ним требования те же, что и непосредственно к самому автомобилю: рисунок протектора по высоте не должен быть менее 1,6 мм, также запрещена установка радиальных покрышек совместно с диагональными или колес с разными рисунками протектора.
Сколько в среднем весит легковой прицеп
Большое количество производителей и марок прицепов порой затрудняют выбор даже опытных водителей, не говоря о новичках.
Одной из самых важных задач, которую должен решить для себя каждый покупатель прицепа, является определение его веса.
Дело в том, что этот параметр напрямую влияет на множество факторов эксплуатации, и именно о том, сколько весит легковой прицеп и как понять, стоит ли его покупать, мы и поговорим.
Сколько весит легковой прицеп и как это влияет на эксплуатацию
Сначала давайте разберемся, какая именно цифра среди всех характеристик прицепа нам нужна. Чаще всего производители указывают 3 основных параметра, которые касаются веса:
- грузоподъемность — максимум груза, который можно перевозить в прицепе;
- снаряженная масса — вес пустого прицепа со всем оборудованием;
- полная масса — разрешенный максимум, который высчитывается по формуле «снаряженная масса прицепа + грузоподъемность».
Таким образом, для определения веса самого прицепа нужен параметр «снаряженная масса». Однако, если вы будете выбирать только по нему, то можете легко совершить распространенную среди покупателей прицепов ошибку.
Дело в том, что на прицепы весом более 750 кг нужна дополнительная категория «Е» в водительских правах. И считаются эти 750 кг по параметру «полная масса». Поэтому если у вас нет категории «Е» и вы не горите желанием ее оформлять, учтите, что масса прицепа вместе с грузом не должна превышать 750 кг.
Итак, при выборе прицепа прежде всего определитесь, какие грузы вы планируете возить, узнайте их массу и, исходя из этой цифры, подбирайте прицеп. Например, вы планируете перевозить картошку партиями по 400 кг. Считаем: 750 — 400 = 350 кг. Таким образом, снаряженная масса прицепа должна быть 350 кг или менее при грузоподъемности 400 кг.
К счастью, современные прицепы очень технологичны, поэтому имеют невысокую снаряженную массу (в среднем от 200 кг) при большой грузоподъемности, что позволит вам взять вариант «с запасом». Теперь вы знаете, как определить, сколько весит легковой прицеп и на что влияет этот параметр, а значит, готовы выбрать его самостоятельно или помочь советом другу.
Тормозная система
Поскольку увеличение массы связки автомобиль-прицеп неизбежно влечет повышенную нагрузку на тормозную систему транспортного средства, прицепы с грузоподъемностью свыше 750 кг оснащаются автономной системой торможения. Это позволяет беречь ту же систему в машине, сохранять ее эффективность и эксплуатационный ресурс.
Принцип работы основной тормозной системы прицепа основан на том, что в случае притормаживания машины, он упирается в фаркоп, создавая давление. Одновременно через специальный поршень это усилие передается на рычаг и трос, который вытягивается. В итоге происходит развод тормозных колодок, и предмет буксировки тоже замедляет ход. То есть, конструкция очень проста, но достаточно эффективна для безопасного передвижения. Другой вопрос, что при езде задним ходом поршень блокируется, и фактически тормозная система деактивируется.
Поскольку груженый прицеп, стоящий под наклоном на горке, способен стянуть вниз сам автомобиль, сцепное устройство оборудуется стояночным тормозом. Обычно он связан с основной системой торможения – то есть, принцип работы тоже основан на разводе колодок – с той лишь разницей, что для включения стояночного тормоза нужно потянуть за рычаг. Наконец, в аварийных случаях, когда сцепка нарушается, может задействоваться и аварийный тормоз, представляющий собой элементарный страховочный трос – он просто натягивается, и движение замедляется.
Дополнительное оборудование
Список конструкционных деталей, которыми могут дополнительно оснащаться современные прицепы для легковых авто, очень велик. Причем он постоянно расширяется. Особенно это правило касается домов на колесах, для которых производители изобретают все новые и новые удобства. Однако есть опции, распространяющиеся и на другие виды сцепных устройств.
Самосвальный механизм, позволяющий после закатки прицепа на какую-либо платформу без особых усилий освобождать его от сыпучих материалов.
Дополнительные борта – ими могут быть оборудованы как универсальные, так и специальные виды транспортных средств. Наращивание бортов дает возможность увеличивать массу перевозимых грузов, и эта опция очень востребована для коммерческой деятельности.
Подкатное колесо, выполняющее функцию домкрата при перемещении тяжелого прицепа в условиях дефицита пространства. Благодаря этому виду дополнительного оборудования с прицепом успешно справляется даже один человек.
Ложементы – без них транспортировку катеров и моторных лодок трудно себе представить. Причем у прицепов-водников также имеется лебедка, ролики и опоры, которые облегчают погрузку-выгрузку и гарантируют надежную фиксацию предмета перевозки.
Дуги и тенты. Что касается тентов, то они могут крепиться затяжным ремнем (веревкой) либо стальным тросом. Иногда – брезентовым ремнем, для которого в бортах имеются специальные отверстия. Кроме того, в дорогих и профессиональных трейлерах предусмотрено использование высокопрочной ткани с пропиткой, не позволяющей дождю или талому снегу проникать во внутреннее пространство прицепа. Наконец, пусть и очень редко, специализированные сцепные устройства оборудуются пластиковым куполом с замками, предохраняющие груз от краж.
Удлинитель дышла – он обязательно требуется в тех случаях, когда нужно перевести длинномерный груз. Однако длина такого дополнительного оборудования не беспредельна, она ограничивается 5 метрами.
Виды, классы и критерии выбора
Согласно основной классификации, все прицепы делятся на две большие группы по области использования: обычные бортовые и специальные.
Первая группа – это самые обычные прицепы со стационарными или откидными бортами. Кроме того, их конструкция может быть самосвальной, а в комплекте предоставляется тент. Такие устройства предназначены для перевозки обычных грузов, не требующих специальной разгрузки (бытовая техника, инструменты, строительные материалы и прочее).
Группа специальных прицепов более обширная и включает такие модели:
- Конструкции для перевозки специальной техники. Они укомплектованы устройствами для погрузки и разгрузки снегоходов, мотоциклов, квадроциклов, лодок и другой аналогичной техники. Как правило, такие прицепы имеют прямоугольную форму, а задний борт откидывается.
- Для транспортировки животных. Вы наверняка видели такие прицепы, хотя наибольшей популярностью они пользуются среди фермеров. В них можно перевозить лошадей, крупный рогатый скот или домашнюю птицу, так как внутри созданы все условия для комфортной перевозки питомца.
- Дома на колесах. Абсолютно уникальная группа прицепов, которая пользуется огромной популярностью за рубежом, особенно в США. Внешне конструкция представляет собой обычную будку, но внутри есть все необходимое для комфортной жизни во время путешествия (спальное место, туалет, кухонная зона, а в продвинутых моделях – душ).
Отдельную категорию составляют прицепы-цистерны, фургоны и другие схожие конструкции, предназначенные для перевозки специальных пищевых и непищевых продуктов. Среди обычных потребителей такие модели не востребованы.
Рассмотрев все возможные виды прицепов, следует остановиться на критериях, которые необходимо учитывать при подборе модели.
Справка! Планируя купить прицеп, лучше сразу определить именно те характеристики, которые важны для вас. К примеру, для поездок на дачу или на природу подойдет самая простая модель, а вот владельцам фермерских хозяйств или заводчикам лучше остановить свой выбор на специальных конструкциях для перевозки животных.
Несмотря на то, что каждый владелец легкового автомобиля подбирает прицеп по индивидуальным параметрам, существует ряд универсальных критериев:
- Технические характеристики: обращайте внимание на массу прицепа с максимальным грузом. Этот показатель не должен быть выше веса, разрешенного для буксировки вашей легковой машиной.
- Габариты и грузоподъемность: в данном случае все зависит от того, какие грузы вы собираетесь перевозить, поэтому эта характеристика определяется сугубо индивидуально.
- Подвеска: подбор прицепа по этому показателю также во многом зависит от того, в каких условиях вы собираетесь его использовать. К примеру, жесткая подвеска обладает большей грузоподъемностью, а мягкая – бережнее перевозит грузы, даже если запланирована поездка по плохой проселочной дороге.
- Комплектация: еще один важный показатель для комфортного использования устройства. Желательно, чтобы прицеп был укомплектован тентом для защиты груза от осадков, системой торможения и фиксаторами бортов.
- Материал бортов: несмотря на то, что большинство прицепов выпускаются с железными окрашенными бортами, лучше отдавать предпочтение моделям из оцинкованной стали, так как они гораздо меньше подвержены коррозии.
При подборе модели учитывайте, что вам может потребоваться ремонт прицепа, поэтому лучше отдавать предпочтение продукции производителей, запчасти которых есть в свободной продаже на рынке.