Техническая осведомлённость, как компас у путешественника. Это тот же Глонасс, GPS. Не зная основ предмета, не сдвинешься ни на шаг. Как и куда идти? Вот те вопросы, которые приходится решать почти постоянно. Любой автомобиль требует знаний и опыта. Желание ими воспользоваться есть не у каждого. Всё дело в возможностях. Критическая ситуация, однако, не милует никого. Дорога есть дорога. Может случиться так, что надеяться будет не на что. Придётся браться за свою голову и руки. Не лишне их чем-то вооружить. Заранее!
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Современные автомобили, как правило, оснащены электронными системами, обеспечивающими оптимальное управление двигателем, трансмиссией, тормозами и т. д. В большинстве случаев каждой из них «заведует» свой электронный блок управления, работающий по определенной программе в автоматическом режиме. Это исключает необходимость в устройствах ввода и вывода информации для постоянного вмешательства извне в процесс работы (монитор, клавиатура и т. д.). Потребность в связи с электронным блоком управления и доступе к показаниям системы самодиагностики возникает только на этапе технического обслуживания или ремонта автомобиля и осуществляется специальными методами. Определение и устранение неисправностей
сложных электронных устройств непростая задача, тем более что их функционирование в системе электрооборудования автомобиля взаимосвязано. Объективная диагностика электронной автоматики возможна только с использованием специальных инструментов, приборов и оборудования. Она включает в себя комплекс действий, в обиходе называемый «компьютерная диагностика». В процессе ее проведения осуществляется измерение и сравнение с эталонными значениями различных рабочих параметров двигателя и автомобиля.
Технология проведения диагностики
предполагает обязательную проверку данных, полученных от системы самодиагностики, путем измерения соответствующих физических параметров. Например, если на дисплее сканера (см. ниже) появился код ошибки, расшифровываемый как «Нет сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости», это не означает, что отказал в работе сам датчик. Неисправность может быть в проводах, соединяющих датчик и блок управления, в разъемах, в самом блоке управления и т. д. Для обнаружения неисправности необходимо произвести определенное количество измерений напряжений, токов, сопротивлений и установить место повреждения. На основе полученных результатов выявляются неисправности отдельных систем, узлов, агрегатов, затем с учетом косвенных показателей работоспособности анализируется их техническое состояние. В конечном итоге появляется возможность достоверно оценить техническое состояние автомобиля, обнаружить и устранить причины отклонения от нормы.
Оборудование, необходимое для диагностики
, можно разделить на две группы: – инструменты, предназначенные для измерения физических величин – амперметры, вольтметры, омметры, манометры и т.д.; – приборы, позволяющие отобразить в цифровой или графической форме процессы, происходящие во время работы, – сканеры и мотортестеры. Основные требования к таким приборам заключаются в следующем: – полнота и точность получаемой информации, простота эксплуатации, универсальность; – наличие базы эталонных данных для наибольшего количества марок и моделей автомобилей.
Процесс диагностирования
В общем случае процесс технического диагностирования включает следующие элементы:
Рис. Схема процесса диагностирования: S — диагностический параметр; S’ — диагностический параметр в трансформированном виде; Si — текущее значение диагностического параметра; Sном — номинальное значение; Sд — допустимое значение диагностического параметра; Sп — предельное значение
Диагностирование осуществляется либо в процессе работы самого транспортного средства, его агрегатов и систем в заданных нагрузочных, скоростных и тепловых режимах (функциональное диагностирование), либо при использовании внешних приводных устройств (роликовых стендов, подкатных и переносных приспособлений), с помощью которых на автомобиль оказываются тестовые воздействия (тестовое диагностирование). Эти воздействия должны обеспечивать получение максимальной информации о техническом состоянии объекта при оптимальных трудовых и материальных затратах.
Как показано на рисунке, от объекта диагностирования, выведенного в заданный режим, с помощью специального датчика (механического, гидравлического, пьезоэлектрического, индукционного и др.) воспринимается сигнал, отражающий диагностический параметр S, характеризующий, в свою очередь, значение структурного параметра.
Различают легкосъемные и встроенные датчики. Первые устанавливаются на объект на время диагностирования (магнитные, навесные, на зажимах и т.п.), а вторые являются элементами конструкции автомобиля. Встроенные датчики могут быть подключены к контрольным приборам для постоянного наблюдения или к централизованным штепсельным разъемам.
От датчика сигнал в трансформированном виде S’ поступает в измерительное устройство, затем значение диагностического параметра Si выдается устройством отображения данных (стрелочный прибор, цифровая индикация, графопостроитель и т.п.).
В автоматизированных СТД с помощью специального логического устройства, функционирующего на базе микропроцессора, выполняется автоматическая постановка диагноза, а также выдаются рекомендации в нормативной форме о возможности дальнейшей эксплуатации или необходимости проведения ремонтно-регулировочных операций и замены неисправных элементов. В неавтоматизированных СТД постановка диагноза осуществляется оператором.
В зависимости от задач диагностирования и сложности объекта диагнозы могут различаться по глубине. Для оценки работоспособности агрегата, системы, автомобиля в целом используются выходные параметры, на основании которых ставится альтернативный диагноз («годен» — «не годен»). Для определения потребности в ремонтно-регулировочной операции требуется более глубокий диагноз, основанный на локализации конкретной неисправности. Постановка диагноза в случае, когда приходится пользоваться одним диагностическим параметром, не вызывает особых методических трудностей. Она сводится к сравнению измеренного значения диагностического параметра с нормативным.
Если производится поиск неисправности сложного механизма или системы и используется несколько диагностических параметров, постановка диагноза существенно усложняется. В этом случае необходимо на основании данных о надежности объекта выявить связи между его наиболее вероятными неисправностями и используемыми диагностическими параметрами. Для этой цели в практике диагностирования транспортных средств наиболее часто применяют диагностические матрицы.
Источник
ИЗМЕРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН
Мультиметры
предназначены для измерения величин постоянного и переменного напряжения, переменного и постоянного тока, сопротивления, оборотов двигателя, температуры, угла замкнутого состояния контактов, а также проверки диодов и транзисторов. Многие такие приборы позволяют фиксировать измеряемые значения, имеют функцию автоматического выключения, а также защиту от неправильного подключения и от перегрузок. Мультиметры необходимы в любом автосервисе и могут быть весьма полезными для автолюбителей. При этом они имеют относительно небольшую стоимость и высокую надежность.
Манометры
различного типа и назначения используются для измерения давления газов и жидкостей в системах и агрегатах автомобиля.
Электронный измеритель давлений
предназначен для определения величины давления топлива, масла в двигателе и управляющего давления в автоматической коробке передач, компрессии в бензиновых двигателях, а также разряжение во впускном коллекторе. Наличие комплекта адаптеров позволяет обслуживать практически любые автомобили импортного и отечественного производства.
Мотортестеры
представляют собой довольно сложные приборы, требующие определенных знаний и навыков при использовании. Более ранние модели представляют собой устройства для определения рабочих параметров систем зажигания с использованием осциллографа. Только при их использовании можно измерять высокочастотные импульсы, создаваемые системами зажигания, так как они имеют длительность менее миллисекунды с амплитудой напряжения до 30 кВ. Многие современные мотортестеры являются модульными приборами, не имеют встроенных устройств, отображающих результаты, измерений и их необходимо подключать к компьютеру. С помощью мотортестеров измеряют любые напряжения и токи, а также давления (разряжения) газов и жидкостей в различных системах и узлах двигателя. На основе полученных данных диагностируют карбюраторные и впрысковые моторы с классической, электронной или микропроцессорной системой зажигания. Мотортестеры позволяют быстро и объективно определять неисправности в системах зажигания, топливоподачи, газораспределения, а также проверять работу генератора и зарядку аккумулятора. Для этого они включают в себя средства статистической обработки полученных данных.
Объективные методы
Объективные методы основываются на измерении и анализе информации о действительном техническом состоянии элементов автомобиля с помощью контрольно-диагностических средств и путем принятия решения по специально разработанным алгоритмам диагностирования. Применение тех или иных методов существенно зависит от целей, которые решаются в процессе технической подготовки автомобилей. Однако в связи с усложнением конструкции автомобиля, повышенными требованиями к эксплуатационным качествам, интенсивностью использования объективные методы диагностирования находят все большее применение.
Методы диагностирования автомобилей, их агрегатов и узлов характеризуются способом измерения и физической сущностью диагностических параметров, наиболее приемлемых для использования в зависимости от задачи диагностирования и глубины постановки диагноза.
В настоящее время принято выделять три основные группы методов, классифицированных по виду диагностических параметров.
Методы I группы базируются в основном на имитации скоростных и нагрузочных режимов работы автомобиля и определении при заданных условиях выходных параметров. Для этих целей используются стенды с беговыми барабанами или параметры определяются непосредственно в процессе работы автомобиля на линии. Методы диагностирования по параметрам эксплуатационных свойств дают общую информацию о техническом состоянии автомобиля. Они позволяют оценить основные эксплуатационные качества автомобиля:
- тормозные
- мощностные
- топливную экономичность
- устойчивость и управляемость
- надежность
- удобство пользования
- и т.д.
Методы II группы базируются на объективной оценке геометрических параметров в статике и основаны на измерении значения этих параметров или зазоров, определяющих взаимное расположение деталей и механизмов. Проводят такое диагностирование в случае, когда измерить эти параметры можно без разборки сопряжений трущихся деталей. Структурными параметрами могут быть зазоры в подшипниковых узлах, клапанном механизме, кривошипно-шатунной и поршневой группах двигателя, шкворневом соединении колесного узла, рулевом управлении, углы установки передних колес и др. Диагностирование по структурным параметрам производится с помощью измерительных инструментов: щупов, линеек, штангенциркулей, нутромеров, индикаторов часового типа, отвесов, а также специальных устройств. Преимущество методов этой группы — возможность постановки точных диагнозов, простота средств измерения, а недостатки — большая трудоемкость, малая технологичность.
К III группе относятся методы, оценивающие параметры сопутствующих процессов. Например, герметичность рабочих объемов оценивается при обнаружении и количественной оценке утечек газов или жидкостей из рабочих объемов, узлов и агрегатов автомобиля. К таким рабочим объемам можно отнести:
- камеру сгорания
- герметичность которой зависит от состояния цилиндропоршневой группы и клапанов газораспределения
- систему охлаждения
- систему питания двигателя
- шины
- гидравлические и пневматические приборы и механизмы
По интенсивности тепловыделения можно оценить работу трения сопряженных поверхностей деталей, качество процессов сгорания (например, по температуре отработавших газов), однако такие методы пока не нашли широкого применения.
При создании средств технического диагностирования транспортных средств широко используются также методы, оценивающие состояние узлов и систем по параметрам колебательных процессов. Их можно разделить на три подвида:
- методы, оценивающие колебания напряжения в электрических цепях
- методы, оценивающие параметры виброакустических сигналов (получаемых при работе зубчатых зацеплений, клапанных механизмов, подшипников и т.д.)
- методы, оценивающие пульсацию давления в трубопроводах (на основе этого принципа работают дизель-тестеры для диагностирования дизельной топливной аппаратуры)
Методы, с помощью которых оцениваются колебания напряжения в электрических цепях, используются для диагностирования системы зажигания двигателя по характерным осциллограммам напряжений в первичной и вторичной цепях. Осциллографом отображаются процессы, протекающие в первичной и вторичной цепях системы зажигания за время между последовательными искровыми разрядами в цилиндрах, для визуального исследования. Участки осциллограмм содержат информацию о состоянии системы зажигания. По осциллограмме первичного напряжения непосредственно измеряют угол замкнутого состояния контактов. По напряжению искрового разряда осциллограммы вторичного напряжения определяют состояние зазора свечи. Сравнивая полученные осциллограммы с эталонными, выявляют характерные неисправности проверяемой системы зажигания.
Виброакустические методы используются для измерения низко- и высокочастотных колебаний систем и элементов транспортных средств.
Одним из таких методов является диагностирование по периодически повторяющимся рабочим процессам или циклам. Суть данного метода заключается в следующем. Рабочие процессы впуска, сжатия, сгорания и выпуска, изменение давления в топливных трубопроводах высокого давления, колебательные процессы в системе зажигания и другие часто повторяются. Так как закономерности изменения параметров рабочих процессов во всех периодах идентичны, то для диагностирования достаточно изучить параметры одного цикла. Для этого с помощью специальных преобразователей параметры одного цикла задерживают, разворачивают во времени и выводят на регистрирующий или показывающий прибор.
Определенное место занимают методы, оценивающие по физико-химическому составу отработавших эксплуатационных материалов состояние узлов и агрегатов и отклонения от их нормального функционирования, например анализ отработанного масла, анализ отработавших газов и т.п. Диагностирование по составу масла производится путем анализа его проб, взятых из картера двигателя с целью определения количественного содержания продуктов износа деталей, а также наличия загрязнений и примесей. Концентрации железа, алюминия, кремния, хрома, меди, свинца, олова и других элементов в масле позволяют судить о скорости изнашивания деталей. По изменению концентрации железа в масле можно судить о скорости изнашивания гильзы цилиндров, шеек коленчатого вала, поршневых колец. По изменению концентрации алюминия судят о скорости изнашивания поршней и других деталей. Содержание почвенной пыли характеризует состояние воздушных фильтров и герметичность тракта подачи воздуха в цилиндр двигателя.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОДОВ ОШИБОК
Сканеры кодов ошибок
представляют собой портативные устройства для считывания кодов неисправностей. Они выпускаются различными производителями под названиями: Code-Reader, SmartTune, Creader, OBD II reader и т. д. «Кодридеры» в основном предназначены для небольших автосервисов и автолюбителей, так как доступны и относительно недороги – для некоторых моделей минимальная цена составляет 1850 рублей за комплект. Они могут использоваться и для автомобилей группы VAG (Volkswagen Audi Group), у которых своя система подключения – четыре провода соединяются попарно. Сканеры во многих случаях позволяют быстро и просто определять неисправности, что, в частности, необходимо, если на приборной панели автомобиля загорелся оранжевый индикатор «Check engine». Их подсоединяют к разъему (OBD), который обычно размещается в салоне автомобиля. Затем включают зажигание (питание прибора возможно только в этом случае) и на жидкокристаллическом индикаторе появляются четыре цифры – код ошибки, который расшифровывается по прилагаемой книжке. В процессе определения кода неисправности сканер автоматически пытается стереть ошибку пять раз. Если это не удалось, можно предположить, что имеется серьезное повреждение и требуется вмешательство специалиста.
Системный сканер
представляет собой небольшой прибор с цветным экраном и встроенным миниатюрным принтером для распечатки отчетов. В современных версиях сканеров имеется минимум кнопок и информация вводится посредством технологии «touch screen» – прикосновением к экрану. Прибор по определенной программе связывается с электронным блоком управления, считывает и отображает в удобной для восприятия форме информацию о параметрах работы. При этом он может выполнять следующие функции: – чтение и расшифровка кодов ошибок, определенных системой самодиагностики автомобиля и хранящихся в памяти блока управления; стирание из памяти кодов, но при этом причина возникновения ошибки не устраняется; – отображение параметров работы автомобиля в реальном масштабе времени; – воздействие на блок управления, датчики, исполнительные механизмы и их активация; – внесение изменений в программу работы блока управления в пределах компетенции сервисной службы и технических возможностей сканера. Связь сканера с электронными системами автомобиля осуществляется на понятном для обеих сторон «языке», который называется протоколом связи и определяет набор используемых «слов» и порядок их применения. Поскольку автопроизводители часто используют свои оригинальные протоколы связи, сканер может работать только с определенным перечнем марок и моделей автомобилей. Универсальные системные сканеры обладают расширенными возможностями в этой области.
КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА
Диагностические комплексы
предназначены для проведения наиболее полного контроля технического состояния автомобиля на основе анализа результатов измерений различных физических параметров, состава выхлопных газов и программного сканирования электронных блоков управления. В качестве базы используется персональный компьютер с жидкокристаллическим экраном, смонтированный вместе с остальными приборами на мобильной стойке. При этом обеспечивается возможность дополнительного оснащения комплекса дополнительными приборами и оборудованием для расширения его функциональных возможностей. Наиболее оптимальный состав современного комплекса включает в себя: – быстродействующий цифровой шестиканальный мотортестер; – четырехкомпонентный газоанализатор; – универсальный системный сканер; – персональный компьютер; – закрывающаяся мобильная стойка. Основное преимущество таких комплексов заключается в их широчайших функциональных возможностях и в том, что все элементы расположены в единой мобильной закрывающейся стойке, а провода скрыты и защищены от повреждения.
Диагностирование автомобиля: задачи, виды, методы
Процесс определения технического состояния объекта с определенной точностью (объекты диагностирования — машина или ее составная часть), т.е. процесс, включающий измерения, анализ результатов измерений, постановку диагноза и принятие решения — диагностирование.
Основная задача диагностирования в процессе технического обслуживания — определение технического состояния объекта и прогнозирование его дальнейших изменений. Это позволяет управлять техническим состоянием машин.
Техническое состояние машин изменяется случайно и зависит от различных эксплуатационных факторов (почвенно-климатических условий, видов выполняемой работы, интенсивности нагрузки, квалификации механизаторов, качества обслуживания и др.).
Они по-разному влияют на интенсивность изнашивания деталей машин, в связи с чем для каждой конкретной машины требуются ремонтно-обслуживающие воздействия разных объемов.
Предварительное диагностирование машины и ее составных частей позволяет определить фактический объем работ по обслуживанию или ремонту. При этом решаются следующие задачи:
Виды диагностирования во время эксплуатации автомобиля
Диагностирование в процессе технического обслуживания увязано с системой технического обслуживания конкретной машины.
Заявочное проводится по заявке автомобилиста с целью выявления дефектов.
Ресурсное проводится с целью установления остаточного ресурса детали или соединения.
Виды диагностирования при ремонте автомобиля
Диагностирование перед ремонтом, в технической литературе называемое предремонтным, проводится непосредственно в хозяйствах, использующих технику, или на станциях технического обслуживания.
Диагностирование после ремонта, называемое послеремонтным, выполняется на ремонтных предприятиях с целью оценки качества ремонта и значения восстановленного pecуpca.
Методы диагностирования подразделяются на субъективные (органолептические) и объективные (инструментальные).
К субъективным методам диагностирования относятся:
Внешним осмотром определяют состояние уплотнений, течь топлива, масла, электролита, повреждение наружных деталей; прослушиванием — стуки, шумы и другие звуки, отличающиеся от нормальных рабочих; остукиванием — резьбовые, заклепочные, шпоночные и сварочные соединения; осязанием — места нагрева деталей, вибрацию, биение, вязкость жидкости; обонянием — состояние муфты сцепления по характерному запаху, течь бензина и т.п.
РЕКОМЕНДАЦИИ
При обнаружении признаков появления неисправностей необходимо осуществить соответствующую диагностику, так как при качественном ее проведении исключаются: – необходимость выполнения ненужных ремонтных операций; – риск, связанный с возможностью замены исправных деталей; – необоснованные финансовые, временные и моральные потери. Оценка технического состояния современного автомобиля, оснащенного электронными системами управления, объективна и достоверна только в случае, если диагностика проведена специалистом, прошедшим специальную подготовку и использующим соответствующее оборудование. Компьютерная диагностика подразумевает неоднократное подтверждение и сравнение с эталонными значениями данных о неисправности, полученных различными методами с помощью соответствующих приборов и инструментов.
Что такое компьютерная диагностика автомобиля?
Главное условие продолжительной и безаварийной работы автомобиля — диагностика основных систем и своевременное устранение проблем по мере появления. И если раньше определение неисправности занимало много времени и имело малую точность, то использование новых технологий дало возможность быстро диагностировать и устранять поломки. Что такое компьютерная диагностика автомобиля?
Автолюбители часто не представляют суть и особенности таких проверок. Но здесь все просто. Это проведение теста электронных узлов и исполнительных элементов автомобиля, которые влияют на функционирование бортовой системы и авто в целом. При помощи компьютерной диагностики определяются неисправности узлов для дальнейшего оформления специальной карты ошибок и исправления текущих неисправностей.
Когда проходить диагностику?
Автолюбители избегают затрат, поэтому диагностика часто сводится к применению «дедовских» методов или игнорированию проблемы. Такой подход приводит к еще большим повреждениям и расходам в будущем. Чтобы избежать проблем, стоит реагировать на следующие симптомы неисправности:
- рост потребления бензина (дизельного топлива) автомобилем;
- сбои в работе педали акселератора. При нажатии вместо набора скорости происходит ее замедление;
- появление выхлопов черного и белого цвета;
- возникновение шумов и стуков;
- увеличение времени прогрева силового узла (в сравнении с прошлыми показателями);
- снижение потери мощности силового узла.
Описанные выше симптомы сигнализируют о явных неполадках двигателя или других узлов автомобиля, которые определяются путем проведения компьютерной диагностики. Проверка не будет лишней и в следующих случаях:
- при покупке машины с пробегом у частника;
- при самостоятельной подготовке автомобиля к реализации. Проведение диагностики — шанс точно вычислить стоимость автомобиля;
- в ситуации, когда машина долго эксплуатируется без ремонта;
- в случаях, когда авто используется в экстремальных условиях (поездки за город, длительное путешествие, сложные погодные условия и так далее).
Как проводится компьютерная диагностика
Что же показывает диагностика и сколько времени занимает? Специалист оценивает работу механизмов, сравнивая с принятыми нормальными показателями. Для этого через специальный диагностический разъем к бортовой системе подключается сканер. Устройство считывает ошибки, просматривая информацию. Данные транслируются на монитор, специализированная программа расшифровывает коды и выдает конечный результат. В зависимости от множества факторов процесс может занимать от десяти минут до трех часов.
Качество зависит от уровня профессионализма специалиста и используемой аппаратуры. Обычно применяются следующие устройства:
- Сканеры. Бывают дилерские, рассчитанные на авто определенных марок, оборудованные специализированной программой и используемые в дилерских центрах. Сканеры, созданные исключительно для одной марки, имеют высокую точность и широчайший набор функций. Такие устройства могут выявить ошибку и предложить путь устранения указать точное нахождение неисправности, вносить коррекции в программу бортового компьютера. Дилерский сканер в руках неопытного пользователя может вызвать серьезный сбой в работе авто, поэтому такую проверку доверьте профессионалам.
- Мультимарочный сканер подходит к разным маркам, выявляет место поломки и код ошибки.
- Портативный сканер, как правило, применяется в небольших автосервисах. Служит для определения кода и локации поломки.
- Мотор-тестеры используются для выявления состояния системы зажигания, напряжения, цилиндров, клапанов, поршней и других механизмов.
- Газоанализаторы, как следует из названия, изучают состав выделяемого газа, выявляя поломки мотора.
Способы диагностики
Видео: Как используют компьютерную диагностику для авто
Вас также заинтересует:
Перед началом ремонта мастер определяется, какой механизм неисправен. Это требование актуально для всех исследуемых механизмов, будь это двигатель или подвеска. Сегодня диагностика проводится тремя способами:
- с помощью органов чувств человека, таких как обоняние, слух и зрение;
- осмотром автомобиля, применением приборов и измерением основных параметров;
- проведением электронной (компьютерной) диагностики.
На практике применяются все перечисленные выше методы. Разница лишь в продолжительности и точности процедуры. Первый метод самый простой, но не отличается точностью. Второй — точный, но подразумевает затраты времени. Идеальный вариант — компьютерная диагностика автомобиля. Ее суть — в сканировании узлов, контролируемых микропроцессором.
Мотор-тестер
Данный вид диагностического оборудования выполняет совершенно другую задачу. Его функция – это измерение основных параметров непосредственно с двигателя.
С его помощью можно отыскать любые неисправности в системе. С его помощью можно измерить токи датчиков, посмотреть на формы напряжений, осциллограммы давления топлива, проверить баланс последних, провести измерения УОЗ, стартерного тока и так далее.
Кроме этого, с помощью мотор-тестера можно снять ряд осциллограмм высокого напряжения, по которым можно увидеть состояние катушки зажигания, свечных наконечников, ВВ-проводов, компрессии, неисправности ЭБУ и так далее.
Еще один плюс – возможность измерения давления в цилиндрах во время работы двигателя.
Сама процедура выполняется очень просто: выворачивается свеча, а на ее место устанавливается датчик давления.
По полученному графику можно сделать ряд выводов по поводу:
- состояния цилиндро-поршневой группы;
- правильности установки фаз ГРМ;
- наличия подсоса воздуха во впускном тракте;
- угла опережения зажигания;
- уровня противодавления выпускной системы.
Это далеко не полный список возможностей, которые дает мотор-тестер.
Благодаря полученным данным можно гораздо быстрее выявить неисправность и устранить ее.
В некоторых случаях получается даже определить наличие межвиткового замыкания форсунок или обрыва в них.
Особенности проверки
Новые модели машин имеют ЭБУ (электронный блок управления), который фиксирует текущие ошибки и оповещает водителя о наличии проблем с тем или иным узлом. Все неисправности выявляются при помощи специальных комплексов. На сервисе проводится:
- диагностика мотора автомобиля, проверка работы всех датчиков, контроллеров и систем;
- диагностика корректности работы кривошипно-шатунной группы и ЭБУ.
Программа для диагностики авто
Как только все проверки завершены, на экране монитора появляются текущие неисправности. Далее программа перенастраивает ЭБУ (при наличии нарушений). Если проблема заключается в сбое топливной системы, то программа определяет вариант ремонта. Кроме двигателя, топливной системы и системы охлаждения проводится проверка других систем — коробки передач и ходовых узлов автомобиля. При комплексной диагностике вероятность что-то упустить минимальна. Специалист точно определяет неисправность, что экономит время на поиск проблемы и деньги на ремонт исправных деталей.
Делаем предварительные выводы
Все описанные выше устройства абсолютно разные по принципу действия, но они дополняют друг друга.
На практике, без любого из описанных выше приборов можно обойтись, но в этом случае точность измерений уменьшится. Что касается остального оборудования, то оно носит исключительно вспомогательный характер.
В частности, топливный манометр пригодится для измерения давления, специальные стенды – для проверки модулей и свечей зажигания.
Понадобится также установка для , набор и пробники.
Но иметь нужные это одно, ведь нужно еще знать ход операций при проведении диагностики той или иной системы автомобиля.
Нюансы диагностики
Видео: Компьютерная диагностика автомобиля ELM327 (Часть 1)
Популярная проверка — диагностика двигателя, для проведения которой используется сканер и мотор-тестер. Сначала производится сканирование узлов — электронная диагностика. В роли сканера выступает персональный компьютер (или ноутбук), который подключается через диагностический разъем и считывает коды ошибок. Особенность такого прибора — помощь в управлении механизмами и расшифровывание сигналов, посылаемых от микропроцессорных датчиков. На практике сканирования недостаточно для определения неисправности. Чтобы получить точные результаты, применяется мотор-тестер — многоканальный осциллограф. Задача устройства — измерение поступающих с бортового компьютера сигналов, вывод осциллограмм и других данных на экран. Дополнительная информация позволяет сделать точные выводы по неисправности и решить, что делать дальше. Описанное выше оборудование выпускается двух видов:
- мотор-тестеры стационарного типа — устройства, предназначенные для многосторонней диагностики транспортного средства. В таких системах OBD-II — лишь небольшая часть системы газоанализатора, снятия параметров компрессии, давления в топливной системе и так далее;
- дилерские сканеры (специализированные устройства) — цифровые изделия, отличающиеся многофункциональностью. По сути, это комбинация небольшого компьютера, осциллографа и мультиметра. Стоимость специализированного устройства превышает 2-3 тысячи долларов, поэтому найти его можно только на специализированном СТО.
Несмотря на точность и простоту, компьютерная диагностика автомобиля занимает определенное время. Проблему невозможно выявить мгновенно. Средняя продолжительность тестов — 20-30 минут, ведь специалисты на СТО не просто считывают коды ошибок, но и расшифровывают показания ЭБУ.
Компьютерная диагностика проводится при помощи специализированного оборудования:
Дилерский сканер.
Профессиональный прибор, рассчитанный на техническое обслуживание определенной марки автомобиля и родственных с ней. Выпускается непосредственно производителями марки или по их заказу. Имеет оригинальное программное обеспечение. Как правило применяется в дилерских сервисных центрах. Отличается абсолютной точностью сканирования. Обладает широким функционалом: вплоть до возможности перепрошивки бортового компьютера. Преимущество сканера в том, что он не просто выдаёт код ошибки, но и дает подробную расшифровку поломки. Точно определяет причины неисправности и предоставляет возможные варианты решения. Определяет локацию неисправности. Корректирует программное обеспечение бортового компьютера. Узкая специализация и многофункциональность предполагают высокую стоимость подобных приборов. Диагностику автомобиля с помощью дилерского сканера лучше доверить профессионалам. Поскольку неверная настройка и неправильное применение сканера может привести к серьезным сбоям во всей электронной системе автомобиля.
Портативный сканер
Универсальный и компактный прибор. Выдает код ошибки и указывает место поломки. Имеет небольшие габариты и приемлемую стоимость. Подходит для индивидуального использования и в небольших автомастерских.
Мультимарочный сканер
В отличие от дилерского сканера имеет более скромный набор диагностических возможностей. Основное достоинство этого прибора-универсальность. Способен диагностировать практически все современные марки автомобилей. Обладает большим набором функций. Некоторые модели позволяют сделать безопасную настройку бортового компьютера. Прост в использовании и недорогой, поэтому популярен среди полупрофессионалов и обычных автолюбителей.
Сканеры для грузовых автомобилей, спецтехники и мотоциклов
Мультимарочные универсальные сканеры
Этапы работы по компьютерной диагностике автомобиля
Компьютерная диагностика двигателя автомобиля
Компьютерная диагностика включает в себя тестирование электроники автомобиля и блоков, отвечающих за работу основных узлов транспортного средства — мотора, подвески, круиз-контроля, трансмиссии, навигации, приборной панели и так далее. Работа проходит в несколько этапов:
- Проверяются узлы автомобиля при помощи имеющихся средств диагностики, снимаются основные данные с узлов автомобиля, считываются ошибки. На этом этапе работник СТО должен правильно расшифровать показания сканера и сделать предварительные выводы по поводу неисправности;
- На втором этапе делается дополнительное аналоговое тестирование. Проверяется электрическая часть автомобиля — провода, АКБ, контактные соединения, генератор. Мастер определяется, система исправна или нет. В противном случае остальные данные не будут иметь значения;
- Проверяются параметры автомобиля в режиме онлайн. Название опции — «Data Strea». Информация по потоку — шанс проверить сигналы от исполнительных органов и прочих элементов. В этом режиме на экране тестирующего устройства видны основные параметры — впрыска топлива, датчиков, режима ХХ и так далее;
- Проводится анализ данных, которые получены в процессе проверки. Как уже упоминалось, сканер выдает основные осциллограммы, которые стоит сравнить с типовыми для каждого из автомобилей. Обычно у квалифицированного мастера вся эта информация имеется под рукой;
- Записанные в память контроллера ошибки стираются. После этого проводится повторная инициализация. В ряде случаев приходится выполнять повторную работу по инициализации (если были сбиты основные параметры).
Современная диагностика автомобилей
В недавнем по историческим меркам прошлом, лет так 60 назад, если бы кто-то попросил в магазине книгу об «электронике автомобилей», она была бы очень маленькой, а книг об «электронной диагностике автомобилей» не было вообще. Но мы живем в другое время и без этих понятий и атрибутов автомобиль уже представить невозможно.
Первая электроника в автомобилях контролировала лишь управление двигателем. Но прогресс движется вперед. В современные модели автомобилей внедряют десятки подобных блоков управления. Эти системы могут управлять практически любым элементом транспортного средства:
- регулировать работу двигателя;
- контролировать тормозную систему;
- отвечать за климат-контроль и создавать комфортные условия в салоне;
- управлять коробкой передач.
Технологический процесс диагностики автомобилей это
Одним из важнейших направлений технического прогресса на автомобильном транспорте является внедрение в производство ТО и ремонта методов и средств технической диагностики, позволяющих обнаруживать дефекты без разборки автомобиля. Техническое состояние агрегатов, узлов и приборов автомобиля устанавливается по диагностическим параметрам, предельные значения которых свидетельствуют о нарушении режима работы, регулировок, сопряжений деталей механизмов и при-бооов.
Диагностирование подвижного состава в зависимости от назначения, периодичности, перечня выполненных работ, трудоемкости и места в технологическом процессе ТО и TP имеет два основных вида.
Экспресс-диагностика, или общая диагностика (Д-1). Она предназначена рдя определения технического состояния узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения автомобиля (ОБД), — тормозной системы, рулевого управления, шин, внешних приборов освещения и сигнализации, отказы которых могут вызвать аварийные ситуации. Экспресс-диагностика проводится только для определения работоспособности автомобиля и качества выполненных работ при ТО-1, ТО-2 и TP узлов ОБД.
Классические способы диагностики авто
Диагностика – это процесс нахождения причин неисправности по определенным признакам.
До того, как в автомобилях начали использовать сложные электронные блоки, электрические цепи автомобиля представляли собой довольно простые системы. Эти цепи получали питание от аккумуляторной батареи. Схема подключения была довольно простая: тумблер (кнопка) – реле – исполнительный механизм. Для того чтобы найти неисправность в такой цепи, автоэлектрику не нужно было обладать специальным оборудованием, достаточно иметь контрольную лампу, амперметр и вольтметр, чтобы отследить получение питания отдельных узлов. В случае нахождения неисправности, вышедший из строя узел менялся на новый. Даже в случае с неизвестными марками автомобилей, ремонтнику не приходилось много трудиться, по конструкции и принципу действия все автомобили были похожи.
Диагностика системы охлаждения
В ходе диагностики системы охлаждения автомобиля необходимо проверить:
- Наличие течи из радиаторов (основного и отопителя);
- Соты радиаторов проверить на загрязненность;
- Состояние расширительного бачка на предмет его поломки;
- Засорение каналов системы;
- ;
- Проверить работу водяного насоса;
- Состояние охлаждающей жидкости (при необходимости она доливается, или заменяется на новую).
Как можно предположить в наличии сложного оборудовании и приборов, при данной диагностики, нет необходимости.
Диагностируем двигатель автомобиля.
Диагностирование двигателя на 50% пересекается с общей диагностикой автомобиля, поэтому читайте здесь — .
Современная компьютерная диагностика
На современных автомобилях очень мало используется старый метод питания двумя уровнями, плюс либо масса. Сигнал по CAN-шинам передается с помощью сложных аналоговых и системы двоичных сигналов, он идет от датчиков к ЭБУ, далее к исполнительным механизмам. При этом контрольная лампа, как и очень многие другие традиционные методы, как, например, в случае со старыми автомобилями, мало чем помогут. А в некоторых случаях могут навредить, нанеся повреждения проводке.
Эти тенденции привели к необходимости создания принципиально нового диагностического оборудования и разработке новых компьютерных программ, которые бы обеспечили быстрый доступ к необходимой информации о ремонтируемом автомобиле.
Теперь при помощи компьютерной диагностики имеется прекрасная возможность проверять работу не только двигателя, но и тормозных систем автомобилей, климатической установки, приборной панели, мультимедийных систем и тому подобное.
С помощью компьютерной проверки водитель может максимально точно и быстро проанализировать состояние отдельных механизмов, которые находятся под управлением электроники. Такая комплексная диагностика позволяет удостовериться в том, что машина действительно исправна.
Оборудование для диагностики
Существует три типа диагностических приборов: газоанализаторы, мотортестеры и сканеры.
Сканер
Первый прибор – это сканер. Он подключается к автомобилю, к диагностическому разъёму. Сканер – это прибор, который позволяет общаться с блоком управления двигателем. Собственно говоря, он и задуман для работы с блоком управления.
Та информация, которую мы видим на сканере — это информация из блока управления. Если на сканере написано «угол опережения зажигания — 15 градусов», означает ли это, что он реально там 15 градусов? Конечно же нет. Да, он может быть и 15. Но, 15 – это считает блок управления, так он задал угол и выдает 15 градусов.
Мотортестер
Данный прибор – это глаза диагноста. Мотортестер – это измерительный прибор, который можно сравнить по работе с мультиметром. Это такой мощный прибор, заточенный под диагностику двигателей, под измерение высокого напряжения, давлений, токов. Причем, больших токов, всевозможных напряжений, для съема осцилограмм, для их запоминания. То есть это измерительный прибор, в отличие от сканера. Сканер ничего сам не измеряет, сканер отображает то, что видит блок управления.
В сканере мы можем увидеть 15 градусов, подключаем мотортестер, смотрим, а там 5 или 0, или даже минус.
Газоанализатор
То, что у двигателя вылетает из выхлопной трубы – это тоже источник диагностической информации. К примеру, вы приходите к врачу, говорите – у меня болит то-то и то-то, он дает вам направление на анализы, потому что ему нужна информация о том, что у вас там в крови и сколько там сахара, сколько того и того.
То, что у двигателя в выхлопной трубе – это то, что произвел двигатель в результате своей работы, в результате своей жизнедеятельности. Он выполняет механическую работу и производит отработанные газы. Вот как доктор по анализу видит, что происходит, так и мы по составам отработанных газов видим, что происходит в двигателе.
Дополнительное оборудование
Даже основными диагностическими приборами нельзя полностью собрать информацию о некорректной работе двигателя. Остаются небольшие области, в которых все три прибора бессильны. Здесь используется дополнительное диагностическое оборудование.
Топливные монометры
В первую очередь, это набор топливных манометров. Набор переходников под разные системы, разные модели автомобилей. Компрессометр служит для оценки состояния цилиндров. Но более серьезно их можно оценить пневмотестером. Им можно определить досконально работу цилиндра, железа цилиндра.
Пример из практики автосервиса “Желтый бокс”
Приезжает автомобиль, троит, подтраивает. Меряем компрессию – все хорошо, но по газоанализу видно, что не все хорошо, а компрессия вроде бы нормальная. Берем пневмотестер, смотрим – а в одном цилиндре утечка. И уже знаем: какая утечка и куда (через клапан, через кольцо или в систему охлаждения).
Тестер утечек
Попросту говоря — это генератор дыма. Туда заливается специальный состав, он там нагревается, дымится со страшной силой, и дым подается во впускной коллектор. Это делается для того, чтобы найти утечки во впускном коллекторе. Какие места утечек могут быть: Ось дроссельной заслонки. Куда дроссельная заслонка одевается, из этих втулочек дымит регулярно. Если дроссельный узел походил лет пять — уже будет дымить оттуда. Регуляторы холостого хода.
Конечно, это не основной прибор, нет крайней необходимости в нем, но очень полезная вещь, очень удобная и значительно облегчает поиск подсоса воздуха.
Стетоскоп технический
Тоже очень полезная штука, стоит копейки. Этим прибором можно прослушать двигатель на пример каких-то механических стуков, где-то там поршня постукивают, клапана постукивают, побрякивают, используют для прослушивания форсунок.
Эндоскоп
Очень удобная штука, одно дело, когда вы что-то померяли, посмотрели. А если предполагать, что детонация происходит из-за нагара в камере сгорания, потому что других причин нет? Как это увидеть, не разбирая двигатель? – Эндоскопом. Выворачиваем свечку, заглядываем, смотрим.
Эндоскопы бывают как самостоятельные приборы и как камеры с подключением к компьютеру. Существует большая проблема – не заводится двигатель в морозы. На впускных клапанах, вследствие подачи топлива на клапан – впрысковые моторы подают топливо на клапан, и он обрастает смолой, покрывается ей как губкой. Топливо брызнуло на клапан, клапан горячий, что могло испариться – испарилось, а смола осталась. И в итоге впрысковые моторы вот этим страдали. Форсунка брызнула на клапан, бензин впитался, образовавшейся смолой, и машина не завелась. Тоже, это очень легко обнаружить эндоскопом.
Диагностика автомобиля перед покупкой. Что и на каких моделях делать
Покупка подержанного автомобиля по определению предполагает некий комплекс проверочных процедур, конечным результатом которого должна стать оценка его состояния. Но если еще лет 15 назад машину было достаточно посмотреть самому или показать сведущему знакомому, то теперь все иначе. Не зря даже люди, оказывающие такую услугу, как подбор автомобиля, не всегда берутся за помощь в покупке европейских премиум-моделей. Что же делать обывателю, куда обращаться и что проверять? Сразу оговоримся — речь пойдет об агрегатах, а не о кузове.
Начать с «помогая»?
Безусловно, каждый осматриваемый автомобиль в сервис не потащишь. И дорого, и много времени отнимает. Когда потенциальный покупатель совсем ни «бум-бум», все-таки имеет смысл обратиться к «помогаям». Вот только выбирать их надо с не меньшей тщательностью, чем будущий автомобиль. В интернете много объявлений об оказании такого рода услуги от бывших или нынешних «барыг» с рынка, которые имеют свою или аффилированы с какими-то «продажными» структурами. Например, смотришь карточку специалиста, а в ней на соседней странице список автомобилей на реализации. Или обратились к человеку, а он приглашает на некую торговую площадку либо со словами «есть хороший вариант» сразу предлагает посмотреть конкретный экземпляр. Это наводит на подозрения.
Хорошо, если человек помимо квалифицированной помощи готов беречь ваши деньги. Честный подборщик, например, предложит накидывать ему объявления с понравившимися вам вариантами. Сам будет просматривать их и связываться с продавцами. Стоит обратить внимание на то, как общается ваш будущий помощник в Сети. Насколько развернутые ответы на вопросы дает. В общем, насколько там активен. По этому можно сделать вывод, единственный ли у него этот вид деятельности и готов ли он уделить вам достаточно времени. Наконец, квалифицированный специалист имеет в своем арсенале ряд инструментов, полтора десятка лет назад казавшихся высокими технологиями: сканеры, один или два толщиномера, ультрафиолетовую лампу. Хотя часто бывает, что ничего этого нет!
И все-таки подобная помощь не дает 100% гарантии покупки беспроблемного экземпляра (но, естественно, платная: от 1500–5000 рублей и более в зависимости от количества проведенного времени и стоимости подбираемого автомобиля). Узлы и агрегаты, в отличие от того же кузова, не проверишь «на коленке», то есть на улице. По-хорошему, выбранную машину надо везти в сервис. Но в какой? СТО, специализирующиеся на замене расходных материалов — что одиночные, что сетевые, — в этом отношении не самый лучший выбор.
Наверняка за символическую плату вам предоставят яму или подъемник. Однако этим помощь в такого рода организациях, скорее всего, будет ограничена. Как правило, рядовые сотрудники подобных структур не разбираются (и не должны!) во всех конструктивных особенностях клиентских автомобилей. Достаточно знать, где сливная пробка, масляный фильтр и какое масло (антифриз, ATF) надо заливать в конкретную модель. А что у нее там может случиться с ЦПГ или как нужно ревизировать ГРМ — это прерогатива «ремонтных» сервисов. Тем более что далеко не каждая СТО по замене масла готова пойти на такие процедуры, как замер компрессии — долго, неприбыльно. Зато у «сетевиков» начали появляться базы данных — с сервисными и ремонтными операциями и, главное, с пробегами. У кого-то они в открытом доступе. Где-то их можно получить с разрешения владельца/продавца. Надо этим пользоваться!
Наивно было бы рассчитывать на честную оценку в СТО при дилерских центрах — если показывать им экземпляры, реализуемые тут же, то есть зачтенные по программе trade in. А дилеры сейчас, кстати, на «бэушку» часто делают основную ставку. Да и нет у механиков сервисов ДЦ столько опыта, чтобы оценить автомобили других, непрофильных марок.
Остаются «альтернативные» сервисы. Иногда гаражные, размером в один бокс (да, есть у них потенциал, примером тому наш «дядя Вася»). В ином случае вполне себе серьезные центры с узкой специализацией — на конкретных агрегатах, марках, «немцах», «японцах» и т. д. Послушаем, что говорят те и другие. Начнем с самого простого — с автомобилей немолодых.
По законам 80-х и почти до нашего времени
Парадокс: несмотря на то, что со времен карбюратора и полностью гидравлического «автомата» автомобили перешли на электронное управление, сложнее они не стали. По крайней мере многие из них. Напротив, их стало проще диагностировать, и, соответственно, искать неисправности. Даже использование CAN-шины не усложнило этот процесс. Мы говорим, конечно, о японцах и корейцах, которые еще десятилетие назад выпускали автомобили, не способные напугать сошедшими с ума блоками управления.
Сергей Воронин
Диагност
— Примерно до 2010 года японские и корейские автомобили не имели множественных блоков управления, как немецкие премиальные модели. ЭБУ двигателя/коробки да блочок в комбинации приборов, вот и все. Плохо то, что пробег прописывался только в последнем, и скорректировать его не составляет труда. С другой стороны, отсутствие множества блоков исключает их выход из строя, что часто происходит на более поздних автомобилях. Так что компьютерная диагностика для машин тех лет — не реальный инструмент оценки состояния, а, скорее, элемент самоуспокоения. По крайней мере, выработку по цилиндрам не покажет. Лучше вооружайтесь толщиномером, смотрите отчеты на различных сайтах, на том же Дроме. Если же соберетесь показывать автомобиль механикам, то просите измерить компрессию, обследовать на предмет утечек масла и т. п.
Машины, выпущенные позже, подсоединять к сканеру нужно обязательно. Это не всегда помогает установить действительный пробег — его научились стирать во всех блоках. Зато укажет на неисправные датчики и блоки управления, что в некоторых случаях поможет сэкономить вплоть до нескольких десятков тысяч рублей.
Выслушаем еще одно мнение, в общем-то, схожее, но со своими дополнениями.
Денис Шевченко
Частный мастер
— Стоит в первую очередь самому сделать элементарную проверку двигателя. Открутить крышку маслозаливной горловины, посмотреть, есть ли вакуум. Вытащить щуп и оценить — не дымит ли из его шахты. Поднести к ней палец и глянуть, забрызгало ли его маслом. Двигатель «сапунит», значит, имеется масложор. Соответственно, существует и износ ЦПГ.
Что касается проверки в сервисе, то компрессия, на мой взгляд, не дает реальной картины. Я предпочитаю использовать пневмотест — проверку камер сгорания на утечки, которая проводится при неподвижных поршнях.
А проверять, уверен, надо все приобретаемые автомобили. Ведь даже, казалось бы, самые надежные и ресурсные двигатели доводят до плачевного состояния. Последний пример — 5,7-литровый 3UR-FE Toyota Tundra. Пробег на одометре в переводе на км 210 000, но внутри мотор сильно закоксован. Масло на впуске, кольца залегшие, поршни с характерным износом на «юбках» и болтаются в цилиндрах. У последних присутствует выработка.
К тому же, по моим наблюдениям, на многих современных автомобилях тысяч после 120 начинает крошиться керамический наполнитель катализатора. И получившуюся пыль может засасывать в цилиндры.
Немецкий премиум: жив, пока обслуживают
Если уж приговаривают такие «миллионники», как 3UR, то что говорить о немецких моторах, которые где-то нежнее и всегда сложнее. К ним нужен особый подход и особенные места диагностики.
Александр Санников
Директор по развитию СТО DAS Autoservice
— Разумеется, все VAG, BMW, Mercedes и Porsche надо показывать специалистам, постоянно их обслуживающим и ремонтирующим. То есть везти в специализирующиеся на них сервисы. Мы, например, наличие задиров на стенках цилиндров моторов Audi, VW и Porsche услышим по звуку. А двигатели MB в таких ситуациях «молчат», и в них надо заглядывать. И подобных нюансов масса.
Полный осмотр и диагностика у нас занимают три часа и стоят 4200 рублей. Довольно тяжелая услуга. Надо и продавца не обидеть (зачастую нашего клиента), и покупателю рассказать всю правду. Нас спасает то, что 90–95% наших клиентов — владельцев недешевых «немцев» — не скручивают пробеги. Тем не менее скорректировать его даже на премиальных моделях — не проблема. Давно научились стирать во всех блоках. Косвенно это можно увидеть по наличию ошибок в блоке управления приборной панелью. Либо по всплывающей во время диагностики неисправности каких-то блоков. Пока не умеют взламывать разве что виртуальные «приборки», но это, видимо, лишь вопрос времени.
Как правило, второй владелец уже недостаточно качественно обслуживает автомобиль. И последствия не заставляют себя долго ждать. К нам привозят машины в буквальном смысле без подвески, с масложором и пинающимся «автоматом». Мы даем расчет, во сколько обойдется ремонт. Покупатель может решить, стоит ли ему связываться с конкретным экземпляром. Например, в отношении Porsche Macan 2014 года, продававшегося за 2 100 000 рублей, это было более-менее целесообразно (надо было вложить порядка 400 000). А с за 700 000–900 000 рублей, где понадобилось бы 300 000, — нет. Столько же для восстановления способна потребовать какого-нибудь 2010 года, которая стоит еще дешевле.
Поэтому советуем среди «немцев» выбирать экземпляры не старше четырех-пяти лет — это касается как Кайенов, так и Октавий. При этом не особо надеясь на то, что какой-нибудь крупный автосалон, специализирующийся на «бэушке», продает исключительно ухоженные машины. К нам периодически везут из одного такого — крупного и известного в городе. Откровенный хлам, о чем сообщаем покупателям. Напротив, один из официальных дилеров, торгующий подержанными автомобилями, постоянно обращается в наш сервис — на обслуживание, ремонт, в общем, на честную предпродажную подготовку.
Дизели: что важнее и дороже — ЦПГ или ТА?
У двигателей на тяжелом топливе своя специфика. Естественно, топливную аппаратуру — форсунки и насосы высокого давления в рамках систем direct injection — надо проверять и у бензиновых моторов. Однако на дизелях составляющие систем впрыска топлива, во-первых, стоят обычно дороже. Во-вторых, каждый дизель — в группе риска. Правда, не все считают компоненты топливной аппаратуры самой затратной частью доведения купленного автомобиля до ума.
Андрей Писарев
Технический директор СТО «Автодом»
— Если говорить о возможных финансовых потерях после покупки подержанного автомобиля, то в первую очередь нужно оценивать состояние цилиндропоршневой группы. Именно задранный блок, что встречается совсем не редко, способен вытянуть из нового владельца порой половину или даже полную стоимость только что купленного автомобиля. Нужно мерить компрессию или заглядывать в камеры сгорания эндоскопом.
Но тут возникает определенная проблема. Компрессию правильнее замерять через отверстия для свечей накаливания. Последние, к сожалению, обычно прикипают к головке блока. Настолько, что при попытке открутить их сворачивают. А это демонтаж ГБЦ и высверливание. В общем, операции, выходящие далеко за пределы простой проверки двигателя. Только на некоторых марках и моделях, в частности на Mercedes-Benz, можно сделать так называемое относительное измерение компрессии, которое дает диаграмму, и уже по ней удается определить состояние ЦПГ и топливной системы. Владельцы знают о нюансе со свечами и в 90% случаев не соглашаются на такую проверку.
Диагностика/осмотр стоят у нас от 1500 до 3000 рублей и занимают от часа до трех. Но современные V-образные дизели — это отдельная тема. Скажем, проверка 1VD-FTV на TLC 200 вполне способна затянуться на день и обойтись в 15 000 рублей.
Проверить форсунки и топливный насос одним сканером нельзя. Лишь на Мерседесе, как говорилось выше, компьютерная диагностика позволяет узнать многое. Кое-что на других «европейцах» и на Тойотах. В остальных случаях точно определить состояние компонентов топливной аппаратуры поможет только их демонтаж и проверка на стенде. На это продавец уж точно не пойдет. Тем не менее есть простой способ узнать если и не остаточный ресурс форсунок и ТНВД, то хотя бы их фактическую работоспособность. Пуск на холодную! Попросите продавца не прогревать автомобиль перед вашим визитом. И посмотрите, как дизель заводится. Если сразу, то с топливной аппаратурой, да и компрессией, все в порядке.
Трансмиссия: теоретически можно самому
Да, все верно, почувствовать некорректную работу коробки в ряде случаев удастся самостоятельно. Но далеко не каждому обывателю и точно не в нюансах. Между тем именно последние часто указывают на состояние основного агрегата трансмиссии. В конце концов, на цвет и запах нужно проверить ATF. А как это сделать без подъемника или ямы на «автоматах», что не имеют щупа?
Станислав Рудометов
Заместитель директора сервиса «Тахо Трансмишн»
— Само собой, обязателен нормальный тест-драйв. Посмотреть, трогается ли автомобиль с холостых оборотов. Насколько быстры и незаметны переключения передач. Есть ли вибрация. Скажем, первый признак стершейся блокировки гидротрансформатора, с чего по обыкновению на современных коробках начинается износ всех фрикционных пакетов и других узлов — это вибрации на скорости 60–100 км/ч. Опытный специалист их почувствует и отделит от схожих, возникающих по другим причинам.
У вариатора причина вибраций — в большинстве случаев растянувшийся ремень. Как следствие, возникает так называемый его «прострел» и пробуксовка относительно конусов, отчего менять необходимо весь вариаторный узел. Нужно послушать посторонние шумы, какие обычно издают подшипники тех же конусов.
Естественно, надо подключать сканер к блоку управления трансмиссией — можно увидеть некорректно работающие или вышедшие из строя соленоиды. А это уже косвенно укажет на некие проблемы с «железом». Могут обнаружиться ошибки в истории диагностики, что также позволит сделать выводы о состоянии коробки и о том, какие манипуляции с ней ранее проводили.
Снизу надо смотреть, нет ли потеков, особенно по стыку между коробкой и двигателем. Не замят или не расколот ли поддон (на «европейцах» они часто пластиковые). Имеет смысл и шумы дополнительно послушать. И уж, конечно, на коробках без щупа слить немного масла, по которому опять же можно сделать вывод о том, как эксплуатировался и обслуживался агрегат.
Еще до посещения СТО потенциальный покупатель может прогнать рычаг трансмиссии по режимам. Удостовериться, нет ли задержек при переходе из одного в другой. И не моргает ли на панели индикация режимов, что укажет на проблемы с электроникой. К примеру, на Хондах за это отвечает D, у Mitsubishi — N, на Тойотах будет вспыхивать и гаснуть иконка овердрайва.
Проверять, естественно, следует и полный привод. Качественно сделать это за время короткой поездки не всегда возможно. Обыватель так и вовсе, скорее всего, ничего не поймет. А на подъемнике хорошо видно, подключается ли муфтой дополнительная пара колес и с какими ударами и шумом это делает. Другой нюанс — характерные конструктивные просчеты на конкретных моделях. Так, на кроссоверах Hyundai/Kia вода попадает к шлицевому соединению промежуточного вала «раздатки». Оно ржавеет, шлицы срезает.
Когда говорим о диагностике трансмиссии, речь не идет о каких-то старых «автоматах». Напротив, чем современнее коробки, тем они проблемнее. Скажем, сейчас в ремонт пошли совсем свежие Toyota и Lexus (Harrier, RAV4, и т. д.), еще не разменявшие вторую сотню тысяч км. В их вариаторах закончился ресурс подшипников конусов.
И это мы еще не сказали о внедорожниках. С продольным расположением двигателя, двумя карданами и полноценной «раздаткой». Их также обязательно показывать сервисменам, но желательно тем, что обслуживают, ремонтируют и тюнингуют джипы. В этом случае необходимо проверять на люфты редукторы, крестовины валов, делать off-road-тест раздаточной коробки. Цена восстановления будет, естественно, не как при гильзовке блока. Однако по худшему варианту это все равно десятки тысяч рублей.
Сама же демонстрация приобретаемого автомобиля механикам за редкими исключениями оценивается всего лишь в 500–1000 рублей. И даже если платить кратные суммы, в сравнении с возможными ремонтными тратами они покажутся мизером.
Зачем нужно проводить диагностику
Обстоятельства, при которых владельцу транспортного средства желательно провести его комплексную диагностику:
- Если он заметил «странности» при управлении автомобилем, например: увеличенный расход топлива;
- замедление при нажатии на педаль газа;
- длительный (дольше обычного) прогрев;
- не запускается / плохо запускается;
- заметно потерял мощность;
- издает посторонние шумы и стуки;
- выпускает черный или белый выхлоп;
- работает неравномерно и др.
Субъективные методы
Наибольшее распространение получили следующие субъективные методы:
- визуальный
- прослушивание работы механизма
- ощупывание механизма
- заключение о техническом состоянии на основании логического мышления
Визуальный метод дает возможность обнаружить, например, следующие неисправности:
- нарушение уплотнений, трещины, дефекты трубопроводов, соединительных шлангов и т.п. — по течи топлива, масла, эксплуатационных жидкостей
- неполное сгорание топлива — по дымлению из выхлопной трубы
- подтекание форсунок — по повышению уровня масла в поддоне картера двигателя и т.д.
Прослушивание работы механизма позволяет обнаружить следующие неисправности:
- увеличенный зазор между клапанами и коромыслами механизма газораспределения — по стукам в зоне клапанного механизма
- повышенный износ шатунных и коренных подшипников — по стукам в соответствующих зонах кривошипно-шатунного механизма при изменении частоты вращения коленчатого вала
- чрезмерное опережение или запаздывание впрыска топлива — по характеру звука выхлопа (при раннем впрыске — «жесткая работа», при позднем — «мягкая»)
- неисправности сцепления автомобиля — по шуму и стукам при переключении передачи и др.
Методом ощупывания механизма можно определить такие неисправности:
- ослабление креплений — по относительному перемещению деталей
- неисправности отдельных трущихся механизмов и деталей — по чрезмерному их нагреву
- неисправности рулевого механизма — по толчкам на рулевом колесе и др.
На основании логического мышления можно сделать заключение о следующих неисправностях:
- топливной аппаратуры — затруднен пуск двигателя
- системы охлаждения — двигатель перегревается и др.