Проблемы и надежность двигателя Smart Fortwo 2-го поколения (3B21 / M132)

Субкомпактный автомобиль Smart 2-го поколения (кузов 451) поступил в продажу в ноябре 2006 года. По сравнению с предшественником, это был более добротный автомобиль. В нем было решено много досадных проблем, которыми «славился» Smart 1-го поколения.

Под капотом, вернее в задней части кузова, прямо над задней осью, появились новые бензиновые двигатели. Если 1-й Smart довольствовался бензиновыми двигателями объемом 600 и 700 кубиков, то 2-й Смарт заполучил совершенно новые 1-литровые двигатели, среди которых был и турбированный агрегат. Двигатели по-прежнему имели по 3 цилиндра. Но сами бензиновые моторы – совершенно другие. Во-первых, их создателем является не компания Daimler, а Mitsubishi. Во-вторых, японские моторы оказались гораздо более надежными. Если немецкие агрегаты едва выхаживали 100 000 – 150 000 км, то ресурс японских моторов увеличился вдвое.

Эти двигатели имеют алюминиевый блок c открытой рубашкой охлаждения, по 4 клапана на цилиндр, без гидрокомпенсаторов, имеет цепь в приводе ГРМ и фазовращатель на выпускном распредвале.

На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть разборку 1,0-литрового двигателя Mitsubishi 3B21, снятого со Smart 2009 года выпуска.

Выбрать и купить двигатель для Smart вы можете в каталоге на нашем сайте.

В оригинале данный двигатель Mitsubishi имеет обозначение 3B21, а в каталогах Smart – M132. Мы будем разбирать атмосферный двигатель, снятый со Smart 2009 года выпуска.

Проблема с «микрогибридом»: какие неприятности сулит стартер-генератор

С октября 2008 года автомобили Smart с атмосферным двигателем штатно оснащались так называемой «микрогибридной технологией», она скрывается под аббревиатурой MHD. У такого двигателя нет привычного стартера. Функция стартера возложена на особый стартер-генератор, который соединен со шкивом коленвала ремнем. По сути «микрогибрид» работает как система Старт-Стоп: она глушит двигатель при снижении скорости движения до 8 км/ч при нажатой педали тормоза. И запускает вновь, когда водитель отпускает педаль тормоза. Система работает только при прогретом двигателе и хорошо заряженной АКБ. При маневрировании на парковке она не останавливает двигатель, также ее можно отключить, если остановки и перезапуски двигателя мешают при движении в пробке. В целом такая микрогибридная технология позволяет экономить до литра топлива на 100 км.

Но при этом микрогибридные Smart на вторичном рынке дешевле простых, т.к. система оказалась хлопотной. Ее репутацию испортил инженерный просчет: подшипники вала стартера-генератора оказались неспособны выдерживать сильное натяжение навесного ремня. Довольно скоро, уже к 2010 году проблема стала массовой: подшипники стартера-генератора изнашивались, что приводило к перекосу всего ротора и шкива.

При этом возникает ряд проблем. Во-первых, естественно, из-за перекоса шкива, изнашивается приводной ремень. Он изнашивается и стирается с одной стороны. В итоге сначала возникает скрип при запуске двигателя, а затем ремень просто рвется. В итоге, нужно менять и ремень, и ремонтировать весь стартер, для чего был выпущен ремкомплект (A1321500016) с новыми подшипниками корпуса и валом. Правда, для его установки придется специальным инструментом рассверливать более широкие посадочные отверстия в корпусе стартера-генератора. Или же можно купить новый стартер-генератор (A1329060026).

Во-вторых, если ремень будет проскальзывать во время движения или оборвется на ходу, то генератор и помпа перестанут вращаться. Пропадет зарядка и циркуляция охлаждающей жидкости в головке и блоке двигателя. Если сразу не придать значения индикатору отсутствия зарядки, то буквально за 2 минуты можно перегреть двигатель. Головку блока скрутит, антифриз и масло начнут смешиваться из-за нарушения герметичности прокладки ГБЦ. Кроме того, нередко от перегрева деформируется и блок цилиндров. В общем, за пару минут работы без циркуляции антифриза этот двигатель погибает.

В-третьих, микрогибридный двигатель Smart очень плохо запускается при низкой температуре окружающей среды. В зависимости от износа ремня и биения генератора, проблемы с запуском могут начаться уже при температуре 0°С. Т.е. стартер-генератор будет вращаться, но ремень останется неподвижным. При этом будет слышен скрип или шелест от скольжения шкива генератора по ремню. К каким только мерам не прибегают владельцы таких «Смартов». Они и поливают кипятком ремень, и заворачивают его в грелки. Все ради того, чтобы задубевший ремень стал эластичным. Или же просто меняют ремень на новый оригинальный, который первое время неплохо сопротивляется морозам.

Выбрать и купить стартер-генератор для двигателя для Smart вы можете в каталоге на нашем сайте.

Относительно врожденной проблемы со стартер-генератором инженеры пытались в несколько этапов побороть эту проблему микрогибрида. Сначала, в 2010-м году, они предложили усиленный углеволокном ремень, затем последовали шайбы для выравнивания генератора и даже стальные втулки и новые болты для его надежного крепежа. Если вибрирующий генератор разобьет проушины, то придется менять или завтуливать переднюю крышку двигателя. Ну и, конечно, инженеры предложили уже упомянутый ремкомлект и новый усиленный стартер-генератор.

В общем, ничего удивительного, что на вторичном рынке Smart 2-го поколения с Старт-Стоп заметно дешевле, чем такие же «Смарты» без этой системы. В остальном двигатель не имеет слабых мест. Обратим внимание на редкие случающиеся проблемы.

Где искать номер двигателя Smart ForTwo

Если вы только что продали своё сокровище под названием Смарт, и теперь просматриваете этот сайт с лёгким ностальгическим настроением, то вам данная статья уже не пригодится. Другое дело, если Вы внезапно обрели статус Смартовладельца. Причём совсем недавно. И ещё не успели поставить машину на учёт в доблестных органах автоинспекции. Вот тут и начинается самое интересное…

Начнём с начала. Межрайонное регистрационно-экзаменационное отделение отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения (в просторечии МРЭО) есть очень уважающая себя организация. Появляться там без предварительной подготовки — только зря время терять. Под подготовкой я подразумеваю доскональное изучение мест расположения основных номерных агрегатов автомобиля (кузов, двигатель), а также собственно номеров на них.

Итак, Вы в МРЭО. Ставите машину на площадку для осмотра. Отдаёте документы на оформление симпатичной девушке или молодому человеку, противоположного Вам пола (Что, их нет? Какого дьявола, выберите другое МРЭО, коммерческое) и спокойно отправляетесь обратно к машине ждать инспектора. Обычно инспектор подходит к Вашему авто спереди и злобно осведомляется, почему у Вас не открыт капот. Попробуйте его открыть. Получилось? Но мотора не видно? Где у смарта мотор? Ничего страшного. Обычно у Смарта капот сзади, в багажнике. А под ним и двигатель.

Поднимаете ковровое покрытие багажника и видите железную крышку с болтиком, который её фиксирует. Это и есть «капот». Болтик откручивается против часовой стрелки. Далее возможны варианты.

  • Вариант первый. Инспектор в течение часа судорожно ищет номер двигателя Вашего Смарта. Не находит. Удаляется в задумчивости.
  • Вариант второй. Инспектор спрашивает у Вас, где расположен номер двигателя, и, не получив ответ, радостно убегает. В этом случае Вы понимаете, что инспектор – <�дятел, причём негодный>.

Нервно бросив недокуренную сигарету, Вы набираете номер знающего человека.

Естественно, абонент недоступен или телефон абонента выключен.

Но не волнуйтесь. Все не просто просто, а очень просто.

Посмотрите на моторный отсек сверху.

Слева виднеется ребристая хреновина (1) с вентилятором, справа маленькая светлого металла фиговина (2), от которой в сторону отходит тонкая загогулина (патрубок). А между ними на фотографии что-то желтеется. Это маленькая лампочка (я сам её туда засунул), которая в данный момент освещает площадку с номером двигателя. Раздвинув пару резиновых патрубков (3, 4), Вы и сами увидите эту заветную площадку. Номер двигателя автомобилей Смарт состоит из 14 знаков, расположенных в два ряда. Номер читается с приличного расстояния (при наличии бинокля), или невооружённым глазом с расстояния 7,5-15,2 см. Специальное инспекторское зеркальце не требуется. Выглядит он примерно так.

14 цифр расположены в два ряда. Кстати, проверьте сами заранее идентичность номера на двигателе и в Вашем ПТС, выданном таможенным органом. Инспектор МРЭО, обнаруживший расхождение в документе и реальности, запросто пропишет Вам рецепт на штрафстоянку. Далее. Инспектор попросит Вас предъявить ему Вашего авто. Не показывайте ему наклейку в моторном отсеке. Она ему не нада. Ему подай где чего на кузове штампом выбито. Это потребно искать под ковриком пассажирского сиденья. Откиньте-ка коврик, ну-ка! Ха! Оказывается, там находится пенополиэтиленовая панель, закрывающая аккумулятор. И она не пуста!!! В ней лежит симпатичненький крюк для буксировки автомобиля.

Самое смешное, что эту панель тоже надо извлечь. Предварительно открутив (против часовой стрелки) пару фиксаторов (5,6). Однако, если надо очень срочно, можете выдрать её к чёртовой матери, и всё тут. Наплевать, потом пылесосом очистите салон от обломков пластика. Под панелью – кто бы мог предположить – оказывается мирно лежащий аккумулятор. А рядом, на кузовной панели, и номер выбит.

Если у вас Smart 2002 года и моложе, то номер кузова выбит в моторном отсеке. Поднимите коврик, снимите крышку моторного отсека, поднимите коврик немного выше и увидите номер кузова, выбитый на противоположной от наклейки с номером кузова кузовной панели.

Увидит cие инспектор, и умиротворятся мысли его. А заодно и возликует душа Ваша, поскольку близок миг избавления от сует МРЭОских. Через пару часов получите регистрационные номера и в путь! А что касается вопроса, вынесенного в название статьи – зачем МРЭО и т.д. – а не знаю! Но могу предположить. Вы сколько денег там оставили? Вот для этого. Счастья Вам, братья и сестры.

Автор статьи: Александр Марков

Информация взята на https://mysmart.ru

Если Smart вообще не заводится

Есть еще несколько причин, из-за которых мотор Smart не запускается. Это окисление провода на «массу» в месте его контакта к кузову рядом с АКБ и поломка актуатора сцепления. Ресурс актуатора на Smart 2-го поколения вдвое меньше, чем на предыдущей модели.

Ну а если двигатель не заводится только на горячую, то скорее всего, вышел из строя датчик положения коленвала.

История модели

Smart ForTwo создан по инициативе швейцарского бизнесмена Николоса Хайек (основателя часовой компании Swatch) при сотрудничестве с Mercedes. Название автомобиля говорит само за себя — количество человек, на которое он рассчитан.

Первые экземпляры двухместного ForTwo попали в салоны в 1998 году. В 1999 году модельный ряд пополнился дизельной модификацией. Спустя 2 года (в 2001 году) автомобиль прошел тщательную модернизацию, а в списке предложений появился кабриолет. Еще через год (в 2002 году) модель пережила фейслифтинг, а к линейке присоединилась версия Brabus. С тех пор Смарт Форту продавался до 2007 года в неизменном виде.

Масло в свечных колодцах

Между свечными каналами и легкосплавной клапанной крышкой установлены резиновые уплотнительные кольца. Кольца дубеют, что происходит при пробеге в 100 000 км. Из-за этого масло потихоньку проникает в свечные колодца, что заканчивается пропусками зажигания в цилиндрах.

Выбрать и купить катушку зажигания для двигателя для Smart вы можете в каталоге на нашем сайте.

Клапаны

Диаметр штока (или «ножки») клапана на литровом двигателе Smart составляет 5 мм. Похоже, этой толщины недостаточно, т.к. бывают случаи поломки штока клапана.

По регламенту измерение тепловых зазоров нужно проводить каждые 90 000 км. Как правило, этот мотор не нуждается в регулировке зазоров на протяжении 200 000 км. Отметим, что тепловые зазоры регулируются максимально неудобно и дорого: подбором толкателей-стаканчиков, для замены которых необходимо снимать оба распредвала. Как вариант, для выставления зазоров некоторые умельцы подтачивают пятаки в этих стаканах и даже штоки клапанов.

Выбрать и купить ГБЦ (головку блока цилиндров) для двигателя для Smart вы можете в каталоге на нашем сайте.

Жор масла

Бензиновый двигатель Smart 2-го поколения не имеет проблем с жором масла, что выгодно его отличает от мотора на машине первого поколения. Этот двигатель гораздо ресурснее и выносливее, цилиндро-поршневая группа служит очень хорошо. Этот двигатель следует заправлять маслом с допуском Mercedes 229.5 и менять его каждые 10 000 км.

Выбрать и купить двигатель, навесное оборудование и любые запчасти для различных моделей Smart Fortwo, Smart Forfour, Smart City и Smart Roadster и других вы можете в каталоге на нашем сайте. Здесь по ссылке вы найдете актуальный перечень конкретных автомобилей Smart Fortwo, Smart Forfour, Smart City и Smart Roadster у нас на разборке.

Двигатели Смартов. Ресурс и ремонт.

Тут речь идёт о смарте ForTwo… Но это всё также относится и к ROADSTER

0,7 от 0,6 можно отличить лишь по VIN и начинается он с WME450…

0,7 пошел с 2002 года, 0,6 сняли с производства в 2003, а дизель выпустили в 2000.

MCC Smart ForTwo CDi 2007 года – самый маленький в мире дизель с непосредственным впрыском от DaimlerChrysler объемом 0,8 л в 45 л.с. Максимального крутящего момента в 110 Нм достигает на 2000-2500 об/мин.

Расходует всего 3,3 л/100 км в смешанном цикле, то есть бензобака 33 л хватит на 1000 км пути.

При среднем Европейском пробеге 15 000 км в год, MCC Smart ForTwo CDi придется заправить за это время всего лишь 15 раз.

Дизель, если в приличном состоянии, надежнее, экономичнее, тяговитее, экологичнее, его реже и дешевле обслуживать и ресурс у него больше.

Дизель носится, как и бензиновый, а иногда даже и пошустрее, если бензиновый маломощный. Все-таки это уже современные эффективные дИзели, а не тихоходы прошлого века.

Зимой в -30? исправный дизель MCC Smart, как и бензиновый, заводится без проблем, что подтверждают многие владельцы в холодной части России.

В двигателях MCC Smart сливных отверстий нет, поэтому только откачка вакуумным насосом. Каждые 7-10.000 км 2,7-3 литра синтетического масла класса MB229.5. Минералка и любая иная дешевка неминуемо (и можете совершенно не сомневаться) приводит к износу колец, дымлению, увеличению расхода масла на угар, соответственно убиванию ресурса двигателя и дорогостоящей турбины.

Моторы побегавших MCC Smart, как дизельные, так и бензиновые, как правило, маслице ням-нам, но до 1 л на 1000 км во всей Европе считается не криминал. Турбина и колечки, усердно насилуемые каждый день любителями погонять, благо машинка очень даже располагает, неминуемо требуют закономерную ежедневную порцию. Поэтому за уровнем требуется следить регулярно и поддерживать его в пределах середины щупа.

Перелив категорически недопустим – продавит сальники и прокладки, а недолив – дорогостоящая переборка движка.

Среди многих в мире есть мнение, что если двигатель особо рьяно не дымит, то забить, лить все равно качественную синтетику и наслаждаться жизнью.

В принципе, в вопросе рентабельности стоит просто потыкать пальчиком в кнопочки калькулятора, наморщив лобик. Если лить синтетику душит жаба, то лучше двигатель вовремя перебрать, ибо за год доливание масла обернется минимум половиной суммы приведения его в полный порядок.

И, естественно, чем позже это будет сделано, тем выйдет дороже.

Долгое время я разделял мнение, что двигатель MCC Smart не способен прожить столько, сколько его пластиковый кузов. И что средний ресурс мотора MCC Smart около 150-200.000 км.

Однако, собственные ежедневные поездки на многих MCC Smart ForTwo, частые междугородные путешествия, все более растущий опыт организации ремонтов моторов и турбин членов MCC Smart Club BY показывает, что это не совсем так.

У специально спроектированного турбированного агрегата более мощный коленвал, усилены вкладыши, иные фазы газораспределения, по-другому отрегулированы и настроены топливная аппаратура, система зажигания и многое другое…

Ресурс двигателей с турбонаддувом не меньше, чем ресурс атмосферных, поскольку проектируются они специально и имеют соответствующий запас прочности.

Я с каждым днем все больше и больше убеждаюсь, что повсеместный в Европе столь низкий ресурс маленьких двигателей связан с низким уровнем культуры эксплуатации.

При идеальном топливе (АИ95-98) и масле (синтетика), стиле езды (со старта не гнать, после каждой остановки не сразу глушить двигатель), при щепетильном обслуживании и самое главное – правильной эксплуатации пробег возможен значительно больше.

Еще раз самый главный фактор – правильная эксплуатация, дамочки!

То есть, всегда прогревать двигатель, желательно в движении и особенно, если ниже 5?, не перекручивать обороты, быстро не ускоряться, плавно тормозить, передачи переключать вовремя, остановившись, никогда не глушить двигатель сразу, а дать ему пару минут поработать на холостом ходу…

(только где ж такое бывает, да еще и на MCC Smart…

Вред от прогрева на холостом ходу в повышенном износе Цилиндро Поршневой Группы, укорочении срока жизни свечей, масла, ухудшении экологии и чем меньше времени занимает прогрев до рабочей температуры, тем двигатель износится меньше. На месте прогрев занимает 15-20 мин., а при движении 5-10 мин. и соответственно время пока «лишний» бензин полощет стенки коллектора, клапанов и смывает масло со стенок цилиндров будет минимальным, как и износ двигателя и турбины.

Поэтому прогревать двигатель целесообразно, не отравляя соседей во дворе, а, как только после запуска он сбросил обороты, начинать движение и ехать, не спеша, до загорания 1-го яйца температуры. На сигналы сзади можно вежливо поднимать средний палец любой руки. (В уме, конечно).

Отдельной оды заслуживает Anamegator, позволяющий буквально в разы увеличить ресурс двигателя, турбины и коробки передач даже при достаточно неряшливой эксплуатации.

Залив пару раз Anamegator в масло и проехав на нем более 10000 км, регулярно применяя Anamegator топлива в дальнейшем можно без особого прогрева ездить в мороз, безболезненно ускоряться, увеличивать пробег масла, а в коробке следующую замену сделать аж через 200000 км. И так далее, но больше информации в отдельной ссылке…

Как уже показывает мой реальный опыт организации ремонтов нескольких автомобилей, если MCC Smart слишком напрягали и плохо кормили, то прогоревшие клапаы и поршни, лопнувшие кольца, яйце-образные стенки цилиндров и убитая турбина гарантированы.

Спохватившись вовремя, можно отделаться лишь переборкой с заменой колец, вкладышей, масло-съемных колпачков, некоторых прокладок, сальников, свечей и их проводов, которые поменять стоит обязательно, не взирая на их добротный вид. Mercedes особенно чуствителен к качеству высоковольтных проводов – доказано!

В случаях более запущенных – дорогостоящие шлифовки, проточки, перегильзовки и метание капусты по адресу поставщиков з/ч и механиков…

Слава Силам, «коллективный разум» MCC Smart Club BY знает Мастеров, владеющих всеми секретами и специфическими нюансами автомобиля MCC Smart. Поэтому любой ремонт реален и гарантирован.

Наивные дилетанты, думающие, что легче и проще купить другой б/у двигатель, как правило, приобретают на радость ушлых продавцов мотор с таким же, если даже не с бОльшим пробегом. Последствия очевидны…

В Европе большинство MCC Smart продают с пробегом свыше 100.000 км. То есть, с закономерным и значительным износом основных узлов. Приобретая любой маленький автомобильчик с таким пробегом и выше, надо уже хотя бы морально готовиться к вышеперечисленным мероприятиям и затратам.

Высокие обороты двигателей малого объема уже к 150-ти тысячам км сводят на нет маслосъемные кольца. Масло уходит литрами…

Особенно большой расход масла случается из-за лопнувшего кольца. В таком цилиндре на выкрученной свече всегда будет масляный нагар.

Из-за несвоевременного долива неизбежны масляные голодания. Увеличение абразива в масляном тракте начинает напрягать турбину, которая в свою очередь начинает еще больше убивать мотор… Порочный круг замыкается…

Вот почему среди владельцев MCC Smart с большим опытом уже сложилось достаточно справедливое мнение, что лучше взять потрепанный экземпляр, полностью восстановить его и после этого надолго иметь надежный MCC Smart, чем покупать красивенький свежепригнаный экземпляр, который в итоге очень скоро закономерно потребует дополнительных вложений.

Чистые фильтры – важнейшее слагаемое высокого ресурса двигателя.

Грязный, давно требующий замены масляный фильтр ничего на самом деле не фильтрует. Масло проходит мимо него через перепускной клапан и, будучи загрязненное взвешенными отработанными частицами, начинает постепенно выполнять роль наждака, что приводит к абразивному износу деталей.

Это касается и воздушного, и топливного фильтра.

Важная и мало кому известная деталь – твердые частицы, пропущенные засоренными или фильтрами убогих производителей, внедрившись в мягкие металлы пар трения будут продолжать свою вредительскую деятельность еще очень долго, несмотря на все последующие замены свежего масла, промывки и продувки.

После капитального ремонта с проточкой, шлифовкой и притиркой фиг знает чего там понадобится можно расчитывать на новые 100-150.000 км. Расход масла уменьшается почти до нуля, двигателю возвращается былая мощность.

Если постоянно применять Anamegator, то этот ресурс можно увеличить в разы, но пять же, при правильной эксплуатации и щепетильном уходе.

Ведь Anamegator для MCC Smart является, пожалуй, просто идеальным спасением. Как, собственно, для любых двигателей внутреннего сгорания, коробок и редукторов, но для для малообъемников – сверх актуально! Мой многолетний личный опыт, а также опыт моих коллег позволил обеспечить увеличение мощности, приемистости, наката, а также снижения расхода масла, дымности и CO.

Все подробности об этом уникальном препарате в отдельной ссылке Anamegator.

И поскольку MCC Smart, как и велосипед, единожды купив, смысла продавать нет никакого абсолютно, ваш благодарный внучек или тем паче внучка, сняв его с гвоздя в сарае и очистив от паутины, не раз помянет вас добрым словом, наезжая километры в оживленных городских потоках.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: