Как заменить ремень ГРМ своими руками — инструкция для новичков


Газораспределительный механизм (ГРМ) синхронизирует работу поршневой группы, системы впрыска топлива и отвода продуктов сгорания. Если вы задаётесь вопросом, как поменять ГРМ, мы дадим необходимый минимум информации, которая поможет представить эту процедуру в целом. Так будет легче принять решение, стоит ли замена приводного ремня ГРМ собственных усилий, или лучше доверить эту работу специалистам.

Ремень газораспределительного механизма является наиболее ответственным и важным ременным приводом в автомобиле. Его обрыв – большая неприятность. Вам повезёт, если дело ограничится погнутыми клапанами. Поэтому ответ на вопрос, как заменить ГРМ, следует давать немедленно, как только вы заподозрите неполадки в его работе. В этом случае лучше перестраховаться, чем иметь в перспективе серьёзный ремонт.

Где находится ГРМ

Для начала напомним, где находится и как выглядит ремень ГРМ. Место его «дислокации» ‒ спереди двигателя, но не забывайте, что моторы бывают продольного и поперечного расположения. В большинстве случаев в газораспределительных механизмах используется зубчатый резиновый ремень, но в немалом числе моделей авто разных производителей для этого также используют стальную цепь.

Схема привода распределительных валов

Цилиндры двигателей могут оснащаться двумя или четырьмя клапанами с одним и двумя распределительными валами (РВ) соответственно. Кинематика газораспределительных механизмов таких моторов различается. Покажем их на примере 8- и 16-клапанных силовых агрегатов для ВАЗ 2110, 2111 и 2112.

Схема привода ГРМ

Схема с двумя валами сложнее, и в ней, помимо шкива второго РВ, добавлен опорный ролик. Это также усложняет процедуру замены ремня. Труднее всего выполнять эту операцию после обрыва или сильного растяжения ремня, когда заводские настройки ГРМ могут слететь полностью. Замена в штатном режиме не настолько сложна, чтобы не попытаться сделать её самому.

Выбор ГРМ

В России автовладельцы имеют доступ не только к отечественным ремням газораспределительного механизма, но и к иностранным.

Общий список производителей длинный, но среди них можно выделить следующие:

  • Gates. На сегодняшний день — самая популярная компания, занимающаяся производством различных запчастей, включая и ремни ГРМ.
  • Contitech. Еще один крупный производитель с крепкой репутацией. Кроме ременных приводов, эта немецкая фирма выпускает приводные механизмы, элементы пневмоподвесок и ряд других запчастей.
  • Dayco. Специализация этой итальянской фирмы — именно приводные ремни. Поэтому ее продукция отличается качеством и надежностью, которые столь важны для автомобилистов.

При этом, приобретая ремень ГРМ рекомендуется обращаться к официальным дилерам. Стоимость товара в этом случае выше, но это же можно сказать и про надежность. Купить дешевый ремень с тем, чтобы менять его через пару месяцев — не экономично.

Но даже при обращении к официальным дилерам есть два варианта:

  • Покупка ременного привода непосредственно в фирменном магазине. Там дороже, но установлена будет, вероятнее всего, оригинальная деталь, которая лучше всего подходит автомобилю.
  • Второй вариант дешевле, но требует досконального знания особенностей марки авто. Если владелец точно знает, какая фирма поставляет соответствующему авто-концерну запчасти, он может обратиться в магазины этой фирмы. Там есть возможность приобрести рабочие аналоги запчасти под другой маркой, но с теми же параметрами.

Что нужно для замены ГРМ

Ведущим звеном газораспределительного механизма является коленчатый вал. Он и задаёт темп работы ГРМ. Вращение на высокой скорости и силы трения приводят к достаточно быстрому растяжению и износу ремня. Однако решение о том, что менять при замене ГРМ, принимают после внимательного осмотра механизма.

Его проверяют на наличие люфтов в натяжном и опорном ролике, отсутствие протечек масла, определяют исправность водяной помпы, привод (шкив) которой является частью ГРМ. Поэтому при ремонте газораспределительного механизма вам может понадобиться не только ремень. Для его замены вам в обязательном порядке потребуется следующий комплект инструментов:

  • набор рожковых, торцовых и накидных гаечных ключей №№ 10, 13, 17, в том числе специальный вилочный ключ для фиксации натяжного ролика;
  • динамометрический ключ для затягивания гаек с требуемым усилием;
  • прибор для проверки натяжения ремня;
  • отвёртки;
  • домкрат.

Перед началом замены ремня ГРМ следует подготовить автомобиль. Прежде всего машину нужно зафиксировать, чтобы она не качалась взад-вперёд. Снять переднее правое колесо и защиту под ним, а также другие части, которые могут создавать вам неудобства при работе. После снятия защиты верните колесо на место. С ним удобнее всего выполнять совмещение рисок и меток на шкивах ГРМ и корпусных деталях двигателя.

«Клапана есть? А если загну?» Как правильно менять ремень ГРМ

Само собой, нам нужен новый ремень ГРМ. Владельцы автомобилей, распредвалы которых крутят цепи, сейчас пренебрежительно усмехнуться: «Фу, ремень! То менять его, то бракованный купишь. То ли дело – цепь!» Смейтесь, смейтесь, господа. Споры формата «Цепь VS Ремень» могли бы начаться ещё в Древней Греции, если бы тогда существовали автомобили. Завёрнутые в простыни очень древние греки брызгали бы слюнями в лица оппонентов и приводили десятки доводов в пользу отстаиваемых взглядов.

Но нам сейчас уже не так важно, какой привод газораспределительного механизма лучше. Если ремень есть – его надо менять (хотя замечу, что и цепь иногда менять надо, и иногда даже чаще, чем хотелось бы). Чем грозит наплевательское отношение к ремню ГРМ? В лучшем случае он просто порвётся, и автомобиль заглохнет.

В худшем – порванный ремень наворотит дел в головке блока: собьются фазы газораспределения, и клапаны внезапно останутся открытыми в тот самый момент, когда поршень поднимется в верхнюю мертвую точку. А дальше что? Правильно, клапаны погнутся и потеряют возможность двигаться в своих направляющих, обеспечивая газообмен в моторе.

Давным-давно, когда королями дорог являлись Mercedes-Benz W140 и доллар стоил даже не 30 рублей, а всего 6, в ходу были моторы с проточками в поршнях. Клапаны при «встрече» с ними оставались внутри проточек целыми и невредимыми. Но вот незадача: проточки плохо влияли на эффективность сжигания бензиновоздушной смеси, и на современных двигателях никакой «страховки» вы не увидите. Их-то, моторы последних десятилетий, мастера справедливо называют «втыковыми».

С точки зрения филологии слово сомнительное, но по факту всё так и есть – «втыком» в народе называют ту самую встречу поршней и клапанов, приводящую к загибу последних. Ремонт мотора в этом случае может стоить дорого или даже – очень дорого. В общем, вы уже поняли, хочется или нет, но ремень менять надо. Разные производители указывают немного различные сроки его эксплуатации, но в среднем эта запчасть служит 50-70 тысяч километров.

Чтоб ремень выполнял свою функцию – передавал вращение с коленвала распредвалу надлежащим образом, он должен быть правильно натянут. Натяжение обеспечивает специальный ролик, который вполне ожидаемо называется натяжным. По конструкции это обычный ролик, но со смещенным центром вращения, благодаря чему его можно двигать относительно оси вращения. Натяжной ролик следует менять одновременно с ремнём. Не надо доверять его мнимой долговечности, со временем смазка в нём стареет, он начинает греться всё больше и больше, а приводит это безобразие к его заклиниванию.

Для ремня это подобно смерти, а дальше всё по вышеозначенному плану: обрыв – загиб клапанов. Поэтому лучше не скупиться и ролик менять каждый раз при замене ремня, стоит он не так дорого, зато можно быть спокойным за привод ГРМ. Кстати, ролик необязательно покупать оригинальный, тут это понятие весьма относительное. Где-то уже с завода стоят ролики Koyo, SKF или какие-то другие изделия весьма приличных производителей. Дилер с радостью продаст комплект той же фирмы, но со своей накруткой.

Замена ремня ГРМ своими руками

Здесь мы предлагаем посмотреть фотоотчёт о том, как поменять ремень ГРМ на ВАЗ с 16-клапанным двигателем. Процедура выполняется в такой очерёдности действий:

  1. Снять ремень генератора со шкива на коленвале.

    Шаг 1-1

  2. Снять крышку защитного кожуха ГРМ.

    Шаг 2

  3. Выставить метки шкивов РВ по рискам на кожухе.

    Шаг 3

  4. Снять шкив привода генератора, ещё раз проверить и выставить метки, добавляя к этому и коленвал, после чего можно снимать натяжной ролик, а вслед за ним и ремень.

    Шаг 4

  5. Проверить состояние ремня и роликов.

    Шаг 5

  6. Установить ремень обратно.

    Шаг 6

  7. Установить натяжной ролик.

    Шаг 7

  8. Осуществить натяжение ремня.

    Шаг 8

  9. Окончательно проверить соответствие меток.

    Шаг 9-1

  10. Произвести пробный пуск двигателя и завершить сборку.

    Шаг 10

Ремень или цепь ГРМ

Многие сомневаются, что же предпочесть: цепь или ремень ГРМ? У обоих вариантов есть свои достоинства и недостатки. Рассмотрим для начала плюсы цепи:

  • более высокий ресурс;
  • высокая устойчивость к внешним повреждениям: цепь вращается в замкнутом пространстве, ей не страшны перепады температур, влага или пыль, в то время как иногда зимой случается, что порвался ремень ГРМ именно из-за быстрого нагрева-охлаждения;
  • возможность более точной регулировки: на цепи метки ГРМ можно выставить более точно, таким образом вал станет вращаться с должным усилием, клапаны станут работать точнее, не станут прогорать;
  • более качественная смазка: во время работы цепь ГРМ постоянно находится в масле, в то время как ремень работает в сухой атмосфере, что негативно сказывается на его ресурсе;
  • повышенная устойчивость к нагрузкам: цепь лучше выдерживает высокие обороты, если натяжитель работает в штатном режиме, она не станет перескакивать вперед.

установка ремня грм своими руками

Замена свечей зажигания, причины нагара, как часто менять. — здесь больше полезной информации.

К сожалению, идеальным решением цепь не является, имеются и у нее свои недостатки:

  • Растяжение. С течением времени цепь немного растягивается из-за чего метки на не перестают совпадать. Как показывает практика, за несколько лет эксплуатации ее длина вырастает на пару сантиметров. В результате начинаются проскакивания на несколько звеньев. Как следствие, под капотом начинается сильный рокот, «вылечить» который можно только заменой цепи.
  • Большой вес. В сравнении с ремнем цепь намного тяжелее. Современные тенденции таковы, что производители стараются делать автомобили как можно более легкими и компактными, чтобы снизить потребление топлива. Речь идет даже и незначительных мелочах, так что от цепи решили отказаться в пользу ремня. Конечно, сегодня есть специальные облегченные варианты, но и в этом случае существенно страдает ресурс цепи.
  • Объемность. С каждым годом и каждым новым поколением автомобилей пространство под капотом все уменьшается. Ременная передача занимает куда меньше места, чем цепная.

Итак, что лучше: цепь или ремень ГРМ? Какие бы аргументы ни приводились в пользу того или иного варианта, уже сейчас можно сказать точно: автопроизводители выбрали ремни и отказываться от них не планируют, цепи практически полностью вышли из употребления.

Вас заинтересует эта статья — Как отрегулировать развал-схождение своими руками?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: