Коробка передач является одним из наиболее важных узлов транспортного средства. Без нормального функционирования данного элемента езда на автомобиле будет не просто затрудненной, но и может привести к различным непредвиденным ситуациям, которые несут угрозу жизни и здоровью водителя, пассажиров, а также других участников дорожного движения. Именно поэтому важно вовремя выявить неисправность коробки передач.
Об основных признаках износа синхронизаторов в МКПП и остальных поломках узла мы и поговорим сейчас.
Особенности работы механизма
Прежде чем обсуждать признаки неисправности коробки передач, следует понять, как данный узел функционирует вообще. Предназначение КПП сводится к тому, чтобы изменять крутящий момент, а также передавать его от силового агрегата на колеса. С помощью коробки передач можно на неограниченный срок разобщать эти элементы.
В случае механической трансмиссии крутящий момент меняется поступенно (роль ступени играют две взаимодействующие шестерни). При этом для каждой ступени характерен свой показатель передаточного числа. Когда водитель меняет положение рычага, шестерни двигаются по валам, после чего сцепляются друг с другом. Именно это и позволяет осуществлять изменение режимов работы транспортного средства. Неисправности МКПП приводят к тому, что автомобиль становится непригодным для эксплуатации, или же его использование будет затрудненным.
Как произвести диагностику АКПП?
Для диагностики, считывания показателей и ошибок используются автомобильные сканеры ELM327. Также используют другие мультимарочные устройства имеющие возможность диагностировать кузовную электронику, подушки безопасности и т.д. Они так же работают по протоколу OBD2 с CAN-шиной:
- Scan Tool Pro;
- DELPHI DS150E;
- ELM327 Wi-Fi;
- EasyDiag 3.0;
- Scanmatik 2;
- Launch X431 Pro.
Как говорилось в начале статьи, Гранта получила новые «мозги» с поддержкой CAN (M74CAN). Данное нововведение способно интегрировать «мозги» с сигнализациями, магнитолами, имеющими CAN-шину.
Часто ставят контроллер «Стандарт» с номером Ителма 11186-1411020-22: Данный ECU не имеется совместимости с более ранними моделями ВАЗ . В ранних ВАЗах, например, Приора, ЭБУ шёл с К-каналом для передачи данных.
У серийных прошивок стоит обозначить на оптимизированную динамичную версию для 1,6-литровой 8-клапанной Гранты с контроллером «М74» и норме уровня выброса отработанных газов «ЕURO-2».
Чип-тюнинг ECU позволяет физически отключить второй датчик кислорода («лямбд зонда») вместе с катализатором. Если реализовать данную версию прошивки, то это приведёт к значительному росту динамических возможностей Гранты.
Чтобы узнать, какая прошивка у блока управления используют приложение OpenDiag, совместно с диагностическим адаптером подключаемому к OBD2 разъему.
1С помощью приборной панели (бортового компьютера). Процесс описан в инструкции по эксплуатации авто.
Что приводит к поломке узла
Как правило, неисправности КПП возникают в случае:
- неправильной эксплуатации транспортного средства (некачественное масло, резкое переключение рычага, агрессивная езда);
- естественного износа;
- некачественного ремонта (включая и использование неоригинальных комплектующих);
- механических повреждений.
Все это может привести к тому, что возникнут неисправности механической коробки передач.
Советы и рекомендации
С учетом того, что процедура снятия и последующего разбора коробки передач весьма трудоемкая, необходимо перед началом работ проводить диагностику МКПП.
- Если в КПП возникли шумы (как на холостом ходу и/или под нагрузкой), при переключении передач слышен хруст, машина сильно дергается и т.д., необходимо прекратить эксплуатацию ТС и выполнить ряд диагностических процедур. При этом важно понимать, что если МКПП шумит или гудит на новом автомобиле, а также коробка некорректно работает, это не обкатка агрегата. В данной ситуации высока вероятность брака, то есть нужно незамедлительно обращаться по гарантии.
- В некоторых случаях при возникновении проблем с МКПП рекомендуется делать промывку коробки передач. Данное решение позволяет удалить из агрегата стойки загрязнения и продукты износа. Плюсом является то, что демонтаж коробки не производится. Потребуется только слить «отработку», залить промывочное масло для КПП, затем слить промывку и заправить агрегат свежей смазкой.
- Что касается всевозможных присадок в коробку передач, нужно учитывать, что серьезные поломки такие средства не устраняют. Если же использовать составы в целях профилактики, без необходимости заливать присадку в КПП также не рекомендуется. Дело в том, что составы так или иначе воздействуют на масло и детали агрегата.
Будет полезно: Чем промыть двигатель от нагара
- Зачастую капитальный ремонт коробки предполагает, что изношенные детали нужно заменить на новые. При этом часто меняются все «внутренности» КПП, так как только после разборки КПП можно оценить степень износа валов, шестерней и других элементов. С одной стороны, такой ремонт позволяет не только вернуть работоспособность агрегату, но и говорить о большом ресурсе восстановленной коробки. Однако минусом является высокая стоимость такого капремонта коробки передач. С учетом вышесказанного более рациональным решением зачастую является приобретение контрактного агрегата в хорошем состоянии с гарантией.
- При необходимости выполнить ремонт КПП, особенно если такой ремонт проводится на СТО, нужно обращаться только к опытным специалистам. На начальном этапе следует проводить дефектовку агрегата, так как распространенной практикой является замена одной или двух изношенных деталей, однако затем счет выставляется за полный капитальный ремонт коробки передач.
Шум в коробке передач
Самый распространенный симптом поломки. Как правило, к неполадке приводит:
- низкий уровень масла. В результате, смазка не осуществляется должным образом, элементы узла трутся, что и вызывает вой. Если вы услышали шумы через несколько сотен тысяч км пробега, то это естественный процесс, так что просто долейте масла;
- поломка подшипника (в этом случае звук появляется при нажатии сцепления);
- износ шестерней. Тут необходимо полностью менять запчасти, ремонту шестерни не подлежат;
- выработка ресурса дифференциала. Понять об этом можно по вибрации КПП на высоких скоростях.
Стоит также отметить, что некоторые модели ВАЗ выпускаются с дефектом, который приводит к возникновению посторонних звуков в коробке.
Сборка и установка МКПП на автомобиль
Сборка и установка МКПП проходит в обратной последовательности разборке. Нюансы, на которые стоит обратить внимание:
- Когда устанавливается муфта, не стоит забывать про стопор;
- Подшипники устанавливаются соответственно пазов и проточки;
- Коробку нужно очистить от грязи и промазать края герметиком, перед тем, как закрыть крышку.
Ремонт МКПП – процедура достаточно сложная, но нужно помнить, что многие гаражные умельцы перебирают даже АКПП, что существенно труднее.
Это интересно: Борьба технологий
Проблемы с переключением коробки
Такие признаки неисправности механической коробки передач свидетельствуют о дефектах синхронизатора. В то же время, не стоит спешить с ремонтом узла. Сначала стоит проверить исправность механизма выбора ступеней, а также сцепления. Кроме того, к проблемам с переключением может привести:
- заедание тросика;
- плохо отрегулированный механизм выбора скоростей;
- люфт кулисы рычага.
Также будет интересно: Лучшее средство для промывки инжектора
При обнаружении подобных неисправностей лучше сразу отправиться в сервисный центр. Если продолжать ездить с поломкой, очень скоро это приведет к полной выработке ресурса синхронизаторов.
Кроме того, во время разборки узла следует присмотреться к шестерням, муфтам и вилкам.
КАК ПРОВЕРИТЬ КОРОБКУ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ПРИ ПОКУПКЕ АВТОМОБИЛЯ
Коробка переключения передач — один из самых сложных и дорогих узлов в любом автомобиле. Поэтому его ремонт или замена могут негативно сказаться на вашем финансовом состоянии. В случае если вы имеете возможность загнать машину на станцию технического обслуживания, в которой работают квалифицированные мастера, которым вы доверяете — не пренебрегайте этим. Стоимость полной диагностики обойдется во много раз дешевле, чем ремонт. В случае если, такая возможность отсутствует (покупка происходит в другом городе, а автомобиль очень понравился), проведите проверку самостоятельно.
Визуальный осмотр автоматической, механической КПП.
Все тестовые процедуры должны производиться на прогретом двигателе, при достижении рабочей температуры. Минимальное время работы автомобиля — 10 минут, этого как раз хватит добраться до близлежащей станции техобслуживания.
После подъема автомобиля на подъемник, внимательно осмотрите:
Передачу выбивает
В случае стачивания шлицов муфты и зубцов на шестернях, при отпускании педали акселератора возможно самопроизвольное выключение передачи. При подобной неисправности коробки передач следует проверить:
- правильность установки подшипника промежуточного вала;
- шток и вилки переключения скоростей;
- подушку коробки передач (при износе она будет смещаться);
- трос;
- крепление корпуса (возможно, оно ослабилось).
Содержание
- Слайд 1
НЕИСПРАВНОСТИ И ДИАГНОСТИРОВАНИЕ АГРЕГАТОВ ТРАНСМИССИИ - Слайд 2
1. Не полнота выключения (сцепление «ведет»): Обнаруживается по шуму при включении передач КПП Причины: -большой свободный ход педали сцепления; -биение ведомого диска; -заедание ведомого диска; -попадание воздуха в гидросистему; 2. Не полнота включения (сцепление «пробуксовывает»): Проявляется при трогании с места или при движении автомобиля на подъем Причины: -отсутствие свободного хода педали сцепления; -замасливание или износ фрикционных накладок ведомого диска; -поломка нажимных пружин; -поломка пружины оттягивающей муфту выключения; -коробление ведомого диска. 3. Резкое включение: Обнаруживается по рывку автомобиля при плавном отпускании педали Причины: -поломка демпферных пружин; -разрушение фрикционных накладок; 4. Неполнота возвращения педали в начальное положение: Причины: — поломка оттяжных пружин привода; -повышенное трение в шарнирах привода. 5. Преждевременный износ и разрушение подшипника муфты выключения: Причины: — частое и длительное выключение сцепления; -не своевременная смазка подшипника. Сцепление авт. ЗИЛ-431410
- Слайд 3
Диагностирование сцепления
1. Проверка свободного хода педали: Измеряется специально линейкой. Автомобили: ГАЗ -3307 35÷45мм ЗИЛ-431410 35 ÷ 50 мм КамАЗ 30 ÷ 42мм 2. Проверка полноты выключения: Проверяется по отсутствию шума при включении передач КПП. 3. Плавность включения: Проверяется по плавности трогания автомобиля.
4. Проверка полноты включения (пробуксовка сцепления): Проверяется на динамометрическом стенде с помощью стробоскопа.
- Слайд 4
1. Негерметичность: Причины: -износ сальников, уплотнительных прокладок; -засорение сапуна картера. 2. Шумная работа: Причины: -износ зубьев шестерен, подшипников, синхронизаторов КП; -мал уровень масла или плохое его качество. 3. Самопроизвольное выключение передач: Причины: -износ зубьев шестерен КП; -потеря упругости пружин фиксаторов; -износ блокирующих колец синхронизаторов или поломка его пружин. 4. Затрудненное включение передач: Причины: — Износ шлицевых соединений и подшипников; -деформация рычага или вилок привода переключения передач. 5. Перегрев и вибрация: Причины: -мал уровень масла; -ослабление крепления крышек картера; -износ и разрушение подшипников.
- Слайд 5
Прибор КИ4832 предназначен для измерения окружных суммарных люфтов в соединениях агрегатов трансмиссии: коробки передач, карданной и главной передач. Сущность этого измерения заключается в приложении через рукоятку и упругий элемент прибора определенного усилия к объекту проверки, в результате чего стрелка прибора отклоняется на угол, характеризующий величину люфта. Определенное усилие (15 и 20 Н) регистрируется подачей предупредительного звукового сигнала.
- Слайд 6
Диагностирование: -проверка биения и степени износа карданов и шлицевых соединений ; -проверка состояния болтовых соединений фланцев и крепления промежуточной опоры карданного вала — проверка состояния резиновых чехлов и сальников крестовин Неисправности: -повышенная вибрация; -резкие стуки в момент начала движения или перехода с одной передачи на другую. Причины: 1. Износ игольчатых подшипников, шипов крестовин и шлицевых соединений карданного шарнира; 2. Износ отверстий в вилках кардана; 3. Нарушение балансировки карданного вала; 4. Повреждение сальников крестовины. Карданная передача ГАЗ-53А
- Слайд 7
Неисправности и диагностика главной передачи
Неисправности: — повышенный шум различного тона и характера (стук при трогании авт., шум высокого тона и тд); -повышенная вибрация; -повышенный нагрев картера; -негерметичность и понижение уровня масла в картере. Причины: 1. Увеличение бокового зазора в зацеплении зубчатой пары в следствии износа зубьев и подшипников; 2. Разрегулировка зацепления зубчатой пары по пятну контакта; 3. Биение вала шестерни из за износа подшипников; 4. Износ сальников крестовины и уплотнительных прокладок; 5. Ослабление крепления картера редуктора и заднего моста. Диагностирование: -наличие стуков, повышенного шума и нагрева картера; -проверка герметичности и уровня масла в картере; — проверка степени износа зубьев шестерен и подшипников прибором КИ-4832;. Гипоидная главная передача авт. ГАЗ Двухступенчатая главная передача авт. ЗИЛ
Посмотреть все слайды
Виды неисправностей механических трансмиссий
Прежде чем пытаться проводить диагностику КПП, нужно узнать, какие неисправности могут случиться с данным узлом. За счет строения механизма поломки имеют особенности. Они делятся на поломки коробки и на неисправности механизма переключения.
Чтобы быстро и без особых затрат восстановить работу КПП, нужно уметь вовремя обнаруживать поломки и знать основные способы устранения. Это особенно важно, если КПП поломалась где-то в пути на трассе.
Сейчас существуют роботизированные коробки передач. Неисправностей данных коробок значительно больше, а диагностика КПП «робот» осуществляется при помощи встроенной диагностической системы или при помощи ПК со специальным софтом.
Как выявить поломку КПП?
Среди самых распространенных неисправностей механических трансмиссий можно выделить наличие посторонних звуков при установленной нейтральной передаче, шумы при любой включенной передаче, трудности с переключениями. Также передача может выключаться самостоятельно. Самая популярная неисправность – это течь масла.
Чтобы выполнять диагностику КПП — ВАЗ или любого другого автомобиля -, нужно разбираться в причинах неисправностей. Их несколько. Рассмотрим подробно каждую поломку.