Этапы диагностики двигателя: от чего зависит последовательность работ

Этапы диагностики двигателя: от чего зависит последовательность работ

11.05.2019

(Нет голосов)

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Зачем нужна диагностика двигателя автомобиля
  • Когда следует проводить диагностику двигателя
  • Каковы основные этапы диагностики двигателя автомобиля
  • Во сколько обойдется такая работа

Двигатель – это механизм, который превращает энергию какого-либо топлива в механическую. Основным узлом автомобиля, определяющим его важнейшие характеристики, является именно ДВС. Увы, но даже у заботливого хозяина с мотором автомобиля рано или поздно возникают какие-либо проблемы. Очень важно вовремя локализовать неисправность, для чего существуют определенные этапы диагностики двигателя.

Зачем нужна диагностика двигателя автомобиля

Автомобильный двигатель устроен достаточно сложно, поэтому его надежная работа возможна только в случае качественного ухода и обслуживания. Убедиться в исправности всех узлов и агрегатов мотора можно только с помощью его диагностики, которую проводят в несколько этапов. Также это нужно делать в целях профилактики через определенные интервалы, отсчитываемые либо календарно, либо пробегом машины.

Психология большинства людей такова, что обращаются они за медицинским обследованием только в случае серьезных проблем. Очень часто случается, что для результативного лечения заболевания уже слишком поздно. На мелкие недомогания – покалывание, легкую боль – стараются не обращать внимания и ждут, пока само пройдет. Однако такие симптомы могут быть свидетельством серьезных процессов, происходящих в организме. И только полное обследование может дать развернутую картину состояния здоровья человека.

Зачем нужна диагностика двигателя автомобиля

Аналогично и силовой агрегат авто постепенно изнашивается, только сообщить об этом своему хозяину не может. Современные машины снабжены развитыми устройствами самодиагностики. Вся информация о состоянии автомобиля доступна на дисплее бортового компьютера. Однако такими системами комплектуются в основном дорогостоящие автомобили. Также пользователю выводится далеко не вся собираемая самодиагностикой информация. Основная масса владельцев бюджетных автомобилей вынуждены проводить диагностику мотора самостоятельно. Состоит она из ряда этапов, каждый из которых важен для оценки ситуации.

Рекомендуем

«Восстановление автомобиля после ДТП: этапы, выбор СТО, нюансы» Подробнее

Когда и как часто следует проводить диагностику двигателя

Не стоит недооценивать влияние мелких неисправностей на работу двигателя – уже на этапе их появления надо принимать меры. Если не обращать на них внимание, то очень скоро придется столкнуться с ремонтом силового агрегата. Ремонт этого узла – дорогое удовольствие. Перечислим признаки, при которых обязательно нужно провести диагностику мотора:

  • Существенно вырос расход топлива. Тип топлива не имеет значения.
  • Приходится часто и много доливать масло.
  • Весомый повод для тревоги – падение мощности автомобиля.
  • Возникают трудности с переключением передач, включение происходит рывками.
  • Появление необычных звуков при старте двигателя.

Благодаря диагностике можно узнать, какой объем ремонта мотора предстоит и какова будет его стоимость. Для дизельных автомобилей необходимо диагностировать работу двигателя раз в полгода. Кроме того, нужно проводить специальную подготовку машины к зимнему и летнему сезонам. Профессиональные автомеханики советуют делать диагностику ДВС не только при подозрении на неисправности, но и регулярно в целях профилактики. Часто таким методом удается предупредить серьезные поломки силового агрегата.

Основные этапы диагностики двигателя автомобиля

Диагностика мотора – процесс, включающий не один этап. Однако пренебрегать каждым из шагов не стоит, поскольку все они очень важны для понимания ситуации. Перечислим эти этапы:

  1. Проверить наличие следов рабочих жидкостей.
  2. Одной из самых часто встречающихся проблем является утечка рабочих составов. Работа ДВС немыслима без машинного масла. Именно поэтому на этом этапе в первую очередь обращают внимание на следы масла на моторе. Наличие масляных подтеков на двигателе свидетельствует о его негерметичности. Определив масштаб и причины масляных пятен, производят необходимый ремонт.

  3. Проверить масло.
  4. Следующий этап – контроль уровня и качества моторного масла. Если уровень недостаточный, то, вполне возможно, мотор имеет весомые проблемы. Иногда неисправность устраняется заменой уплотнителей, но случается и более серьезный ремонт.

  5. Проверить работу мотора на посторонние шумы.
  6. Исправный силовой агрегат во время работы не издает лишних шумов. Если работа или запуск мотора сопровождается необычными звуками, то без помощи профессионалов уже не обойтись. Этап можно назвать слуховой диагностикой.

    Проверить работу мотора на посторонние шумы

    Посторонние звуки, издаваемые работающим двигателем, указывают на износ или повреждение его отдельных деталей.

  7. Осуществить проверку вибрации.
  8. Современные двигатели работают тихо, без лишних рывков и вибраций. Если ДВС вдруг начал вибрировать во время работы, вероятнее всего, проблема в одном из цилиндров. Некоторые более серьезные повреждения моторов тоже сопровождаются скачками вибрации. При возникновении таких симптомов необходимо прибегнуть к компьютерной диагностике агрегата.

  9. Проверить подушки крепления.
  10. Крепление двигателя играет огромную роль. Оно гасит вибрации агрегата, помогает синхронизировать его работу с коробкой передач. Следует поэтапно проверить надежность и целостность каждой подушки крепления мотора. Только исправные крепления могут обеспечить работу машины в номинальном режиме.

  11. Проверить выхлопную систему.
  12. Надежная работа двигателя невозможна без правильного отвода выхлопных газов. При нарушении целостности системы выхлопа мотор не только теряет мощность, но и значительно повышается концентрация вредных веществ в выхлопных газах, так что этот этап важен еще и с точки зрения влияния на окружающую среду.

  13. Проверить систему питания.
  14. Быстрота пуска двигателя зависит от качества зарядки аккумуляторной батареи. Полнота и скорость зарядки батареи напрямую связаны с исправностью генератора. На этапе диагностики системы электропитания двигателя обязательно нужно проконтролировать степень натяжения и состояние ремня привода генератора. Также важно проверить систему зажигания.

Если диагностика показала наличие вышеперечисленных неисправностей, нужно провести углубленное изучение проблемы до выяснения первопричин. Одним из этапов такого обследования должна быть компьютерная диагностика, она особенно очень помогает в случае приобретения автомобиля. В результате такой процедуры можно сэкономить время и финансы на обслуживание машины.

Рекомендуем

«Как обманывают в автосервисе и что можно предпринять для своей защиты» Подробнее

Диагност: требования к кандидату

Основные требования к кандидату в автодиагносты:

  • желание, возможность и способность к самообучению
  • начальные, а лучше средние (в идеале — глубокие) знания теории ДВС
  • умение разбираться в электрооборудовании, свободно читать электрические схемы
  • умение пользоваться компьютером, электронными базами и справочной литературой, диагностическими приборами и оборудованием

Приветствуются знания электроники и навыки пайки.

Не последнее место занимает развитое чувство интуиции.

Нужно четко представлять себе специфику диагностики двигателя: в автомобиле, где все взаимосвязано, нельзя ограничить себя чем-то одним, подчас многие неисправности напрямую не связаны с cистемой впрыска. Диагност должен на «отлично» знать мотор изнутри, быть хорошим автоэлектриком, знать системы впрыска как современные, так и более ранних версий.

Диагносту важно правильно скомплектовать свое рабочее место. Конечно, все и сразу приобрести довольно тяжело, но хотя бы основные приборы будут нужны обязательно.

Методы проведения диагностики двигателя

Перечень применяемых инструментов и методик при диагностике силовых агрегатов весьма велик. Каждая методика состоит из строго последовательного набора этапов. Некоторые из них доступны для самостоятельного использования, другие же доступны только в профессиональных автомастерских. Перечислим основные способы диагностики двигателя.

1. Визуальная диагностика

Некоторые проблемы видны невооруженным глазом. Осмотрев двигатель, уже можно сделать определенные выводы о его состоянии.

Визуальная диагностика

Самые распространенные примеры:

  • Пятна и подтеки масла указывают на износ прокладки, слабое крепление крышки клапанов, а также могут быть следствием более серьезных проблем.
  • У бензиновых двигателей сильная вибрация, троение двигателя иногда свидетельствует о неисправности свечей зажигания. Свечи выкручивают и осматривают. Наличие нагара на свече позволяет с высокой долей вероятности определить виновника проблемы.
  • Механические повреждения датчиков и обрыв их проводов можно обнаружить при визуальном осмотре подкапотного пространства автомобиля.

Таким образом, визуальный осмотр двигателя есть первейший и самый доступный этап его диагностики. Такой способ еще называют безразборной проверкой. Также работу двигателя проверяют на слух – не должно быть посторонних стуков, скрежета и других шумов. Если необычные звуки сопровождают работу ДВС, то это чревато как минимум регулировкой зазоров клапанов, а в особо запущенных случаях может вылиться в проведение капитального ремонта мотора.

2. Самодиагностика системы

Автомобили, выпускаемые в настоящее время, имеют развитые системы диагностики. Данные системы предоставляют данные обо всех ошибках блока электронного управления. Анализ этих сбоев позволяет определить состояние двигателя. Ошибки выводятся на экран бортовой компьютерной системы или зашифрованы с помощью последовательности миганий индикатора Check Engine.

Каждый производитель автомобилей по-своему организует доступ к системе самодиагностики двигателя. В одном случае нужно соединить между собой определенные контакты диагностического разьема OBDII и проехаться, в другом произвести повороты ключа зажигания в несколько этапов и нажатие педалей. Такая информация по конкретной модели автомобиля доступна на различных тематических форумах в сети Интернет.

3. Компьютерная диагностика

Этап компьютерной диагностики требует наличия специального сканера. Данный девайс опрашивает ЭБУ и считывает все ошибки двигателя, которые когда-либо были зафиксированы. Такие сканеры могут еще определить настоящий пробег машины, если скрутка километража произведена дилетантом. Опытные специалисты знают все нюансы фиксации пробега в каждом конкретном авто и проведут отмотку километров так, что обнаружить это не сможет уже никто.

Компьютерная диагностика

Торговая сеть сегодня предлагает большой выбор сканеров. При ограниченном бюджете можно вполне найти недорогую модель. Она позволит выполнить хорошую диагностику двигателя. Но некоторые проблемы такие сканеры все же не могут обнаружить.

Более дорогие и качественные автосканеры снабжены функцией мотор-тестера. С помощью данной опции производится диагностика мотора в разных режимах работы, что позволяет выполнить более тонкий и всесторонний анализ.

На некоторых этапах диагностики применяются также автомобильные осциллографы. Эти приборы, например осциллограф Постоловского, позволяют проверить сигналы с различных датчиков и по их форме вскрыть возможные неисправности двигателя.

4. Диагностика с помощью специальных инструментов

Инструментальную диагностику двигателя можно выполнить самостоятельно. Для этого необходимо наличие следующих приборов:

  • Стробоскоп. Дает возможность проверять и корректировать углы опережения зажигания.
  • Компрессометр. Помогает определить значение компрессии в каждом цилиндре.
  • Эндоскоп. Этот инструмент дает возможность заглянуть в места, скрытые от глаз. Таким образом облегчается безразборная диагностика мотора и других узлов и агрегатов машины.
  • Микрометры и щупы, предназначенные для определения зазора клапанов.
Рекомендуем

«Проверка компрессии двигателя: почему она так важна? » Подробнее

Внешний осмотр, проверка механической части и общие сведения о монтаже электрических машин

При внешнем осмотре проверяются; а) соответствие проекту и механизму паспортных данных машины; б) наличие всех деталей; в) чистота поверхности обмоток, деталей и корпуса; г) состояние изоляции обмоток и их выводов; д) в машинах постоянного тока состояние коллектора, щеткодержателей и щеток; в машинах с токосъемными кольцами состояние колец, щеток, механизма, замыкающего накоротко кольца; е) правильность внутренних соединений обмоток (по возможности) с составлением для крупных машин исполнительных схем.
Проверку механической части машин обычно производит монтажный персонал; желательно, чтобы наладчики электроприводов приняли участие в этих работах и уделили внимание следующим вопросам. 1) При подшипниках скольжения с кольцевой смазкой следует убедиться в наличии на валу колец, отсутствии на них вмятин или заусенцев и в свободном их движении. Разъемные кольца должны быть сочленены без каких-либо смещений, а головки скрепляющих винтов утоплены ниже поверхности колец. В подшипниках с дисковой смазкой необходимо проверить свободную посадку скребка и чистоту лабиринтов для стока масла. Следует проверить наличие и уровень масла в подшипниках, выяснить его сорт. Необходимо проверить состояние уплотнений, препятствующих вытеканию масла из подшипников.

Одновременно с проворачиванием искусственно создается осевой разбег вала и проверяется, не возникают ли при этом задевания между вентилятором и крышкой, между щетками асинхронных двигателей и фазными изоляционными дисками, петушками якоря машины и поводками щеток, а также заклинивание смазочных колец и т. п. Величина осевого разбега при подшипниках скольжения, в зависимости от конструкции и величины машины составляет обычно 1—4 мм.

Центровка электрической машины с приводом и электрических машин между собой заметно влияет на износ оборудования, плохая центровка в ряде случаев приводит к пульсациям токов и моментов электродвигатели. В связи с усложнением систем управления электроприводов, требующим специализации в области авторегулирования, персонал пусконаладочных организаций и электролабораторий крупных заводов обычно уделяет мало внимания изучению конструкций электрических машин и не участвует в проверке их монтажа. По мнению автора, недостаточное внимание к данным вопросам является существенным пробелом в практике наладочных работ. Опыт развития электроприводов показывает, что решение многих технических проблем зарождалось в ходе наладочных работ и базировалось иа согласовании конструкций, систем управления и вопросов монтажа. Качество контроля механической части практически зависит от эрудиции наладчика, но все технические отчеты о наладке электроприводов должны содержать также сведения о выполненных монтажных работах. Каждый наладчик должен знать основную литературу по методике заводских испытаний, по ремонту и монтажу электрических машин [Л. 3, 5, 6, 10—42, 17].

Ниже приведен перечень основных монтажных работ и рассмотрены отдельные вопросы, подлежащие контролю:

Следует изучить пользование штангенциркулям и, малыми и большими (клиновыми) щупами, микрометрами, микрометрическими штихтмассами, динамометрами, виброметрами и другими приспособлениями и инструментами. В ходе монтажа до установки якорей (роторов) следует проверить изоляцию у изолируемых подшипниковых стоек. Изолирующие листы стоек и прокладки крепящих болтов во избежание образования токопроводящих дорожек должны выступать на 5—10 мм от краев металлических деталей. Данные измерений изоляции отмечаются в протоколе. Нагрев подшипников скольжения зависит от прилегания поверхности вала и нижних вкладышей, а также от зазоров под верхним вкладышем. Для обеспечения нормального «всплывания» вращающегося вала на масляной пленке считается необходимым, чтобы его шейка соприкасалась с баббитом по дуге в 60—90° и при этом не менее чем в двух точках на каждом квадратном сантиметре. Подгонка вкладышей производится на заводе-изготовителе путем шабровки поверхности баббита. В процессе монтажа после центровки валов нередко приходится выполнять доводку поверхности вкладышей. Контроль соприкосновения поверхностей производят с помощью краски, наносимой на вал, а затем по следам сухого трения (при проворачивании вала выступающие места поверхности сухого баббита начинают блестеть). Для нормального поступления масла под вращающийся вал между верхним вкладышем и шейкой вала должен быть очень маленький зазор. У подшипников с кольцевой смазкой этот зазор должен составлять 0,15—0,08% от диаметра вала; с увеличением диаметра относительная величина зазора уменьшается. В системах с принудительной смазкой зазор составляет 0,2—0,3%. В некоторых конструкциях подшипников величина зазора мало влияет «а качество смазки и его величина лимитируется только допустимым поднятием вала. При этом повышенные зазоры достаточно выправить напайкой отдельных пластинок— поясков баббита. Контроль величины зазора производится путем оттисков кусочков свинца, имеющих первоначальную толщину 1—1,5 мм. Свинец мягче баббита и при пробном зажатии крышки подшипника не повреждает поверхность вкладыша.


Рис. 1-19. Угловое смещение осей.

Угловое смещение осей γ (рис. 1-19) вызывает значительно меньшие пульсации скорости [Л. 22]; эти пульсации имеют двойную частоту, не зависят от размеров соединительных муфт и в упрощенной форме их амплитуда выражается зависимостью:

(1-13) Таблица 1-2 дает представление о фактических оборотных пульсациях, вызываемых угловым смещением осей γ. Из таблицы видно, что угловое смещение валов на 2° и даже на 4° не вызывает больших оборотных пульсаций скорости. Поэтому указанное в справочниках (для полужестких муфт) допустимое угловое смещение на 1° является слишком жестким. Таблица 1-2


Оборотные пульсации скорости ведомого вала Δηоб, %, при угловом смещении осей на угол γ

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: