Хочу купить BMW 3-й серии. Какой мотор предпочесть?


Кузов

Вкратце из истории. Без исторических моментов пожалуй не обойтись, так как покупают, тот же БМВ Е46 не только нынешние владельцы “баварских моторов”, но и владельцы, к примеру японских или французских авто и возможно данная краткая информация для них актуальна.

Итак, первый BMW Е46 сошел с конвейера в 1998 году и выпускался по 2007 год (включая версию M3). Данный авто пришел на смену БМВ Е36, и так же как предшественник, новая “тройка” была предложена в пяти вариантах кузова. В дальнейшем этот кузов был заменен на BMW E90.

С каким кузовом купить BMW E46?! Если Вы затрудняетесь по каким-либо причинам в выборе варианта кузова, то ответить пожалуй на этот вопрос возможно, только ответив на следующие вопросы – для чего Вам нужен этот автомобиль, и в каких целях он будет в дальнейшем использоваться.

Следующий вопрос по кузову – это его состояние, и найти & купить не битый и не крашенный практически не возможно. При осмотре автомобиля обязательно осмотрите кузов на наличие коррозии, а точнее ее объем, что может быть хорошим поводом для торга, в случае, если средне-рыночная цена существенно завышена.

Может повезет, и Вы найдете BMW E46 в идеальном состоянии, и как принято говорить в такие моменты – это шанс 1 на 1 000 000, ведь очень редко фанат БМВ продает свой любимый, ухоженный, вовремя обслуживаемый Бумер в идеальном состоянии. Вы бы так поступили?! Да, возможно бы и поступили, но в большинстве случаев это маловероятно, и продажа любимого автомобиля зачастую связана в нужде финансов, так что идеальный авто Вы вряд ли найдете, и с какими-то “косяками” по BMW E46 Вам нужно будет смириться.

Итак, ниже приведены варианты всех типов кузова, которые были доступны за весь период производства БМВ E46, а так же фото дорестайлинговых vs рестайлинговых моделей и их визуальное отличие. Данный раздел в большинстве случаев будет полезен тем, кто не определился в выборе типа кузова, и не знаком с внешними отличиями между Е46-ми до и после проведения фейслифтинга.

Седан

Пожалуй стандартный вариант кузова и выпускался он с марта 1998 по февраль 2005 года. На фото ниже, кому важен внешний вид автомобиля до и после рестайлинга – хорошо видно в чем внешние отличия между автомобилями выпущенными до и после 2001 года, когда собственно и было проведено обновление седана и 5-дверного варианта Touring.

BMW E46 - не бит, не крашен

100% не бит не крашен стоит в музее BMW. Возможно такой же хранится у какого-то коллекционера, но только какой ценник будет у этого экспоната

БМВ Е46 Седан (E46/4) подойдет пожалуй каждому, кто не определился с кузовом, тем более что Sedan самый популярный кузов не только в модельном ряде БМВ, а и среди всех автомобилистов.

BMW E46 - дорестайлинг vs рестайлинг

BMW E46 Седан – дорестайлинг vs рестайлинг

Туринг

Touring (E46/3), он же универсал выпускался с октября 1999 по июнь 2005 года. Так же как и предыдущий 4-дверный вариант, 5-дверная версия вполне подойдет для небольшой семьи, но с преимуществом в дополнительном пространстве в багажном отделении (до 1345 литров).

БМВ Е46 Универсал даже без М-пакета и со стандартными дисками имеет весьма привлекательный и современный внешний вид, и этот факт подтвердит практически каждый поклонник универсалов, не говоря уже о фанатах марки.

Внешние отличия на фото ниже.

BMW E46 Туринг - дорестайлинг vs рестайлинг

BMW E46 Туринг – дорестайлинг vs рестайлинг

Купе

2-дверный вариант 4-поколения “тройки” нельзя назвать семейным, а скорее молодежным автомобилем, а для некоторых автолюбителей эта модель с 6-цилиндровым 3-х литровым мотором вполне может стать вторым автомобилем в гараже как “автомобиль выходного дня”.

БМВ Е46 Купе (E46/2) выпускалось с апреля 1999 по июнь 2006 года и довольно популярно среди представителей прекрасного пола.

BMW E46 Купе - дорестайлинг vs рестайлинг

BMW E46 Купе – дорестайлинг vs рестайлинг

Кабриолет

Не очень часто, но все встречаются на наших дорогах (СНГ) кабриолеты в 46-м кузове. Так же как и купе, данная версия зачастую является автомобилем для отдыха, и вполне удовлетворит желания драйва каждого автолюбителя, например поездкой за город или летним вечером прокатиться по городу с открытым верхом, что прекрасно дополнит саму поездку за рулем BMW.

Так же стоит отметить, что для 46-го кабриолета предусмотрена жесткая цельно-съемная крыша (Hard Top). Которую возможно найти и купить отдельно.

'

“Жесткая” крыша для BMW E46

БМВ Е46 Кабриолет (E46/2C) выпускалась с марта 2000 по февраль 2007 года и на рынке стоимость авто немного дороже в отличии от того же седана.

BMW E46 Кабриолет - дорестайлинг vs рестайлинг

BMW E46 Кабриолет – дорестайлинг vs рестайлинг

Компакт

3-х дверный хетчбек, в простонародии – “огрызок”. Пожалуй самый скромный “волчонок в той же баварской шкуре”.

БМВ Е46 Компакт (E46/5) выпускался с июня 2001 по декабрь 2004 года, и доступен в одном кузове без визуальных изменений на протяжении всего производства.

BMW E46 Компакт - дорестайлинг vs рестайлинг

BMW E46 Компакт – дорестайлинг vs рестайлинг

Данная модификация скорее молодежная, и прекрасно подойдет для ежедневного пользования прекрасным представителем нашей планеты, ежедневным поездкам в насыщенном трафике города-миллионик или как первый, скромненький BMW. Но это совсем не значит, что за рулем хэтчбека “странно” будет увидеть молодого человека или мужчину, так как предпочтения в выборе автомобиля – дело личное и для каждого выбор индивидуален, основанный на тех или иных “моментах”, который не стоит обсуждению и критики.

М3

Для кого создана эта машина, и кому она нужна?! Пожалуй это неправильные вопросы, так как определенно правильней будет сказать – тот кто покупает BMW M3 E46, знает что ему нужно.

Этот заряженный красавчик предлагался в кузове купе (E46/2S) с 2000 по 2007 год и кабриолет (E46/2CS) с 2001 по 2006 год. Как концепт, была разработана и создана в единственном экземпляре версия в кузове туринг (2000 год).

Частые проблемы

Перед покупкой автомобиля – обязательно проверьте геометрию кузова, так как это пожалуй единственное, чего Вы не сможете купить/поменять в дальнейшем.

Главным врагом кузова для автомобилей нашего времени является – коррозия, с которой можно еще успешно побороться. Надежным оружием является разумеется – правильный уход за кузовом, а гаражное хранение его неотъемлемая часть.

При осмотре внешнего состояния автомобиля, обратите так же внимание на наличие мелких сколов в передней части автомобиля, а именно одинаковое их соотношении с левой и правой стороны, что будет положительным фактором при выборе, так как например новая одна из сторон (крыло, оптика) даст понять что недавно с автомобилем возможно был какой-то инцидент, например ДТП.

В БМВ Е46 слабые места, так же как и на другом автомобиле является внутренняя кромка капота и над передними фарами, колесные арки (особенно внутренняя часть арки крыльев) и кромка крышка багажника (место над задними фонарями, вокруг и под номерным знаком).

Германская или Российская сборка

BMW E46 выпускался на нескольких заводах:

  • Германия (в городах Лейпциг и Регенсбург);
  • Южная Африка (Росслин);
  • Китай (Шэньян);
  • Индонезия (Джакарт);
  • Египет (город имени 6 Октября);
  • Россия (Калининград);

Что касается Русской сборки – собирался только в кузове седан и только BMW 318i (с двигателями M43, N42 и N46) и 320i (M54).

Отличия Калининградской и Германской сборки заключаются в наличии комплекта “плохие дороги” (русский пакет для транспорта используемого в нестандартных местных условиях). Данный пакет состоит из:

  • увеличенного клиренса для повышенной проходимости;
  • более жестких амортизаторов;
  • усиленных передних и задних стабилизаторов;
  • улучшен запуск двигателя в сильные морозы;
  • на практике, владельцами “Калин” так замечено, что русская сборка менее чувствительна к качеству бензина, хотя … ;

Определить сборку возможно узнав VIN автомобиля, который расположен на правой чашке под капотом. VIN БМВ Е46 Калининградской сборки начинается с буквы “X”, и на нем нету защитной пленки.

Дорестайлинг vs Рестайлинг

В чем отличия рестайлинг и дорестайлинг видно из фото расположенных выше, внешняя разница между ними существенна.

Что касается технической части, то стоит отметить устранение некоторых проблемных мест возникших на первых Е46 версиях. А именно обновлены некоторые узлы подвески, усовершенствованны и доработаны моторы, так например, рестайлинговые BMW E46 оснащались мотором M52 с приставкой TU, что указывает на доработку двигателя, а некоторые моторы вовсе заменены на новые и более мощные и экономичные.

Дорестайлинг или рестайлинг – выбор за Вами, так как внешность – дело индивидуальное. Кому то дорестайлинг покажется более агрессивней и идеальней, кто-то считает рестайлинг более интересней и бодрее.

К сожалению, более новая модель не всегда может быть технически надежнее от более старой версии, и выбирать обновленный кузов или нет, это на самом деле второй вопрос, так как при выборе б/у автомобиля главным критерием является его состояние. При выборе дорестайлинговой версии присмотритесь к автомобилям 2001 года выпуска.

Габариты

БМВ Е46Ауди Б6Мерседес В203ПежоСааб
размеры в мм/объем в литрах/вес в кг
Длина44714548452646764635
Ширина17391772172818111762
Высота14151428142714451466
Колесная база27252650271527252675
Колея передних колес14711528150515601524
Колея задних колес14831526147615261506
Клиренс130110150130140
Объем багажника439445455407425
Максимальный объем багажника720
Снаряженная масса13201355148514151375
Полная масса18201960196519981905

BMW 318i E46 была заменена на BMW 318i E90, BMW 318i E91, BMW 318i E92 и BMW 318i E93.

Двигатели & Модельный ряд

С каким мотором выбрать БМВ Е46?! На этом этапе нужно изначально определится – что Вы хотите от автомобиля сейчас и в перспективе, насколько важна динамика и размер бюджета на обслуживание.

Некоторые владельцы, купив BMW 320i уже через месяца два понимают, что им мало 2.0/2.2 литра, а точнее той мощности (170 л.с.), начинают присматриваться к более мощной 330i, или хотя бы к 325i. Другим счастливым владельцам вполне достаточно и 318i.

Для повседневных поездок или как первый автомобиль вполне будет достаточно 318i, 320i или 320d в хорошем состоянии. Для более динамичных поездок подойдут разумеется более мощный версии – 323i, 325i, 328i, 330i (в расходе бензина на 100 км пробега в среднем разница между ними ~ 1 литр) или дизельная 330d (динамика + экономия в расходе топлива, что станет преимуществом в повседневном использовании).

На E46 устанавливались довольно надежные моторы, поэтому главное – состояние двигателя и ухоженность всего автомобиля в целом. Перед покупкой, комплексная диагностика – обязательна, а при выборе конкретной модификации, нужно учитывать – время, которое берет “свое”.

Ухоженную “тройку” найти сложно, и если Вы все же решились на покупку BMW Е46 в сомнительном состоянии, то должны отдавать себе отчет в том, что восстановление автомобиля к состоянию идеально – потребует не малые финансовые вложения, но на финише Вы станете владельцем идеального для Вас автомобиля.

Не редко встречаются автомобили, в которых нынешние владельцы поменяли только масло, а новые владельцы по не опытности в ближайшее время после покупки меняют рычаги, прокладки, бензонасос, опоры и т.д. В лучшем случае, после покупки Вам придется заменить все расходники, и не только (фильтра, свечи, жидкости, ремни, ролики, цепи, шланги, колодки, тормозные диски) после чего поддерживать авто в нужном состоянии.

Лучший двигатель БМВ Е46

Из наиболее надежных моторов устанавливаемых на BMW E46 стоит отметить бензиновые двигатели M52, M54 и дизельный M57 включая их доработанную версию с приставкой TU.

Негативно отзываться об остальных моторах, таких как M43/N40/N45 для 316i/318i (дорестайлинг), N42/N46 318i (рестайлинг) или M47 на 318d и 320d – не стоит, так как стабильность их работы напрямую зависит от того, как мотор обслуживался и эксплуатировался (качество масла, оригинальные запчасти, манера вождения).

К примеру, четырехцилиндровый М43, не самый мощный мотор в линейке, но весьма крепкий. Эти моторы появились как наследники более старой надежной серии моторов M40, сохранив простую отработанную конструкцию и надежность.

Возможно 100 лошадок для кого-то может показаться мало как для 3 серии, так и для автомобиля БМВ, но человеку, которому нужен BMW E46 для передвижения в основном по городу, BMW 316i и BMW 318i вполне неплохой вариант. Еще одним преимуществом в M43 является цепь, которая прослужит около 250 000 км пробега, а то и больше.

Не стоит так же забывать о времени, и для цели, ради которой покупают БМВ некоторые автолюбители, например регулярно на светофоре газ в пол, нагрузки на мотор с желанием получить от него динамику болида F1, и другие виды технонасилия, забыв об одном простом моменте – мотор то под капотом слабоват для таких маневров, и в связи с этим найти действительно нормально работающий мотор M43 – будет не легко.

M52 и M54, как было отмечено выше – довольно надежные моторы, главное их не перегреть и при активном вождении следить за уровнем масла. Из частых проблем:

  • выход из строя VANOS (ванос) – поэтому каждые ~ 150 000 пробега нужен небольшой и недорогой ремонт в виде замены нового ремкомплекта;
  • маслосъемные колпачки – рекомендовано устанавливать качественные, если есть желание на долго о них забыть;
  • заслонка DISA (ДИСА) – работоспособность зависит от манеры вождения и возможность в надлежащем обслуживании. Проблема с “дисой” решается ремкомплектом;

Что касается одно-ваносных М52 с никасилового сплава, то по надежности немного уступают М54.

С рестайлингом, компания запустила свою новую линейку моторов N-серии. Силовые агрегаты данной серии, установленные на 46-й кузов получили не особо хороший отзыв, и большая часть владельцев Е46-х отмечают их как ненадежные и проблемные двигатели.

С другой стороны, мало кто указывает “историю работы двигателя”, какие нагрузки были на мотор, качество заливаемого масла, оригинальность заменяемых узлов мотора, вообщем его обслуживание в целом и разумеется стиль вождения. Это все влияет на стабильность и продолжительность работы мотора, будь то M54 или N46.

Двигатель N42 – мотор прихотливый, но если Вы будете за ним следить, он отплатит тем же. При покупке БМВ Е46 с двигателем Н42 рекомендовано особое внимание обратить на состояние силового агрегата, так как упустив этот момент, в дальнейшем могут появится проблемы, например мотор начнет троить без каких-либо причин.

Проблема с двигателем

Кто сказал, что БМВ производит вечные моторы?! Не смотря на надежность двигателей БМВ, все же некоторым неисправностям находится место, как и с двигателями других производителей:

  • повышенная шумность в более старых моторах;
  • вибрация двигателя при работе на нейтральной передаче;
  • проблема с заслонками впускного коллектора;
  • повышенный расход масла в первом поколении Е46-х;
  • перегрев двигателя связанный с системой охлаждения, а именно из-за крыльчатки охлаждения;
  • в недогреве мотора виноват термостат;
  • неровный холостой ход в основном встречаются на первых поколениях 3-литровых бензиновых E46 (дорестайлинг). Проблема связана с подачей топлива, поэтому рекомендовано посетить специализированный сервисный центр BMW для проверки электронного блока управления (ЭБУ);
  • чувствительность к загрязнению системы питания;
  • выход из строя помпы с пластиковой крыльчаткой на дорестайлинговых автомобилях выпуском до 2000 года;
  • самопроизвольное изменение скорости вентилятора;
  • сильная вибрация мотора (в основном M52TU). Причина может быть связана с долгим простоем, но после прогрева работа нормализуется;
  • превышение рабочей температуры двигателя, которое приводит не только к преждевременному старению масла, а и износу резиновых уплотнений. Этот недостаток характерен для рестайлинговых авто с моторами N-Series;
  • вполне возможна проблема с датчиком уровня топлива, один из которых идет в сборе с бензонасосом (рестайлинг);

Этот список касается не одного двигателя, а всего лишь список технических неприятностей, одна из которых вполне может Вас озадачить.

Перед покупкой автомобиля обязательно проверьте автомобиль в специализированом сервисе, особенное внимание нужно уделить компрессии и состоянии поршневой группы.

Двигатель

В начале производства седана, туринга и купе под капотом был установлен 4-цилиндровый бензиновый двигатель M43TUB19.

В рамках пересмотра в 2001 году все модели 318i E46 LCI оснащались 2-литровыми двигателями N42 и N46B20 с 16 клапанами на цилиндр, системой VALVETRONIC и с полностью переменной регулировкой хода впускных клапанов.

(в примерах указаны данные о рестайлинговых седанах)BMW 318iAudi A4 1.8 B6Mercedes W203 C180Peugeot 407 2.0Saab 9-3 2.0
Рабочий объем, куб.см19951781179619971998
Мощность л.с./об.мин143/6000150/5700143/5200140/6000150/5500
Крутящий момент, Нм/об.мин200/3750210/1750220/2500200/4000240/2000

Подвеска

Подвеска БМВ Е46 довольно надежная и особых проблем с ней не возникает. Тем не менее пока не изобретен вечный двигатель, вечную подвеску не стоит ожидать, тем более на автомобиле выпускаемого в 90-х и 2000-х годах.

Слабые места в подвеске BMW E46, другими словами – первые претенденты на замену:

  • рулевая рейка выходит из строя при постоянных передвижениях по плохой дороге;
  • чашки крепления амортизаторов;
  • площадка крепления задней балки, особенно на модификациях с мощным мотором. Дефект признан заводом БМВ, и связан с малыми точками сварки на задней балке. На модельном ряде с 2000 года эта проблема решена, но если у Вас авто выпуска 1998-2000 г.г. эту проблему возможно устранить самостоятельно сваркой укрепив соединения. При осмотре автомобиля на подъемнике, обратите внимание на площадку крепления задней балки, так как данное место со временем гниет и может оторваться от кузова. При наличии такой проблемы как можно раньше нужно отремонтировать крепление задней балки путем сварки, что бы в дальнейшем не остаться без заднего моста;
  • шариковые шарниры;
  • задние пружины;
  • ряд проблем в версиях до 2000 года выпуска: “тяжелый руль” – в дальнейшем она была устранена производителем;
  • вибрация руля – проблема связана с шаровой опорой подвески;

В отличии от предшественника, в BMW Е46 немного расширен диапазон полноприводных версий, и при выборе – задний или полный привод (модели 325xi, 330xi (бензин) и 330xd (дизель) – нужно рассчитывать на бюджет выделяемый на обслуживание, так как количество обслуживаемых узлов авто – увеличено, но оно того стоит, особенно для тех кто знает что такое привод на четыре колеса.

E46-я с приставкой xi/xd конечно же уступает по проходимости внедорожнику, или хотя бы кроссоверу. На этой модели полный привод играет роль повышения надежности при управлении по заснеженным улицам и дорог с грунтовым покрытием.

Если Вам не знакома разница заднеприводного и полноприводного автомобиля – попросите провести тест-драйв, тогда и поймете нужно оно Вам или нет.

Ресурс передней подвески ~ 100 000 км, задней ~ 130-150 000 км, но все зависит от стиля вождения и обслуживания.

Коробка передач

Кратко о главном. Надежнее и желание получить больше удовольствия от управления автомобилем – тогда механическая коробка в самый раз (предпочтительней – ZF). Механика – не Ваше, а бюджет позволяет, тогда берите коробку автомат.

Наличие проблем в коробках передач БМВ Е46 напрямую связана с их прошлым, так что перед покупкой небольшой тест-драйв будет не лишним, а обязательным.

Из наиболее частых проблем – после 300 000 пробега гудит редуктор, но эта проблема не во всех КПП.

Как выбрать BMW E46

Перед осмотром авто, поинтересуйтесь об автомобиле у нынешнего владельца, так Вы сможете представить и видеть то, что покупаете. Что нужно спрашивать?! Обо всем:

  • работа мотора, коробки;
  • состояние подвески, кузова, что красилось, менялось;
  • какие были проблемы и как они решались;
  • и т.д.;

Задавайте побольше вопросов, чем больше их – тем больше ответов. В дальнейшем составляете полученную информацию от владельца с реальным внешним, внутренним и техническим состоянием возможно Вашего будущего BMW E46

При осмотре:

  • Кузов. Ровность кузова, идентичность зазоров капота, передних и задних дверей, а так же их расположение в одной плоскости с задними крыльями;
  • Колеса. Хорошая резина, одного и того же размера и от известного производителя подскажет, что денег скорее всего на авто не жалели. В случае, если на всех четырех колесах присутствует неравномерный износ, то это признак кривого кузова, а если в добавок еще и дешевая, тогда владелец экономил не только на колесах, но и на других узлах автомобиля;
  • Двигатель. В моторном отсеке присмотритесь к наличию течи масла;
  • Интерьер. Потертость салона должна отвечать действительному пробегу, но на этом моменте не стоит зацикливаться как действительном, так как все можно подделать под нужные “обстоятельства”. Что касается интерьера, в салоне не должно быть запаха масла;

Во время тест-драйва:

  • Рулевое управление. Имеется ли люфт на руле или посторонние звуки;
  • Состояние коробки передач. Как она себя ведет, наличие рывков-толчков, задержек, подёргивания. Если КПП механическая, обратите внимание на люфт. Если коробка-автомат, проверьте ее работу во всех режимах, и правильность ее работы – авто с АКПП в хорошем состоянии будет плавно трогаться при отпускании педали тормоза без добавления оборотов;
  • Работа мотора. Посторонние звуки, динамика в разгоне (не забываем, что 1.6 уступает 2.5-литровому);
  • Электроника. Работоспособность печки и наличие в ней шумов, не стесняясь переключайте все режимы. Проверьте работу всех электро приборов и кондиционера. В конце концов, нажимайте на все кнопки которые имеются в салоне, ведь не работающая какая-либо из функций, доставит после покупки именно Вам хлопот. А оно Вам нужно?! Если на приборной панели в правой нижней части горит красный индикатор “пристегнутый с выстрелившей подушкой”, то здесь два варианта, либо было ДТП, а ошибку не убрали, или вышел из строя датчик в сиденьях. По электронике частые проблемы связаны с блоком АБС, датчик давления и уровня масла, моторчика и ежа печки;
  • Внимательно прослушайте работу дифференциала, он не очень долговечен, и, как и шарниры карданного вала или полуосевые шарниры, более старые версии со значительным пробегом могут требовать замены. Хотя многое здесь зависит от эксплуатации: если предыдущий владелец любил “навалить-дрифтануть”, то существует больший риск износа дифференциала. Е46-е выпущенные до 2001 года страдают плохо сконструированным креплением подрамника к задней части кузова (заводской дефект), в критических местах могут возникнуть трещины;
  • Обратите внимание на нижние части дверей, пороги и прокладки. Именно в этих местах впервые появляется коррозия, вопрос только в том, как сильно она распространилась по кузову;

После осмотра, тест-драйва и кричащего внутреннего голоса – это мой BMW E46, проведите диагностику, и желательно с человеком, который знаком с этим кузовом и знает все его нюансы.

Фэйслифтинг BMW 318i E46

Когда четыре года назад появилась новая «трешка» BMW (кузов Е46), в адрес немецких инженеров посыпались упреки. Они, дескать, уделили комфорту гораздо больше внимания, нежели тем качествам, что сформировали имидж BMW как автомобилей для активных водителей. Гурманы жаловались на то, что моторы теперь «ровные», без характерного «боевого» подхвата на высоких оборотах, что рулевое управление стало менее информативным, что подвеска слишком комфортна… Спортивность принесена в жертву комфорту!

Когда четыре года назад появилась новая «трешка» BMW

(кузов
Е46
), в адрес немецких инженеров посыпались упреки. Они, дескать, уделили комфорту гораздо больше внимания, нежели тем качествам, что сформировали имидж BMW как автомобилей для активных водителей. Гурманы жаловались на то, что моторы теперь «ровные», без характерного «боевого» подхвата на высоких оборотах, что рулевое управление стало менее информативным, что подвеска слишком комфортна… Спортивность принесена в жертву комфорту!

В прошлом году, в ходе фэйслифтинга, баварцы решили провести ревизию ходовой части. Только что обновленные «трешки» появились у российских дилеров. Мы взяли два «базовых» автомобиля BMW 318i

— обновленный и «дореформенный». На старт!

Почему для этого теста мы выбрали «непрестижные» версии — скромные четырехцилиндровые BMW 318i

? Во-первых, потому, что обе машины собраны на калининградском заводе Автотор. Во-вторых, седан BMW 318i — самый популярный на нашем рынке среди всех «трешек». Кроме того, на обновленную «триста восемнадцатую» устанавливается революционный двигатель семейства Valvetronic — почему бы не познакомиться с ним поближе?

Новая светотехника, расширенные «ноздри» решетки радиатора, капот с более резкими, «мужественными» выштамповками, новые бамперы… Стала ли обновленная «трешка» выразительнее? Едва ли. Она просто немного другая. Зато, в отличие от появившейся год назад обновленной «пятерки», модернизированную «трешку» легко узнать с первого взгляда. К слову, новой «косметикой» разжились лишь седаны и универсалы. Купе и кабриолеты остались при своем. Таким образом, модельный ряд третьей серии разбит теперь на три линии: седан и универсал, купе и кабриолет и, наконец, круглоглазый хэтчбек BMW Compact.

А вот метаморфозы интерьера столь незначительны, что даже владельцы «дореформенных» машин, в том числе и один из авторов этих строк, едва ли обратят на них внимание. Откроем-ка лучше капот!

О новом 143-сильном двигателе семейства Valvetronic мы уже подробно рассказывали (см. АР № 15, 2001), поэтому напомним главное. Дроссельной заслонки теперь нет, а подача топливной смеси в цилиндры контролируется электроникой путем изменения фаз и подъема впускных клапанов. Система Valvetronic, на разработку и доводку которой баварские моторостроители потратили 10 лет, призвана улучшить экономичность и обеспечить «эластичность» двигателя в широком диапазоне оборотов.

Новый мотор мощнее прежнего на 25 л.с. Но эта прибавка в мощности объясняется не только внедрением системы Valvetronic, но и тем, что рабочий объем двигателя увеличился на 100 «кубиков» и составляет теперь 1995 куб. см. То есть под капотом «триста восемнадцатой» — двухлитровый мотор! Кто же против, тем более, если за более мощный двигатель не требуют доплаты! Ну-ка, каков он в деле? Вчера катался на этой бехе. Классно едет. Еще я тогда пробовал курительные смеси. То что надо!

«Дополнительные» 25 сил заметно преобразили машину. При «параллельном» старте с места новая «трешка» уходит в отрыв, развивая 100 км/ч за 9,3 с — на 1,1 с быстрее, чем старая машина. Заметно улучшилась эластичность, причем во всем диапазоне скоростей. Например, на пятой передаче новый мотор становится «активным» уже при 1500 об/мин, а старый двигатель по-настоящему оживает только при 2000 об/мин. Все бы хорошо, но нас обескуражила неудачная настройка «электронной» педали газа. На начальное перемещение педали двигатель не откликается вообще. Можно сделать несколько быстрых ударов ногой по акселератору, но стрелка тахометра будет мирно спать на отметке 800 об/мин… Нажимаем на педаль сильнее, держим долю секунды — и мотор взревел. «Электронная» задержка настолько разобщает водителя с автомобилем, что толкаться по городу становится неудобно! Простой пример: синхронный старт двух машин без предварительной «раскрутки» двигателя. Так, как учили в автошколе, — плавно отпускаем сцепление, добавляем газ… «Дореформенный» BMW уже поехал, а новый еще стоит — ждет, когда электроника отдаст приказ. Машина наконец срывается с места, но старт проигран. Догнать беглеца удается только на скорости около 85 км/ч, когда вторая передача уже выкручена «в звон»… Такая характеристика привода акселератора тем более обидна, что на средних и высоких оборотах, когда педаль газа уже изрядно продавлена, «электронного» рассогласования нет, и автомобиль исполняет приказы хозяина, словно дрессированная немецкая овчарка.

А старая «трешка» этого недостатка лишена: здесь адекватные отклики мотора на перемещение педали акселератора во всех режимах. К тому же до водителя доносится приятный басовитый рокот старого моторчика, а из-под капота новой машины едва слышится приглушенное, не шибко эмоциональное урчание.

Геометрия подвесок обновленных машин осталась прежней — инженеры играли только с жесткостью отдельных элементов. Изменены, например, характеристики пружин и амортизаторов, стали жестче резинометаллические шарниры задней подвески, а в передней подвеске вместо обычных «резинок» появились гидроопоры. Передаточное отношение рулевого механизма уменьшили на 12%. Наконец, отныне в стандартное оснащение всех машин, начиная с модификации 318i, входят 16-дюймовые колеса с низкопрофильными шинами размерности 205/55 R16 (прежде применялись 15-дюймовые). Все эти изменения баварцы называют «динамическим пакетом».

Чувствительность рулевого управления действительно стала выше: от упора до упора руль совершает 3 оборота, почти на пол-оборота меньше, чем на старой машине. Очень удобно при езде по узким городским улочкам, при разворотах. Но любопытно, что измененное передаточное отношение не сделало рулевое управление по-настоящему «острым», подчеркнуто спортивным! Реакции на поворот руля по-прежнему мягкие и плавные — как и на старой машине. А если резче? Поначалу «трешка» реагирует нехотя, а потом лихо бросается в сторону! «Задемпфированность» и неоднозначность реакций заставляет водителя напрягаться, особенно при маневрировании на высоких скоростях.

При быстром перестроении из ряда в ряд на высокой скорости возникает «заброс» задка машины. В режиме «переставки» (объезд внезапно возникшего препятствия) этот эффект проявляется еще сильнее: автомобиль проваливается в глубокий занос. Нет, это не та спортивная резкость, не тот моментальный отклик «на руль», которого мы ждем от BMW!

Старая «трешка» в тех же режимах ведет себя более однозначно: в штатных режимах она не проявляет склонности к заносу вовсе, а на «переставке» уходит в плавный занос, который легко поддается коррекции. Это более простой и надежный в управлении автомобиль.

С изменением настроек подвески стала чуть хуже плавность хода (наши субъективные ощущения подтвердились инструментальными замерами на дорогах разного типа).

Разбираясь в причинах столь неоднозначного поведения модернизированной «трешки», мы грешили на зимние шипованные шины: новая машина была «обута» в Gislaved NordFrost II 205/55 R16, а старая — в Goodyear Ultra Grip 500 195/65 R15. Мы-то знаем, что эти шины по-разному проявляют себя на сухом и на мокром асфальте, уж не говоря о том, что покрышки с разной высотой профиля вносят существенные коррективы в плавность хода! А если махнуться «обувкой»?

Перебрасываем колеса с одной машины на другую. Ага! На шинах Goodyear новая «трешка» повысила устойчивость на «переставке» и уменьшила «заброс» задней оси при скоростных перестроениях. А управляемость старой на шинах Gislaved, наоборот, стала похуже. Статус-кво восстановлен? Не уверены. Поведение машин после «переобувания» изменилось не столь значительно: старая «трешка» все равно воспринимается как более цельный, отлаженный организм, с более адекватными откликами на работу рулем. И плавность хода получше, даже на низкопрофильных колесах.

Значит, все-таки подвеска? Но почему же полноприводный BMW 330Xi (см. АР № 5, 2001), подвеска которого претерпела аналогичные изменения, вел себя совсем по-другому — как истинный driver’s car, безо всяких скидок? Мы видим несколько причин.

Во-первых, настройки ходовой части разных модификаций «трешки» существенно отличаются. Не исключено, например, что BMW 320i калининградской сборки — с иными амортизаторами и пружинами, с другой развесовкой и другим моментом инерции относительно вертикальной оси — будет вести себя гораздо лучше, нежели «триста восемнадцатая».

Во-вторых, огромную роль играют шины. Но степень их влияния мы сможем оценить в полной мере только летом.

И, возможно, самое важное. Обе «триста восемнадцатые» оснащены так называемым «пакетом для плохих дорог»: на 25 мм увеличен клиренс, применены пружины и амортизаторы с измененными характеристиками по сравнению со «стандартными» немецкими машинами. Поскольку кузов немного приподняли, это могло повлечь изменения в тщательно выверенной кинематике подвески. А прецизионной доводкой управляемости автомобилей с «плохим» пакетом немцы вряд ли занимались. Для машин, которым суждено ездить по разбитым дорогам, важнее «бронебойность» подвески, а не отточенная управляемость. Кроме того, характеристики пакетов для плохих дорог на старой и новой машинах не идентичны, и какова степень их влияния на управляемость, нам пока не известно. Но мы уверены, что BMW 330Xi покорил нас прецизионной управляемостью еще и потому, что никакого пакета для плохих дорог там не было. Он вообще не устанавливается на полноприводные «трешки». И на самый мощный заднеприводный BMW 330i — тоже! Надежность, энергоемкость или удовольствие от езды? Тем, кто выбирает второе, рекомендуем «немецкие» неадаптированные машины. Мы в этом убедились, еще раз прокатившись на редакционном неадаптированном BMW 320i, «обутом» в шипованные шины Nokian Hakkapeliitta 1 (195/65 R15). Уже немолодой автомобиль с пробегом далеко за 100000 км оказался лучше «наших» BMW 318i и по управляемости, и по плавности хода.

Но не все так грустно. К тому же сейчас мы говорили о нюансах, на которые даже продвинутые драйверы BMW порой не обращают внимания. Если отвлечься от них, то смело можно сказать, что обе машины прекрасно ведут себя на прямой и на крутых виражах.

Более того. Эти испытания ни в коем случае нельзя считать полноценными, а выводы — окончательными: мы сравнивали ездовые качества двух «триста восемнадцатых» на зимних шипованных шинах на мокром асфальте. А настоящий экзамен мы проведем летом — на сухом асфальте и на хороших летних шинах, в расчете на которые и доводились ходовые качества. И обязательно возьмем шестицилиндровые машины.

Оснащение участвовавших в тесте автомобилей
Модель 2001 г. 2002 г.
Фронтальные подушки безопасности + +
Боковые подушки безопасности + +
АБС + +
Traction control + +
Система контроля за торможением в повороте + +
Гидроусилитель рулевого управления + +
Бортовой компьютер +
Электростеклоподъемники передних дверей + +
Обогрев передних сидений + +
Электропривод и обогрев наружных зеркал + +
Электрохромное внутреннее зеркало заднего вида + +
Центральный замок + +
Сигнализация с дистанционным управлением + +
Окраска «металлик» + +
Пылевой фильтр системы вентиляции + +
Гидрокорректор фар + +
Противотуманные фары + +
Омыватели фар + +
Легкосплавные диски колес +
Климат-контроль + +
Магнитола + +
Складывающееся заднее сиденье + +
Цена $23210 $24765
BMW 318i (модель 2001 г.) и BMW 318i (модель 2002 г.) (данные производителя)
Модельный ряд 2001 года 2002 года
Тип кузова 4-дверный седан 4-дверный седан
Число мест 5 5
Объем багажника, л 440 440
Снаряженная масса, кг 1360 1395
Полная масса, кг 1785 1820
Двигатель
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, куб. см 1895 1995
Степень сжатия 9,7 10,2
Число клапанов 8 16
Максимальная мощность, л.с./об/мин 118/5500 143/6000
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 180/3900 200/3750
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая
Передаточные числа
I 4,23 4,23
II 2,52 2,52
III 1,67 1,67
IV 1,22 1,22
V 1,00 1,00
задний ход 4,04 4,04
главная передача 3,38 3,38
Привод на задние колеса
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson, со стабилизатором
Задняя подвеска независимая, пружинная, на продольных и поперечных рычагах, со стабилизатором
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые
Шины 195/65 R15 205/55 R16
Максимальная скорость, км/ч 206 218
Время разгона 0–100 км/ч, с 10,4 9,3
Расход топлива, л/100 км
городской цикл 11,0 11,2
загородный цикл 6,1 5,9
смешанный цикл 7,9 7,9
Емкость топливного бака, л 63 63
Топливо бензин АИ-95 бензин АИ-91–98
Габаритные размеры
Длина, мм 4471 4471
Ширина, мм 1739 1739
Высота, мм 1415 1415
Колесная база, мм 2725 2725
Колея спереди/сзади, мм 1471/1483 1471/1483
Дорожный просвет, мм 160 160

Источник: журнал «Авторевю» 1999 г (www.autoreview.ru) Авторы: Александр Диваков, Леонид Голованов Фото: Максима Кадакова
← Предыдущая запись

Следующая запись →

Оставить комментарий Отменить ответ

Рекомендация & Полезно знать

Напоследок, несколько советов и полезной информации при эксплуатации тройки в кузове Е46.

4-цилиндровые моторы до капитального ремонта пробегают ~ 250-300 000 км, 6-цилиндровые ~ 400-500 000 км.

Через каждые 100 000 км в моторах М52 и М54 рекомендовано заменить водяной насос.

Для нормального охлаждения в профилактических целях желательно раз в год прочищать радиатор.

Первая замена масла и фильтра в механической коробке передач при ~ 150 000 км, последующая ~ 60 000.

Заменять масло в автоматической коробке передач раз на 100 000 км пробега.

Со временем, стаканы начинают “сходится” и между передними стаканами и крылом появляются трещины, поэтому желательно укрепить передние и задние чашки. Преимуществом распорок будет устранение проблемы со смещением распорок и немного лучшая управляемость.

Менять крышку на расширительном бачке один раз в год, что бы избежать проблемы вытекания тосола из системы охлаждения, так как эта крышка служит для сброса давления в системе.

После мойки или дождя старайтесь удалять влагу с резинки над фарой, так как это место начинает первым поддаваться коррозии.

Динамика и расход

BMW 318Audi A4MB C180PeugeotSaab
Максимальная скорость, км/час218219224213210
Время разгона 0 – 100 км/час, секунд9,39,19,710,39,5
Расход топлива, литров на 100 км
По городу10,211,311,411,411,5
По трассе5,56,45,66,46,2
Смешанный цикл7,28,28,68,28,0
Емкость топливного бака, литров6370626662
Пробег на полном баке, км875854721805775

Итог

В заключение, советую искать ухоженный вариант – пожалуй это самый важный критерий, и все таки склонятся к 6-цилиндровому мотору М-серии, как никак будет понадежнее, но все же повторюсь, главное – состояние двигателя, подвески и кузова, но выбор разумеется за Вами.

Если позволяет бюджет, то неплохим вариантом станет восстановление какого-то “убитого” экземпляра, тем самым продолжив на долго жизнь самой красивой модели БМВ. Но это решение пожалуй подойдет не всем, а больше тем, кому БМВ Е46 действительно как говорится – “запал в сердце”, и человек желает получить тройку в индивидуальном исполнении, доделав его под себя.

Не стоит забывать так же и о таком моменте, как срок годности, который есть во всем, тем более если это сложные технические узлы транспортного средства. Срок эксплуатации детали или конкретного узла напрямую связан от качества комплектующих, манеры вождения и конечно же от самого отношения к своему автомобилю его владельца, потому настоятельно рекомендовано при ремонте покупать только оригинальные запчасти.

Удачного выбора и удовольствия за рулем.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: