Диагностику автомобиля можно провести практически в каждом автосервисе, единственный вопрос остается лишь о качестве проведенной диагностике. Ежедневно мир автомобильных производителей развивается ускоренными темпами, появляются новых технологии, идеи, материалы, расширяется модельный ряд и появляются новые функции для комфортного вождения. Все эти нововведения также нуждаются в обслуживании и качественном оборудовании для диагностики. В связи с этим, также расширяются возможности автосервисов и оборудования для диагностики автомобиля. Современный автосервис обязан идти в ногу со временем и модернизировать свою работу и оборудование для предоставления качественных услуг по ремонту и диагностике автомобилей.
Одним из самых динамично развивающихся секторов автопрома является разработка новых двигателей и их систем управления. Скорость, приемистость, экономичность, простота управления – все эти качества современных двигателей, оснащенных новейшими системами управления, могут вызывать у автомобилиста только самые положительные эмоции. Но со временем, владельцы сталкиваются с проблемой обслуживания таких аппаратов и тут можно лишь сетовать на то, что еще не придумали двигатель, не требующий обслуживания вовсе.
Производители также стараются максимально упростить систему обслуживания, процедура мены масел и фильтров сильно упростилась, но основные сложности возникают при появлении отказов в системе управления двигателей и старые проверенные способы уже не работают в современных автомобилях.
Для того, чтобы заткнуть эту образовавшуюся брешь в автомобильном сервисе, на автосервисах появилась новая специальность – диагностика систем управления двигателей. С появлением этой специальности, которой стали активно обучаться мотористы и карбюраторщики, перед руководителями автосервисов остро встал вопрос оснащения рабочих мест для диагностики инжекторных двигателей. Если автосервисы в составе крупных фирм, имеющих дилерские соглашения с различными производителями, могут предварительно обучить свой персонал в заводских учебных центрах, то мелкие автосервисы зачастую вынуждены начинать это дело с чистого листа.
Во-первых, все оборудование для диагностики двигателей автомобилей можно разделить на несколько групп, каждая из которых выполняет свой круг задач.
- Сканеры блоков управления двигателями
Эта группа оборудования для диагностики представляет собой набор устройств, предназначенных для установления связи с блоками управления автомобилей, чтение и стирание ошибок, чтение текущих значений датчиков и внутренних параметров системы управления, проверка работоспособности исполнительных устройств, адаптация системы управления при замене отдельных агрегатов автомобиля или при капитальном ремонте двигателя.
По мнению большинства автосервисов, занимающихся диагностикой автомобиля, закупать различные профессиональные диагностические сканеры не целесообразно, поэтому обычно в сервисах присутствуют несколько полупрофессиональных, но универсальных сканеров для диагностики автомобилей различных марок с достаточно широким спектром возможностей оценки данных, а недостаток информации посредством данных сканеров компенсируется использованием другого оборудования для диагностики автомобиля.
- Измерительные приборы
Эта группа оборудования как раз компенсирует функциональные недостатки диагностических сканеров и перепроверяет их работу для получения более точных показателей датчиков бортового компьютера
- Тестеры исполнительных устройств и узлов двигателя
Для получения более точных данных при диагностике автомобиля помимо перечисленного оборудования, автосервисы также используют профильные устройства. Расскажем об основных.
Измерители давления
В этой группе приборов, один представитель которой – компрессометр — давно любим всеми автосервисами, есть существенное прибавление. В первую очередь, это тестер давления топлива, которого не было в автосервисах, рассчитанных на ремонт карбюраторных автомобилей.
Также приобрели большую популярность тестер утечек клапанно-поршневой группы, позволяющий более точно в сравнении с компрессометром определить место и характер нарушения герметичности камеры сгорания, вакууметр, позволяющий оценить правильность работы впускной системы двигателя, и тестер противодавления катализатора, позволяющий оценить пропускную способность катализатора.
Специализированные автомобильные тестеры. При ремонте контактных систем зажигания специализированный автомобильный тестер часто был достаточен для поиска отказов в этой системе. При преобладании электронных систем зажигания его возможности для их диагностики явно недостаточны, на первый план выходят автомобильные осциллографы и мотор-тестеры, обладающие по сравнению с ним гораздо большими возможностями.
Зачем нужна диагностика автомобиля?
Если проблемы с подвеской, тормозами и электроникой видны сразу, то проблемы с двигателем даже при их обнаружении не всегда распознаются правильно для оценки будущих трат на восстановление двигателя.
Есть очевидные проблемы, например, разрыв шланга радиатора или обгоревший провод зажигания. Зачастую это не проблема. А вот более серьезные поломки мотора определяются как правило только при его эксплуатации.
Многие считают, что правильный метод диагностики заключается в том, чтобы просто заменить все самое очевидное и самое часто ломающееся.
Хотя этот метод в конечном итоге эффективен, но он очень дорогостоящий, трудоемкий и требует квалифицированного механика.
Другим аспектом диагностики является то, что следует определить фактическую поломку, где помощниками могут выступать датчики и электронные системы. Тем не менее профессионалы рекомендуют начать поиск проблемы с того чтобы продумать план действий.
Следует собрать информацию, возможно, что где-то проводился недавно ремонт. Возможно проблемы появляются по истечении определенного времени работы мотора и при определенных температурах, рабочих нагрузках, частоте вращения двигателя и т. д.
Возможно другая система вызывает проблему с мотором, например, генератор переменного тока – всё это следует учесть, проверить и исключить заблаговременно.
На несколько минут загляните под капот и изучите двигатель, думая о проблеме, это может привести к более квалифицированной диагностике и возможно поможет быстро выявить причину проблемы.
Даже самый лучший и самый опытный диагност может быть сбит с толку серией проблем если принимает самые простые решения. Наилучшие результаты обычно достигаются при тщательном и аналитическом подходе.
Другая распространенная ошибка — не обращать внимание на фактические значения и показатели просто считать, что двигатель работает правильно.Зачастую игнорируются проблемы с давлением топлива и электричкой.
Тестовый индикатор является хорошим инструментом при правильном использовании, но он не заменяет вольтметр. Точно так же, только потому, что в карбюраторе или системе EFI есть бензин, идущий к нему, не означает, что давление нужное.
Искусство диагностики — это навык, который приобретается со временем. Используйте свой и чужой опыт для обучения. Когда вы обнаружите проблему с вашим собственным автомобилем, не просто будьте удовлетворены тем, что он, наконец, исправлен.
Определите, где вы ошиблись в своей диагностике, изучите деталь или схему, чтобы лучше понимать, как эксплуатировать и ремонтировать авто в следующий раз.
Лучшие специалисты по диагностике используют уроки, извлечённые из своего и чужого опыта, чтобы помочь решить проблему.
Стробоскопы
Хотя установка зажигания в большинстве инжекторных двигателей невозможна, но проверочные значения для систем зажигания все равно существуют и своевременное определение несоответствия расчетного и реального углов опережения зажигания часто помогает определить характер неисправности при диагностике автомобиля. Но для проверки угла опережения зажигания в инжекторных двигателях необходимо использовать стробоскопы, оборудованные регулировкой задержки вспышки, так как эти двигатели обычно не имеют отдельной метки для установки опережения зажигания.
Общая часть
Первое — внешний осмотр. Его легко провести, даже не обладая особой квалификацией. Иногда неисправность таится в мелочах и легко устранима.
Осмотру подлежат:
- электропроводка автомобиля в комплексе: целостность проводов, состыкованность разъёмов, предохранители, реле, датчики, — их работоспособность и контакты (они могут быть просто окислены;
- система трубопроводов отопительной, газоотводной и тормозной систем (возможны прорывы вследствие механического воздействия или изношенности, а также недостаточная затянутость фиксирующих гаек и хомутов);
- крепления основных узлов подвески двигателя и ходовой системы (ослабленность тех или иных креплений может быть источником постороннего шума;
- масло, фильтры масляной, топливной и воздушной систем (загрязнённость — частая причина перебоев в работе двигателя и даже выхода его из строя).
В том случае, если внешний осмотр выявил какие-либо дефекты, они были устранены, но это не привело к улучшению первоначальной ситуации, проводится техническая диагностика двигателя.
Оснастка
Здесь вам понадобится компьютер. Любой средний пользователь, имеющий соответствующий аппарат, вполне сможет протестировать двигательную систему автомобиля (ДВС) своими руками. Условия лишь два: желание и компьютер (ПК, ноутбук, смартфон или планшет) с соответствующими программами и адаптерами. Причём, следует сразу решить — какой вам удобнее способ для исследования своего автомобиля: 1. Дистанционный (через Bluetooth, Wi-Fi) — c помощью планшета или смартфона); 2. Непосредственный (в салоне машины) — посредством кабеля и ноутбука.
Выбор конкретного варианта имеет прямое отношение к дополнительной оснастке, которую придётся приобрести, помимо программы диагностики и установочных драйверов: — адаптер «K-Line» и кабель с разъёмами USB и OBD-2 — для непосредственной диагностики; — ЕML 327 – адаптер — для дистанционной диагностики через Блютуз или Wi-Fi.
И тот и другой адаптеры через ОBD-2 связаны с электронным блоком управления (ЭБУ) автомобиля. С ЭБУ и адаптер компьютер, оснащённый определённой диагностической программой, считывает необходимые параметры.
Высоковольтный разрядник
Это оборудование для диагностики позволяет проверить работу системы зажигания автомобиля на нагрузку, приближенную к реальной.
Все эти устройства могут использоваться в качестве оборудования для диагностики автомобилей различных типов и моделей, но в любом случае самым главным инструментом является живой специалист автосервиса, который, основываясь на опыте способен правильно проанализировать полученную информацию и оценить показания приборов для выводов о диагностике автомобиля и выявления причин неисправностей. Берегите свои автомобили и диагностика будет приносить только положительные новости!
Диагностика дизельного двигателя
Причин, по которым возникают проблемы с дизельными ДВС несколько: -использование низких сортов масла и топлива при заправке; -чрезмерные нагрузки на двигатель в процессе эксплуатации; -естественная изношенность двигателя; -нерегулярное техобслуживание. Для выяснения конкретных деталей проводится компьютерная диагностика двигателя
Последовательность операций:
- Создание электронной цепи: компьютер — адаптер — ЭБУ автомобиля.
- Установка на компьютер программы для диагностики и драйверов («чипов») для «прошивки» компьютера и электронного блока управления (программное совмещение устройств).
- Сканирование основных и вспомогательных узлов ДВС.
Основные узлы:
- топливная система — насос электрический основной и дополнительный (если предусмотрен в конструкции);
- система впрыска топлива: регулятор давления и дозирования топлива, перепускной клапан, форсунки;
- впускная система — приводы впускных заслонок на автономных электродвигателях, а также клапанов впуска;
- клапан перепуска, ограничивающий давление турбонаддува;
- клапан рециркуляции газов отработки,
- клапан охладителя;
- кислородный датчик;
- электродвигатели вентилятора и насоса для охлаждающей жидкости;
- свечи накаливания, ответственные за предпусковой подогрев двигателя.
Примечание: данные с ЭБУ могут сниматься дистанционно с помощью адаптера Elm 327 (через Bluetooth) или непосредственно — через кабель и К-L адаптер с разъёмами usb и obd2 для компьютера и электронного блока управления.
Набор необходимых инструментов и приборов для диагностики
Перед тем, как произвести проверку, нужно подготовить все инструменты и приборы, которые могут потребоваться в процессе. На сегодняшний день отечественный рынок предлагает потребителям большой выбор всевозможных тестирующих девайсов. Это связано с тем, что фактически каждый автомобиль компьютеризирован, поэтому можно найти не только универсальные тестеры, но и те, которые подходят под конкретную модель. Прежде чем начать проверку, вам нужно найти диагностический разъем. Его место расположения может быть разным, в зависимости от конструктивных особенностей авто, но как правило, он ставится под приборкой, в районе руля, за бардачком или в нижней части центральной консоли (автор видео — alehandro zhanzolize).
Устройства и программное обеспечение
Теперь поговорим об устройствах и ПО, необходимых для проведения диагностики.
WiFi или Bluetooth адаптеры
С помощью таких девайсов возможно беспроводное подключение, разумеется, если все будет правильно настроено. Беспроводные адаптеры позволяют не только диагностировать работоспособность автомобиля, но и производить мониторинг состояния всех показателей и параметров во время езды. Девайс следует подключить к диагностическому разъему и синхронизировать с мобильным гаджетом либо компьютером. Когда синхронизация будет завершена, запускается софт, после чего нужно следовать инструкции.
Найти такой девайс на рынке сегодня — не сложно. В продаже представлены устройства от разных производителей и в разных ценовых категориях — можно найти как оригинальные девайсы, так и дешевые китайские аналоги. Для получения более точных результатов рекомендуется покупать адаптер, предназначенный для конкретной модели машины.
С помощью Андроид
Компьютерная диагностика автомобиля своими руками может быть произведена и при помощи мобильного гаджета, функционирующего на операционной системе Андроид. Судя по отзывам автолюбителей, наиболее популярным ПО для проверки в данном случае является Torque Pro. Как утверждают пользователи, этот вариант является наиболее оптимальным, поскольку утилита обладает понятным и удобным меню (автор видео — Александр Степанов).
Через Windows Mobile или Java
Если вы используете платформы Java либо Windows Mobile, то самым подходящим вариантом для проверки считается приложение Check-Engine. Утилита позволяет не только произвести диагностику работоспособности основных узлов автомобиля, но и расшифровать полученные коды ошибок. Если автовладелец исправит проблемы, то при помощи Check-Engine можно будет даже удалить сохраненные в памяти ЭБУ коды.
Основным преимуществом утилиты является то, что во время диагностики она может подсказывать пользователю при необходимости. А если нужно, то вы всегда сможете сохранить отчет. Кроме того, есть одна полезная функция «для чайников» — все коды ошибок можно сформировать в SMS-сообщение, чтобы отправить специалисту, который скажет, что с ними делать дальше.
Видео «Как выбрать сканер для диагностики?»
Рекомендации касательно выбора диагностического сканера и советы от эксперта описаны на видео ниже (автор ролика — Андрей Тоскин).
Ни для кого не секрет, что мы живём в век компьютерных технологий. Развитие автомобильной промышленности привело к тому, что каждый автомобиль сейчас оборудован компьютерной системой, которая контролирует всё происходящее внутри этого сложного механизма. Именно поэтому для глубокой проверки исправности автомашины недостаточно визуального осмотра, нужна компьютерная диагностика электронного оборудования. Подобную проверку можно сделать в любом автосервисе, а при возможности даже самостоятельно, с помощью собственного персонального компьютера.
Диагностика авто через ноутбук своими руками сэкономит ваши время, нервы, деньги, даст возможность лично проверить б/у транспортное средство перед приобретением, выяснить причину горящего чека без поездки к мастеру, проконтролировать качество услуг, оказанных сервисом.
Причины для проведения компьютерной диагностики
Изучение состояния авто с помощью специальных программ нужно, когда:
- возникли проблемы любого характера, о чем сигнализирует индикатор на приборной панели;
- во время движения или торможения появляются признаки неисправности ТС;
- требуется обновить электронные системы с тем, чтобы усовершенствовать ради более эффективного использования авто.
Процедуру проводят и для профилактики негативных изменений в работе узлов, агрегатов ТС. Достаточно предоставить его для изучения специалистами раз в год. Стоит выполнить диагностику перед покупкой техники, чтобы выявить скрытые дефекты.
Рекомендуем прочитать о правильной проверке диагностической карты. Из статьи вы узнаете о том, когда нужна проверка диагностической карты, вариантах сервисов для проверки подлинности техосмотра. А здесь подробнее о полномочиях сотрудников технадзора ГИБДД.
Оборудование для работы
Процедура высокотехнологична, требует некоторых знаний и понимания того, как происходит, чем завершается процесс. Это изучение с помощью специальных программ состояния разных составляющих ТС, выявление ошибок в их работе, удаление погрешностей, определение причин неполадок. Если предполагается компьютерная диагностика автомобиля, оборудование используют следующее:
- Автосканер, считывающий информацию с систем машины. Компактный прибор выявляет коды ошибок в блоках управления, «чистит» их, отражает текущие сведения о работе, задает спецтесты.
- Компьютер, планшет, смартфон или ноутбук, на котором установлено ПО для анализа сведений, полученных с помощью предыдущего гаджета. Их расшифровывают специалисты, вынося вердикт об имеющихся проблемах.
- Кабели, переходники, USB-шнуры, с помощью которых происходит взаимодействие диагностических элементов и анализируемых систем машины. Их втыкают в имеющиеся на приборной панели и оборудовании разъемы.
Сканеры подбирают с учетом марки и модели авто, но многие из них подходят для диагностики нескольких типов ТС (универсальные – типа OBD2). Среди программ для компьютера популярны:
- «Uniscan», созданная для иномарок из США, Европы, Японии, Кореи до 2001 г. изготовления;
- «Vagcom», «Vag Tool», подходящие для диагностики немецких, чешских авто («Фольксваген», «Ауди», «Шкода»);
- «Мотор-Тест», применяемый для машин отечественного производства.
Смотрите в этом видео о том, что необходимо для компьютерной диагностики автомобиля:
Когда следует проводить диагностику авто через ноутбук
Диагностика автомобиля с помощью ноутбука — обязательное условие безопасного, комфортного пользования транспортным средством. Вовремя не обнаруженные неполадки с электроникой могут привести к поломке в самый неподходящий момент. Неисправность небольшого датчика визуально не будет заметна, однако машина откажется заводиться или заглохнет. Профилактическая проверка поможет избежать таких ситуаций.
Ваш автомобиль требует проверки в случаи обнаружения следующих признаков:
- Колеса изнашиваются неравномерно, при движении слышны посторонние звуки, ощущается неправильная работа системы АБС – в этом случае необходимо проверить подвеску.
- Увеличение расхода бензина, снизилась мощность двигателя, скачут обороты – не обойтись без проверки инжектора.
- С трудом переключаются скоростные режимы, имеется пробуксовка, машина дергается – следует протестировать трансмиссию.
Программа распознает коды неисправностей ЭБУ, проанализирует работу регулирующих датчиков.