Замена масла в двигателе: как часто менять масло, экспресс замена, как поменять масло


В любом двигателе автомобиля используется несколько рабочих жидкостей, которые выполняют определенные задачи. Одной из таких жидкостей является масло.

Смазка выполняет в силовой установке несколько функций:

  1. снижает трение между составными элементами двигателя;
  2. отводит от них тепло;
  3. а также омывает части двигателя, за счет чего убирает с рабочих поверхностей сор и продукты износа, от чего напрямую зависит ресурс мотора.

Масло – достаточно сложная по составу жидкость, состоящая из минеральной или синтетической основы, их смеси (так называемые полусинтетические масла), а также пакета присадок, придающих смазочному материалу определенные свойства.

При работе масло постепенно вырабатывает ресурс и утрачивает свойства. А поскольку эта жидкость играет важную роль, то требуется периодическая ее замена.

Официальные дилеры, проводящее техническое обслуживание по гарантии, выполняют замену масла при каждом ТО, прописанном в регламенте.

Но не у всех автомобиль обслуживаются на официальных СТО, поэтому автовладельцам приходится самостоятельно следить за состоянием двигателя и менять масло после определенного периода эксплуатации авто.

Для чего необходимо менять масло?

Как бы банально не звучал вопрос замены масла в двигателе, у доброй трети автолюбителей-новичков он вызывает затруднение. Попробуем разобраться, для чего производится замена масла в двигателе.


Моторное масло

Основная функция, которую выполняет любая моторная жидкость, — это, конечно же, защита работающих механизмов от преждевременного износа. Обволакивая всю поверхность задействованных деталей, масло снижает силу трения между ними. Такая функция позволяет повысить ресурс мотора и продлить его срок службы.

Ежедневная эксплуатация автомобиля вызывает постоянные перепады температур внутри двигательной системы. Масло «смягчает» данный эффект, не позволяя рабочим механизмам перегреваться или перемерзать, но само оно со временем теряет свои свойства. Жидкость начинает терять вязкость, ухудшается ее структура, нагар и копоть, образующиеся в процессе работы двигателя, загрязняют ее состав. В результате, ГСМ уже не помогает автомобилю, а, наоборот, медленно выводит его из строя. Старое масло не сможет обеспечивать должного уровня антикоррозийной и износостойкой защиты, кроме того, большое содержание загрязнений и отложений на механизмах двигателя попросту затруднят их работу. Вот почему так важно вовремя производить смену моторной жидкости.

Как часто менять тормозную жидкость

Основная беда тормозной жидкости — ее гигроскопичность — т.е. способность впитывать влагу. Чем больше тормозная жидкость поглощает в себя влаги, тем меньше ее температура кипения, а для тормозной жидкости это не маловажный показатель.

Поэтому тормозную жидкость рекомендуют менять раз в два года или же каждые 30-40000 км. Если Вы проехали такое расстояние, но сомневаетесь, нужно ли менять жидкость или же она ещё немножко походит, то для таких случаев есть специальные приборчики, которые анализируют состав жидкости и «говорят», нужна замена или нет.

И раз уж мы затронули тему тормозов, то ещё пару слов о тормозных колодках.

Несвоевременная замена масла: опасно ли?

Однократное нарушение периодичности замены масла в двигателе (в разумных пределах) может пройти незаметно для автомобиля. Но это не значит, что последующее повторение ситуации не приведет к серьезным результатам. В большинстве случаев, несоблюдение интервала между сменами масляных жидкостей вызывает:


Замена моторного масла

  • формирование большого количества загрязнений и отложений. Устаревающие компоненты масляной жидкости постепенно начинают разрушаться и оставлять после себя непереработанные продукты сгорания. В результате, мотор теряет былую мощность, а содержание вредных примесей в выхлопных газах увеличивается.
  • износ деталей. Масло со временем теряет свою вязкость и начинает вытекать из двигателя через прокладки и сальники. «Беззащитные» детали работающего агрегата начинают тереться друг об друга с большой силой, повышать температуру внутри рабочей зоны и деформировать все прилегающие конструктивные элементы.

На заметку! Некоторые категории масел не теряют, а, наоборот, увеличивают свою вязкость со временем. Данный факт объясняется чрезмерным процессом окисления и нарушением полимеризации присадок, ввиду неправильного подбора автомасла. Высокая густота может значительно затруднять запуск мотора, препятствовать эффективной циркуляции масла, а также привести к отказу всей двигательной системы.

  • выход из строя турбокомпрессора (если имеется) и ротора. Переработавшее свой срок масло губительно влияет на состояние вала компрессора и подшипников. При длительной эксплуатации в «некомфортных условиях» на них появляются сильные царапины и трещины, что значительно снижает их ресурс. Также, имеющая в своем составе большое количество вредных примесей и отложений жидкость засоряет каналы смазки компрессорного агрегата, в результате чего может возникнуть его заклинивание.

Описанные выше проблемы составляют далеко не полный перечень возможных неполадок с устаревшим маслом. Все случаи индивидуальны, но имеют одно главное сходство – несвоевременная замена масла чревата дорогостоящим ремонтом.

Универсальные советы по замене масла: самостоятельном или на СТО

Универсальные советы по замене масла

Не важно, где вы собрались поменять масло: в небольшом автосервисе или дилерском центре, придерживайтесь следующих рекомендаций, чтобы замена смазки прошла правильно, а ваш автомобиль работал исправно.

  1. Подбирайте подходящую смазку. Моторное масло должно соответствовать допускам, лучше выбирать ту смазку, которую рекомендует автопроизводитель. При покупке обращайте внимание не только на густоту масла.
  2. Не проводите слишком часто экспресс-замены. В этом случае в моторе останется достаточно большое количество старого масла, поэтому лучше выбирать стандартную процедуру замены, когда отработанная жидкость полностью сливается. Чередуйте эти два способа, уменьшив интервал замены.
  3. Чем чаще вы будете сливать старое масло, тем лучше. Даже самый дорогой масляный фильтр не способен защитить от микрочастичек пыли и грязи. А топливный фильтр не справится с примесями, содержащимися в горючем.
  4. Не используйте популярные присадки и добавки для моторного масла. Помните, что действие присадок быстро заканчивается.
  5. Периодически проверяйте уровень смазки, используя щуп. Если ее количество будет недостаточным, произойдет масляное голодание ДВС, в результате мотор износится. Уровень смазки не должен превышать максимальную отметку, так как в этом случае мотор также не будет работать исправно.
  6. Приобретайте масла только в проверенных магазинах. Если смазка окажется контрафактной, ее свойства не будут соответствовать требованиям автопроизводителя, в итоге ДВС выйдет из строя. Оригинальную продукцию можно приобрести на фирменных автозаправочных станциях либо в автомагазине, реализующем высококачественные масла. Выбирайте смазку в канистрах из металла.

Обязательно ли менять масляный фильтр?

Для чего нужна замена масла в двигателе разобрались, но почему она должна сопровождаться сменой фильтра? На первый взгляд может показаться, что данная прихоть — не что иное, как маркетинговое решение для обеспечения большего объема выручки. Но это не так.


Масляной фильтр

Правильная замена масла в двигателе предполагает смену фильтра. Двигатель — это центр машины, ее сердце. Он подвержен серьезным перегрузкам, без которых «жизнедеятельность» автомобиля попросту невозможна. В момент температурных «скачков» на двигателе образуется незначительное количество копоти, которая может стать причиной серьезного ремонта. Масло убирает эту копоть, защищая мотор от загрязнений. Но где оседает эта грязь? В фильтре.

Прокачиваемое через фильтр масло очищается и снова принимается за «уборку» нагара. Но если масляный фильтр отслужил свой срок и сильно загрязнен, то вредные примеси перестают оседать в безопасной зоне, а накапливаются в самой смазочной пленке. В итоге, масло быстро устаревает, а двигательная система скоротечно изнашивается.

Проверить состояние старого фильтра невозможно, и оценить его загрязненность можно только после снятия. Даже если его визуальный осмотр дает основания полагать, что он находится в рабочем состоянии, ставить его обратно нельзя. Представим на секунду, что вы решили дать фильтру второй шанс и вкрутили его обратно. Засорившись, предположим, через пару тысяч километров пробега (вы об этом и не узнаете), фильтр перестанет собирать грязь, а начнет ухудшать свежезалитое масло. В результате, полезные свойства дорогостоящего смазочного материала мгновенно улетучатся, сменившись серьезными сбоями в работе двигателя.

Опираясь на вышеуказанные факты, ответ на поставленный вопрос становится очевидным: менять фильтр надо при каждой замене масла.

Где и как можно поменять масло в автомобиле

Где и как можно поменять масло в автомобиле

Где можно поменять масло и как это сделать правильно? Существует множество способов, далее рассмотрим плюсы и минусы каждого из них. Также разберем, какой метод рекомендуется в зависимости от модели автомобиля, а какой лучше вообще не использовать.

  • Если просто удалить смазку через сливное отверстие, то в двигателе останется примерно 10 % отработанной жидкости. Поэтому данный легкий и бюджетный метод является недостаточно эффективным.
  • Также можно добавить в ДВС промывочное средство, однако тогда стоимость замены возрастет, при этом в двигателе останется небольшое количество промывки, в результате свойства новой смазки изменятся в худшую сторону.
  • Если залить промывочное средство за 150–200 км пробега до планируемой замены смазки, то езда на автомобиле не будет безопасной. В течение этого времени необходимо с осторожностью эксплуатировать авто, поскольку промывка не предназначена для повышенных нагрузок. Кроме того, вы будете вынуждены повторно посетить СТО.
  • Промыть ДВС можно, залив в него специальное масло для очищения двигателя, однако жидкость будет слита не полностью. Специалисты считают данный способ наиболее предпочтительным, поскольку отработанная промывочная смазка не изменит свойства нового масла.
  • В случае, когда двигатель не новый и сильно загрязнился, менять смазку придется дважды: прежде всего заливают новую смазку, спустя 200–300 км спокойной езды ее сливают. После этого нужно добавить новое масло. Этот способ достаточно дорогой, но позволяет сохранить ДВС в рабочем состоянии.
  • Старую смазку можно откачать через горловину щупа, однако в этом случае не получится полностью удалить отработанную жидкость. Масло останется на горизонтальных поверхностях, в каналах, между насосом и фильтром. Если вы выбрали данный способ замены, не обязательно поднимать автомобиль, устанавливать новую сливную пробку, демонтировать защиту днища. Но это только в том случае, когда масляный фильтр можно достать и открутить сверху.
  • Не так давно был придуман новый метод, с помощью которого можно заменить смазку. Сначала нужно сделать пневмоочистку, заполнить ДВС новым маслом. Конечно, не получится удалить 100 % отработанной жидкости, однако данный способ подходит, если на авто установлен неразборный масляный фильтр.

Использовать вышеописанные способы (все, за исключением первого) не рекомендуется, если машина новая и в ДВС заливалась смазка, которую рекомендует производитель. Применение полумер, например пятиминутки, оправданно лишь для того, чтобы успокоить себя. Если же вы приобрели подержанный автомобиль, следует полностью промыть мотор либо слить и залить смазку дважды.

Частота замены моторной жидкости


Проверка уровня масла

Как часто менять масло в двигателе сказать невозможно. Периодичность замены масла в двигателе для каждого автомобиля уникальна. И устанавливают ее производители транспортного средства. Периодичность замены масла в двигателе определяется не только на основании пробега, но и по временной шкале.

Возьмем, к примеру, магистральное и городское вождение. Ориентироваться только на пробег будет неправильно: по трассе вы «накатаете» — 10-15 тысяч км за более короткий период, нежели проедете это же расстояние в условиях городских пробок. Временная шкала позволяет предотвращать устаревание масла и вовремя производить его замену.

Кстати, стоит заметить, что чем чаще вы льете под капот новую смазочную жидкость, тем лучше себя «чувствует» автомобиль. К сожалению, ввиду затратности процедуры позволить ее могут не все автолюбители. Установите себе за правило менять жидкость не реже раза в год.

Важно! Если вы пользуетесь автомобилем ежедневно, не экономьте на его обслуживании и строго соблюдайте рекомендации производителя.

Многие автолюбители заблуждаются, думая, что если авто не эксплуатировалось длительное время, то замена масла не нужна. Даже если ваше транспортное средство простояло всю зиму в гараже с новым (как вам казалось) маслом под капотом, сменить его придется. Дело в том, что, если мотор длительное время не заводился, в нем образуется конденсат, который, попадая в рабочую смесь, повышает кислотность среды. Такие мероприятия способствуют быстрому разрушению конструктивных элементов.


Слив моторного масла

Задуматься о замене масла можно и после покупки поддержанного автомобиля. Продавцы наверняка будут утверждать, что произвели техническое обслуживание мотора «буквально на прошлой неделе», но рисковать не нужно. После слива старой жидкости обязательно промойте всю систему. Не лишним будет поинтересоваться у прошлого владельца о фирме и маркировке масла, которое до вас заливалось под капот.

Как часто менять антифриз

Не важно, используете Вы тосол или же антифриз, в любом случае его необходимо менять. Современные жидкости для охлаждения двигателя содержат в своем составе так же ряд определенных присадок, которые улучшают ее основные свойства. А именно температуру замерзания и температуру закипания, теплоотдачу, увеличивают стойкость к пенообразованию и так далее. И, естественно, со временем эти все свойства ухудшаются. И поэтому ОЖ нужно периодически менять.

Зачастую, время замены производитель указывает на самой канистра. В среднем это 3 года или около 60 тысяч км пробега.

Но также, помимо этого, Вам не помешает знать пару моментов, которые наглядно помогут определить состояние ОЖ. Первое, на что следует обратить внимание — цвет. Цвет жидкости в расширительном бачке должен быть практически таким же, как и цвет новой жидкости в канистре. Если жидкость помутнела, стала более темной, то это первый сигнал к тому, что пора задуматься о замене жидкости.

Второй момент — измерение плотности жидкости. Плотность напрямую указывает на концентрацию этиленгликоля в ОЖ и, как следствие, на её температуру замерзания. Чем выше плотность, тем ниже температура замерзания. Плотность современных жидкостей колеблется от 1.034 до 1.112 г/см³. Плотность Вашей ОЖ Вы можете посмотреть на канистре. Если, при измерении, плотность старой жидкости будет отличаться на от новой, то ее лучше заменить на новую.

Какие факторы влияют на частоту замены?

Периодичность замены масла в двигателе напрямую зависит от следующих факторов:

  • состояния автомобиля. Ваш автомобиль не так давно сошел с конвейера и находится на стадии обкатки? Значит, первая его замена будет произведена в срок, оговоренный производителем. Т.е. примерно в 3-5 тысяч километров пробега. До первого технического обслуживания следует воздержаться от агрессивного стиля вождения (резких стартов, торможений, чрезмерного нажатия на педаль газа). Все, что необходимо автомобилю в период обкатки – это бережное переключение передач, плавное нажатие на педали и полный отказ от спортивной езды.
  • стиля вождения. «Выжимая» из автомобиля всю мощь, на которую он способен, вы выжимаете все полезные свойства из масла, которое с бешеной скоростью циркулирует внутри мотора. Чем отрывистее и резче ваши манеры вождения, тем быстрее ресурс ГСМ уменьшается. Т.е. любителям «горячего старта» придется чаще производить замену моторного масла. В противном случае, они рискуют остаться «без колес».


Схема изучения этикетки автомасла

  • качества топлива. От качества бензина или дизеля, заливаемого в топливный бак, также зависит состояние масла. Низкокачественная смесь плохо прогорает, оставляя после себя большое количество отложений, которые в итоге примешиваются к смазывающей жидкости и засоряют двигатель. Заливать дешевое топливо на сомнительных заправочных станциях запрещено.
  • химической основы жидкости. Частота замены масла также зависит от его химической основы. Низкокачественная минералка нуждается в замене каждые 5-7 тысяч километров пробега, полусинтетика должна обновляться каждые 8-9 тысяч километров, синтетика – 10-15. Такие рамки устанавливаются производителями не в целях обеспечения себе гарантированной выручки, а с целью сохранения работоспособности всей двигательной системы. Чем больше в масле натуральных ингредиентов (как, например, в минералке), тем быстрее они теряют свои потребительские свойства.
  • сезонности. Если вы – сторонник сезонных масел, то следить за их сменой нужно с особой внимательностью, ибо покататься на летней смазке в суровых низкотемпературных условиях не удастся (двигатель попросту не сможет завестись).
  • рекомендаций производителя. Пренебрегать требованиями производителя транспортного средства не стоит, ведь указанный в сервисной книжке интервал замены масла устанавливался не наобум, а рассчитывался по результатам многоэтапных испытаний.

Интервалы замены

Многие интересуются, с каким интервалом должна осуществляться замена масла. Но даже сегодня нельзя дать на этот вопрос убедительного ответа. Всё определяется манерой езды, способом эксплуатации машины, климатическими условиями, а также маркой машины и масла.

Единственным что может подсказать интервал замены, это сервисная книжка, в которой указывается ресурс. Но эти показатели являются условными, так не учитываются внешние факторы, приводящие к снижению срока эксплуатации жидкости. Среди них можно отметить долгий простой или редкую эксплуатацию машины.

Порядок замены масла в двигателе


Синтетическое моторное масло

С теоретической стороной вопроса все понятно, поэтому перейдем к практической. Процедура сама по себе не сложная, главное – запастись терпением и всеми необходимыми инструментами.

Если ваша цель – быстрая замена масла в двигателе без промывки, значит, следует руководствоваться следующей последовательностью действий:

  • Ставим автомобиль на ровную поверхность, обеспечивая беспрепятственный доступ к его нижней части. Идеальный вариант – это гараж с ямой. Если такого гаража нет, подойдет эстакада или помещение, оборудованное подъемными механизмами.

Важно! В двигателе автомобиля должна поддерживаться рабочая температура. Т.е. предварительно лучше погонять транспортное средство по городу в течение 30-40 минут.

  • Готовим емкость для слива. В ее роли может выступить старое ведро. Также рекомендуется заготовить канистру, куда в дальнейшем будет перелита отработанная жидкость для утилизации.
  • Снимаем защиту двигателя (при наличии). Крепится она на 3-4 болтах.
  • Откручиваем крышку маслозаливочной горловины, фильтр и вынимаем сливную пробку в нижней части транспортного средства. Для демонтажа и установки масляного фильтра целесообразно использовать специальный ключ с цепью.

На заметку! На некоторых пробках дополнительно устанавливается уплотнительное кольцо, которое рекомендуется менять при каждой замене масла в двигателе.

  • После того, как сливная крышка снята, дождитесь, пока вся старая смазка выльется. По ее состоянию вы сможете понять насколько загрязнен ваш двигатель и целесообразна ли замена смазочного материала.

Некоторые специалисты рекомендуют вымыть остатки загрязнений и нагара из двигателя, плеснув в маслозаливочную горловину пол-литра нового ГСМ.

  • Как только все моторное масло слилось, начинаем установку нового фильтра. Перед его прикручиваем рекомендуется смазать его уплотнительное кольцо. Такая манипуляция позволит обеспечить максимальный контакт фильтра с двигательной системой в месте его присоединения.
  • Закрываем сливную пробку.
  • Заливаем в горловину свежую смазку. Сколько масла вам потребуется, сказать сложно. Количество, необходимое для системы, у каждого автомобиля индивидуальное. Чаще всего оно колеблется в пределах от 3 до 5 литров. Но переливать жидкость нельзя, поэтому постоянно проверяйте его уровень масляным щупом. Масло должно быть между отметками min и max. Сразу заливать в движок требуемый объем масла не надо: сначала достигните отметки min, затем оставьте автомобиль в покое на 10-15 минут. За это время защитная пленка распределится по рабочей поверхности и займет свое привычное место. После такой процедуры долейте нужное количество жидкости, проверяя ее уровень щупом.
  • Закрутите крышку горловины и запустите двигатель. Первые несколько секунд работы мотора на приборной панели будет гореть лампочка давления масла, но затем, когда масляный насос заработает в полной мере, она отключится. Пока автомобиль работает на холостых оборотах, внимательно осмотрите места установки фильтра и пробки на предмет подтеков. Если все хорошо, то можно выезжать на дорогу. После пары десятков км рекомендуется повторно заглянуть под транспортное средство и убедиться в герметичности конструкции.

Задачи масла

Конструктивные особенности и принцип работы двигателя внутреннего сгорания приводят к тому, что детали агрегата постоянно взаимодействуют друг с другом, процесс сопровождается трением. Силы, воздействующие на механизм, постепенно изнашивают и приводят мотор в негодность. Кроме того, побочный эффект трения, сильный нагрев деталей, что приводит к физическому изменению свойств материалов, из которых состоит двигатель, а так же еще больше усугубляет протекание рабочих процессов.

Ни одна конструкция силовой установки, использующей принцип внутреннего сгорания, не обходится без смазки. Масло, это расходный материал механизма. Жидкости присущ ряд свойств, важнейшее из которых, вязкость, материал создаёт поверхностную плёнку на деталях и защищает мотор. Если бы не механизм смазки, двигатель не смог бы функционировать и соответствовать предназначению.

Синтетическое и минеральное масло:

  • Образование поверхностной защитной плёнки на внутренних деталях двигателя;
  • Защита покрываемых поверхностей двигателя от окисления;
  • Отвод примесей и шлака от трущихся поверхностей двигателя к фильтрующему элементу;
  • Отвод излишков тепла от нагретых поверхностей двигателя;
  • Герметизация соединений деталей и узлов двигателя;
  • Передача и преобразование энергии.

В современных двигателях, гидравлический компенсатор клапанов, механизм, первый выходящий из строя по вине грязного масла. Не стоит говорить о том, какую роль играет деталь в работе мотора, тем не менее, масло, основная причина выхода устройства из строя.

Экспресс-замена моторного масла в двигателе

Если традиционная способ замены масла вам не приглянулся, можно воспользоваться еще одним способом. Он носит название экспресс замена масла в двигателе. Его суть заключается в использовании автономного масляного насоса, который откачивает жидкость через отверстие щупа.

Чаще всего этим способом пользуются станции технического обслуживания. Главное отличие ручных аппаратов от профессиональных — объем откачиваемой жидкости. Ручные аппараты, как правило, имеют небольшой объем и рассчитаны на одну процедуру, профессиональные емкости вмещают до 45 литров и позволяют проводить 10-12 процедур.

Самостоятельная замена масла в двигателе при помощи автономного оборудования имеет следующие преимущества:

  • экономия времени,
  • не нужно лезть под машину,
  • легкость процедуры.

Недостатки:

  • высокий риск обламывания трубки внутри мотора,
  • невозможность полной откачки масляной жидкости.

Традиционный слив жидкости позволяет удалить ее в полном объеме, в то время как экспресс-замена такой возможности не представляет.

Как слит масло из двигателя полностью

  • О чём ты сейчас думаешь?
  • Группа: Отключенные
  • Сообщений: 7 275
  • недавно на форуме
  • Группа: Новички
  • Сообщений: 19
  • мегатеронозавр
  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 5 477

Сообщение отредактировал СЕРГЕЙ72: 17.07.2009 – 10:22

  • Ниссановод
  • Группа: Отключенные
  • Сообщений: 1 129
QUOTE
(Diman777 @ 17 июля 2009, 10:12)
Как так не слить? Поддон снял да и все
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: