Suzuki Jimny тюнинг и огромные возможности – понятия неразрывно связанные между собой, к которым следует добавить высокую проходимость и надежность. А вот внешность автомобиля за десятилетия практически не изменилась. Поэтому владельцы всячески стремятся усовершенствовать ее, подчеркнув свое особое отношение к Jimny.
Впервые Suzuki Jimny сошел с конвейера в 1968 году. Эта модель стала продолжением HopeStar ON360, которая была разработана компанией Mitsubishi. Его кузов имел рамную основу, только две двери. Под капотом был установлен двухтактных силовой агрегат, а колесная база, как в современном, была выполнена в варианте 4х4.
Именно ее взяли за основу инженеры Suzuki и построили LJ (Light Jeep), который по сегодняшний день пользуется огромной популярностью. Вместе с автомобильными технологиями совершенствовался и внедорожник. Став обладателем этого проходимца, в смысле внедорожника с высокой проходимостью, автолюбители собственноручно проводят фейслифтинг и другие более серьезные изменения.
Возможные варианты лифта
Эксплуатировать внедорожник на ровных дорогах – скучно и неинтересно, ведь он предназначен для преодоления серьезных преград. В стандартной комплектации на Джимни устанавливаются колеса с диаметром обода шины в 15 дюймов. Но можно увеличить размер шин до 26,5 дюйма без конструктивных изменений кузова.
Много это или мало – решать вам, но «зубастую» резину в таком размере найти невозможно, именно поэтому необходимо поднять кузов над рамой, а раму над мостами. И только тогда установить резину, например, BF Goodrich MT, Hanhook RT03 или аналогичную.
Вариантов увеличения может быть несколько, но каждый из них должен брать в расчет размер колес, которые планируется установить. Если лифту ваш автомобиль не подвергался, тогда будет весьма кстати поднять подвеску на 30-50 мм.
Возможных вариантов может быть несколько. Каждый из них зависит от ваших финансовых возможностей. Наиболее дешевый (читай «колхозный») можно выполнить своими руками. Его суть состоит в том, чтобы установить бюджетные запасные части или дешевые детали, используемые для комплектации отечественных авто или других недорогих кроссоверов.
Наш вердикт
Все владельцы заявляют: проехав один раз на Jimny, влюбляешься в него. Маленький, экономичный, юркий, проходимый… Однако надо понимать, что он отнюдь не идеальный: багажника нет, места сзади мало, «музыка» слабая, стоит дорого. И его так просто не купишь: на новые стоит очередь, а подержанных в объявлениях кот наплакал. В США их нет, а в Европе даже б/у жутко дорогие.
«Дорогой, да. В очереди придется стоять. Но какие есть еще варианты? Чтобы и с рамой, и экономичный. Нет других вариантов», – сказал покупатель в салоне, когда мы отдавали машину. И добавить тут даже нечего.
Бюджетный лифт
Монтаж проставок, которые можно выточить из полиамида-6 или алюминиевой болванки высотой 40-50 мм, позволяет увеличить подъем подвески. Они устанавливаются под заводские пружины, но аморты придется заменить.
На передний мост монтируются амортизационные стойки от Гранд Витары, а назад – от Нивы. От марки производителя зависит ресурс, поэтому выбирайте СААЗ или Kayaba. Также потребуется увеличить длину тяги панара, наварив вставку или сделав ее регулируемой. Тормозные шланги можно оставить заводские, только потребуется переварить крепления.
Прикупите четыре пружины для ВАЗ 2109 – целые устанавливаются на перед, а немного подрезанные назад. В этом случае подвеска будет более мягкой, «ужесточить» которую можно, установив на перед амортизаторы фирмы TOKICO, используемые в Гранд Витаре, а назад – от Нивы (Шеви-Нивы).
Также будет интересно: Как найти автосервис для профессионального тюнинга?
Лифт «по богатому»
Если предполагается эксплуатировать авто преимущественно в деликатных условиях городской черты, рассмотрите вариант австралийского бренда Old Man Emu на 40 мм. Комплект состоит из всех необходимых деталей, включающих передние и задние пружины, амортизаторы, тяги, сайлентблоки и элементы крепежа. После установки задняя подвеска станет заметно жестче, особенно в момент преодоления препятствий. В дальнейшем при установке силового бампера с подъемным механизмом будет ощущаться раскачка передка.
Чтобы устранить колебания установите комплект Dobinsons 35-40 мм, который также изготавливается в Австралии. Автомобиль будет жестче, его можно использовать для соревнований (проходит по классу ТР-1) и активной езды.
Все заводские комплекты сбалансированы наилучшим образом, поэтому беспокоиться о побочных вариантах не следует. Это и будет первым шагом к тюнингу Сузуки Джимни для бездорожья.
Если вы не хотите вносить изменения в конструктивные особенности подвески, но желаете все-таки, установить колеса с большим радиусов, тогда увеличьте размеры арок – подрежьте их края с помощью угловой шлифмашинки. В этом случае вам необходимо установить стандартные расширители арок, которые изготавливаются из пластика и предлагаются различными производителями. Заводскую защиту придется демонтировать.
Тюнинг внедорожника Suzuki Jimny. Путь воина
Маленький, но грозный во внедорожном бою, Suzuki Samurai в наши дни — большая редкость. Его место на полях и в болотах офф-роуд-сражений все чаще занимает прямой наследник — Suzuki Jimny, причем эти малыши выступают не только в близких к стандарту классах. Они часто становятся основой для создания трофийных прототипов.
Отправляясь в поход, самурай должен забыть семью и дом, как будто бы их не существовало вовсе. Чтобы не чувствовать страха смерти, воину необходимо полностью освободить свое сознание. Наш сегодняшний герой, прошедший полный курс боевой подготовки на базе в подмосковной Электростали, «на гражданку» не вернется уже никогда.
«Учителя»-механики помогли ему отсечь привязанности к поездкам на дачу и в супермаркет, избавив Jimny от задней части кузова. Вырезали все лишнее, оставив лишь места для пилота и штурмана, а багажную дверь вместе с рамкой приварили к центральным стойкам — чтобы использовать заднее стекло с обогревом и «дворником». Укоротили раму, оставив ее только под кабиной и двигателем, приварили силовой каркас и подрамники для независимой подвески на двойных поперечных А-образных рычагах.
Независимая подвеска с гигантскими ходами, вывесить прототип чрезвычайно сложно
То, что получилось в итоге, автомобилем можно назвать с большой натяжкой. «Джимник» превратился в какой-то озверевший квадроцикл на стероидах. Однако, усаживаясь за руль, я попадаю в салон почти гражданского автомобиля. Сиденья и торпедо вместе с печкой, дверные карты с электрическими стеклоподъемниками — все, как обычно. Только место спидометра в приборке занял тахометр, а датчиков стало значительно больше: можно следить за давлением, уровнем и температурой масла в двигателе и КПП, уровнем зарядки аккумуляторов, температурой охлаждающей жидкости и давлением воздуха в каждом из колес. С потолка сняли обивку, вместо нее растянули сетку для мелочей, всю электропроводку пустили через верх, со стороны штурмана расположили блок управления двигателем и предохранители в открытых колодках — для быстроты замены.
«Гражданский» салон сохранился почти полностью
На поворот ключа в замке зажигания маленький монстр отзывается звуком, похожим на раздраженное жужжание шершня, собравшегося ужалить вас в голову. Давлю на газ и тридцать седьмые «свамперы» (Super Swamper TSL Bogger 37х13.00-15LT) со спиленными через одну шашками протектора выбрасывают из-под себя фонтаны песка, перемешанного с грязью. Перед глубокими воронками в старом асфальте по пути к песчаному карьеру нужно прибавлять скорость — так мягче. На руль Jimny реагирует с небольшим опозданием, но траекторию держит, причем его не переставляет даже на серьезных ухабах.
Выезжая на песок, стравливаю давление в шинах на ходу, прямо из кабины — здесь централизованная система подкачки. Засадить этот прототип можно только в ковровом болоте, даже вывесить колесо — сложнейшая задача, при том что гигантские ходы независимой подвески искусственно ограничены ремнями и отбойниками.
Низовая тяга отличная, к тому же двухлитровый бензиновый движок от Toyota Altezza, имплантированный вместе с «автоматом», легко раскручивается, а значит, позволяет бороться с бездорожьем как в стиле «ползущей черепахи», так и в стиле «летящего дракона».
Мощный бензиновый движок отлично «крутится», Jimny получился очень динамичным
Честно говоря, передать словами ощущения от поездки на трофийном прототипе так же сложно, как объяснить вкус супа из акульих плавников тому, кто никогда не пробовал другой рыбы, кроме размороженного минтая, а прочувствовать все тонкости управления реально только в боевом режиме соревнований. Просто поверьте, что в сравнении с этим «Джимни» проходимость трактора «Беларусь» покажется вам недостаточной.
Крены в поворотах могут испугать не знакомого с подобной техникой водителя
А теперь приступим к разбору технической части.
«Игрушечные» неразрезные мосты Jimny уступили место независимой подвеске на двойных поперечных А-образных рычагах. Это дает целый ряд преимуществ: уменьшаются неподрессоренные массы, значительно улучшается сцепление колес с грунтом, ведь пары колес не связаны жесткой балкой, центральные редукторы осей не создают помех движению в колее. Независимая подвеска позволила закрыть днище «Джимника» сплошной защитой, на ней можно скользить, как на лыже.
Защита под днищем представляет собой единую «лыжу», на которой можно «скользить» по колее
Рычаги передней и задней подвески почти идентичны, как и амортизационные стойки производства FOA с выносными бачками и сдвоенными пружинами. Их характеристики подбирались индивидуально, с учетом массы и развесовки именно этого прототипа, и позволяют настраивать подвеску на различные типы грунта. Большинство подвижных соединений выполнено на шарнирных основах: в отличие от обычных шаровых опор и рулевых наконечников они не разваливаются на ходу, даже имея значительную выработку и большие люфты.
Рулевое управление — «сборная солянка» из мощного насоса гидроусилителя ZF от UAZ Patriot и тойотовской рулевой рейки, причем она соединяется с колесами через промежуточную скользящую тягу. Это позволило сместить внутренние концы рулевых тяг к продольной оси прототипа, что обеспечило нужную кинематику работы рулевого управления.
Насос гидроусилителя — ZF от UAZ Patriot. Рулевая рейка соединена с рулевыми тягами через промежуточную скользящую тягу
Ступицы с дисковыми тормозами и бортовыми редукторами от коммунального трактора МТЗ 320 — проверенное на многих прототипах «Большого колеса» решение. Бортовые редукторы доработаны и усилены, к центральным редукторам от них идут укороченные и модифицированные карданы УАЗ с крестовинами на концах. Крестовины, в отличие от ШРУСов, не нужно защищать пыльниками — «прошприцевал» и поехал, да и работают они под большими углами. Сами центральные редукторы взяли от БТР, усилили корпуса, но кроме главных пар, в них не осталось ничего «родного», например 100% блокировки с пневмоприводом взяли производства «Спрут». От задней оси к раздаточной коробке идет прямой кардан. Передний кардан пришлось пропустить через УАЗовскую «промопору», поскольку нужно было «обогнуть» КПП.
Вот мы и добрались до единственного агрегата трансмиссии, который в этом Jimny имеет отношение к Suzuki. Раздаточная коробка Suzuki Samurai известна своей надежностью, но имеет и слабое место — корпус, бывает, не выдерживает нагрузок. Его «обвязали», усилили и установили внутрь понижающий «кит» 1:4,6. Раздаточная коробка сдвинута назад и с КПП соединяется карданом.
Если на заре отечественного внедорожного движения дизели считались единственно достойными трофимобиля агрегатами, то сейчас народ «просек фишку» мощных бензиновых моторов. Правильно подобранная «бензинка» и тягу на низах обеспечивает, и «крутится» гораздо лучше дизеля, а проблемы с электрикой в бродах решаются хорошей водозащитой. Вот только под капот «Джимни» большой движок не поставишь, а турбина — жирный минус к надежности в гонке. Мощным, но компактным двухлитровым атмосферником поделилась Toyota Altezza — 215 лошадиных сил на два литра объема. Мотор поставили вместе с его «родным» пятиступенчатым «автоматом». Кстати, АКП тоже не пугает современных трофистов, наоборот, привлекает возможностью точного и плавного управления тягой. Основная проблема «автомата» — быстрый перегрев в тяжелых условиях эксплуатации, так что АКП нашего прототипа имеет дополнительный контур охлаждения с собственным радиатором и электровентилятором, установленными за задней стенкой кабины на силовом каркасе.
Двухлитровый мотор от Toyota Altezza выдает 215 л.с. Забор воздуха через шноркель, радиатор за кабиной
Там же находится и большой медный радиатор «Газели» с двумя электровентиляторами, ответственный за охлаждение двигателя — под капотом его просто некуда было ставить, да и незачем — за кабиной он гораздо лучше защищен от повреждений. Для прокачки охлаждающей жидкости была установлена мощная электрическая помпа, а компрессор кондиционера двигателя, ввиду отсутствия последнего, теперь заведует всем пневматическим хозяйством прототипа. При этом он не садит аккумуляторы, не увеличивает вес машины и не занимает места, а выдает примерно 300 литров в минуту — это много. Его мощности хватает, чтобы очень быстро изменять давление в шинах. Правда, пришлось подвести к компрессору дополнительную смазку и установить фильтры для отсечки масла на выходе, чтобы оно не попадало в спаренные восьмилитровые ресиверы.
Радиаторы охлаждения двигателя и КПП расположены за кабиной, там же — топливный бак из нержавеющей стали. Два гелевых аккумулятора по 75 А.ч. спрятаны глубоко в каркасе
Прямоточный глушитель установлен за кабиной вертикально. Дышит мотор через воздушный фильтр нулевого сопротивления в герметичном корпусе. Забор воздуха происходит через шноркель, все сапуны выведены наверх, так что полутораметровые броды — не проблема. В недрах силового каркаса прячутся два гелевых аккумулятора по 75 А.ч., а единственная лебедка ComeUp 12 500 установлена в задней части для лучшей развесовки. «Винчеваться» с ее помощью можно и вперед, и назад, но основное направление — вперед, кевларовый 12-миллиметровый трос пропущен через направляющую в раме. Правда, «лебедиться» этому маленькому монстру, в котором от Suzuki Jimny осталась, по сути, лишь часть кузова и рамы, приходится не так уж часто.
Лебедка ComeUp 12 500 расположена в заднем свесе, но предназначена в основном для лебежения вперед. Чтобы «винчеваться» назад, нужно вытянуть 12-миллиметровый кевларовый трос из направляющей и заправить в задний клюз
И все же, почему Suzuki Jimny?
Просочиться между деревьями, не завязнуть в болотине, обойти соперников по «квадроциклетной» тропе — короткий, узкий и легкий Suzuki Jimny дает массу тактических преимуществ в «гражданских» категориях трофи. Но возиться «в песочнице» надоедает, хочется «ехать везде», значит, нужно менять автомобиль? Совсем не обязательно, ведь Jimny хоть и маленький, но абсолютно честный рамный внедорожник и готов зайти по пути воина так же далеко, как и его владелец.
Фотобонус
Шноркель, так ли необходим
Установив шноркель, вы сможете не только придать экстерьеру авто вид настоящего внедорожника, но и без хлопот преодолевать водные преграды. Воздухозаборник у Сузуки Джимни расположен с правой стороны за фарой.
В штатной комплектации он справится с избыточным объемом воды до литра. Поможет отстойник-резонатор и воздушный фильтр, но часто их емкости бывает недостаточно. Тогда ваш двигатель подвергается наибольшей опасности – гидроудару.
В продаже есть заводские варианты, требующие минимального переоборудования вашего авто. Качественные комплекты изготавливаются в Корее и Австралии. Детали изготавливаются из ударопрочного пластика или полимерного материала и не имеют швов. Все крепежные элементы поставляются в комплекте. Их установка не потребует много времени и переоборудования. Хорошо зарекомендовали шноркели фирм TJM и GIZ4x4 International.
Suzuki Jimny тюнинг: передний и задний обвес
Готовите Suzuki Jimny тюнинг для бездорожья? Тогда без дополнительно оборудования не обойтись. Передний силовой обвес с лебедкой, труба с фаркопом и багажник на крышу – все эти элементы значительно снизят риск различных бездорожных неприятностей.
Если вы часто путешествуете, багажник на крышу будет весьма кстати. В силу небольших размеров поместить такой специфический инструмент, как реечный домкрат хайджек, сэндтраки, якорь для лебедки внутри проблематично, а на крыше им будет в самый раз. Верхний багажник спокойно выдержит вес в 100 кг. В дополнение к нему можно установить в передней части рамного отсека для багажа дополнительное освещение. Дополнительное освещение можно устанавливать и во время тюнинга Нивы.
Для установки вам потребуется плоская отвертка и ключ на 10. Сняв поперечины, установите элементы крепления, а затем прикрутите к ним багажник. На все про все у вас уйдет не более получаса.
Также будет интересно: Тюнинг Рено Логан: как сделать своими руками
Установив передний силовой обвес, вы сможете решить сразу две задачи: защитить переднюю часть от механических повреждений и использовать его в качестве крепления для поднятия автомобиля хайджеком в случае эвакуации. Передний бампер идет в комплектации с пластиной, защищающей нижнюю часть днища авто. В некоторых моделях переднего обвеса предусмотрены места для установки лебедки.
Однако, ее можно прикрепить и на заводской передний обвес. Для этого необходимо подрезать нижнюю часть бампера, уменьшив передний свес. Дополнит конструкцию поперечная труба, немного выступающая вперед и расположенная в нижней части бампера. Такой монтаж не повлияет на проходимость, так как клиренс останется без изменений.
Аналогично решается вопрос и сзади автомобиля. Для того чтобы не перегружать машину, достаточно будет трубы диаметром 2 дюйма. Она соединяется со штатными посадочными местами рамы при помощи 5 мм швеллера. В среднюю часть устанавливается фаркоп или кольцо для зацепа. В штатном бампере прорезаются отверстия (ниже фонарей) для крепежных элементов.
Большинство дополнительных деталей можно приобрести в специализированных магазинах. Они полностью адаптированы под заводские крепления, поэтому их установка не потребует изменения конструкции авто, придется внести только мелкие изменения.
Если всерьез планируете эксплуатировать авто в суровых условиях, обязательно установить защиту раздаточной коробки, бензобака, продольных рычагов и задних амортизаторов. Общий вес всех дополнительных элементов и приспособлений будет около 100 кг.
Владельцы Suzuki Jimny, эксплуатирующие авто в комфортных условиях, часто отмечают, что силовые агрегаты (бензиновые и дизельные) имеют недостаточно быстрый отклик при нажатии на педаль акселератора, особенно при небольших оборотах. Это и не удивительно, ведь в бензиновом варианте у Сузуки под капотом всего 85 лошадиных сил.
А что внутри?
Кто-то хочет себе синий Lamborghini, но у нас сегодня на тест-драйве синий Suzuki Jimny. И это что-то вроде суперкара: у Jimny нет багажника, стоит автомобиль очень дорого, при этом все на него оглядываются!
Ассоциации с модной песней возникли вовсе не случайно, ведь Suzuki Jimny тоже что-то эксклюзивное. В 2021 году в Нью-Йорке он получил звание лучшего авто для города. И при этом имеет рамный кузов, неразрезные мосты, полный привод Part-time и понижающую передачу.
Да, этот внедорожник действительно хорошо подходит для города. Он компактный, комфортный, у него отличная обзорность и экономичный 1,5-литровый мотор, который может агрегатироваться со старым 4-диапазонным «автоматом» Aisin. А выворот колес такой, что машина разворачивается буквально на пятачке!
Если Lamborghini – для гоночных трасс, то Jimny многое способен на бездорожье. В том числе и благодаря своему низкому весу чуть больше тонны. В его легкости и компактности – сила.
Если оглянуться, то конкурентов у этой машины толком и нет. Даже Defender уже лишился рамы, рамные машины с Part-time и мостами – исчезающий вид. Допустим, есть компактный трехдверный внедорожник LADA Niva, который в три раза дешевле. Да, без рамы, но он тоже легкий и весьма силен на бездорожье. Но Niva менее комфортная и менее надежная. Ездить на этой машине на работу и с работы банально неудобно. В этом и эксклюзивность Jimny: его очень удобно использовать для поездок по городу благодаря небольшим размерам и экономичности, вполне можно передвигаться и по трассе, при этом даже в «стоке» он весьма силен на бездорожье.
Но насколько силен? Сегодня проверим, попробовав «засадить» его в грязи.
Конечно, Jimny далеко не идеален. Пластик в салоне жесткий, а местами внутри и вовсе голый металл. Сзади тесно, а багажник чисто номинальный. Звук музыкальной системы с двумя колонками совсем слабенький. И стоит все это удовольствие аж 28.000$ в максимальной комплектации, как у нас на тесте. «Начинаются» цены с 23.600$, что тоже немало. Но очередь на него стоит два месяца из-за небольших квот на наш регион.
И вроде бы все такое простенькое, но ведь удобное. Кресло регулируется только в четырех направлениях, а руль – в двух, на себя не вытянешь. При этом все под рукой. Шумоизоляция тоже весьма неплоха для автомобиля такой концепции.
Есть подогревы сидений, круиз-контроль, однозонный климат-контроль, мультимедийная система с навигацией и светодиодные фары. В общем, ничего лишнего в плане комплектации, но при этом всего достаточно.
На задний ряд сесть можно только справа, водительское кресло вперед не отъезжает. Рослым пассажирам тут будет явно тесно, но с ростом до 170 см ездить можно. И есть крепление Isofix для установки детского кресла. Все, больше сзади ничего нет.
Багажник чисто номинальный, тут даже небольшая лопатка с сапогами поместятся с вопросами. Официально его объем 85 литров, со сложенным задним рядом до оконной линии – 377 л, до потолка 830 литров. Зато в багажном отделении есть «прикуриватель» – мелочь, а приятно.
Но если сложить задний ряд, то места уже приличнее, пол ровный. Даже стиральную машину можно перевезти. Проверено: при одной сложенной спинке здесь помещается детское кресло. То есть молодой семье с одним ребенком места должно хватить. В тесноте, да не в обиде.